|
Сонди Леопольд. Учебник экспериментальной диагностики влечений.Категория: Библиотека » Судьбоанализ | Просмотров: 218141
Автор: Сонди Леопольд.
Название: Учебник экспериментальной диагностики влечений: Глубинно-психологическая диагностика и ее применение в психопатологии, психосоматике, судебной психиатрии, криминологии, психофармакологии, профессиональном, семейном и подростковом консультировании, характерологии и этнологии. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В нашем распоряжении в настоящее время нет материала с данными результатов пропорциональных методов, относящихся к «следоходу» (ThKP). Применение обоих методов на больших группах здоровых людей-профессионалов и в различных категориях психически больных пациентов и у преступников остается задачей будущего.
РАЗДЕЛ Ч ФАКТОРИАЛЬНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ НА КАРТОЧКИ ТЕСТА редставленные нами качественные, количественные и пропорциональные методы истолкования имеют общую черту невербалъности. В качестве фундамента этих методов, естественно, служат «бессловесные» выборы. А это означает, что истолковываются не словесные высказывания И., а его невербальные действия. Это отличает наш тест выборов от хорошо известных тестов «высказываний», именно поэтому мы и называем его «корневым тестом» в отличие от «тестов представлений», при которых интерпретируются называемые И. образы и представления. Но это основополагающее различие отнюдь не исключает возможности того, что карточки тестового аппарата после обязательно делаемого невербального выбора дополнительно используются и в качестве стимульного объекта для ассоциаций, то есть для бессознательных инсайтов — в смысле фрейдовского метода свободных ассоциаций (инсайта), использовавшегося при толковании сновидений. Критерии применения метода инсайта в работе с нашими карточками: I. В 1947 г. я описал метод ассоциативного факторного эксперимента (в первом издании учебника). Из выбранных двенадцати симпатичных и двенадцати несимпатичных карточек перед И. заново, теперь уже по отдельности, раскладываются карточки со следующей инструкцией: «Внимательно еще раз посмотрите на эту карточку и скажите, что вы при этом чувствуете, о чем или о ком вы при этом думаете». В работе со взрослыми мы дополнительно спрашиваем: «Какой, как вы думаете, могла быть судьба у этого человека?». Мы ожидаем от И. бессознательных инсайтов относительно изображенных на карточках персонах и вовсе не ограничиваемся чисто формальными, поверхностными ассоциациями. Поэтому мы не ограничиваем время проведения эксперимента. При необходимости мы просим И. ассоциировать и дальше, причем, естественно, мы не должны своими вопросами произвольно направлять его ассоциации. Полученные ассоциации мы распределяем по категориям в соответствии со схемой, показанной в пункте III. II. Этот метод применяется и для выявления специфического провоцирующего характера отдельных карточек и служит нескольким целям: • как и в психоанализе, мы получаем важный бессознательный материал, который может осветить травматический генезис психического расстройства; • И. очень часто описывает собственное положение в семье, в обществе. Чаще всего И. изображает перед нами свою собственную судьбу; • при этом методе обнаруживаются симптомы, которые могут быть использованы для дифференциации неврозов и предпсихотических состояний или манифестных психозов. Такой способ применения нашего теста особенно важен при психодиагностике пограничных состояний, когда у нас нет возможности провести полный восьми- или десятисерийный эксперимент. III. Распределение факторных ассоциаций на карточки. A. Объективные, поверхностные ассоциации. 1. Формальное описание карточки: может быть целостным или частичным. 2. Формальное описание персоны: a) на основе эстетических признаков (красота, уродство и т. д.); b) на основе ума (глуп, рассудителен и т. д.); c) на основе душевного состояния (веселый, печальный и т. д.); d) на основе патологических признаков (шизофреник, маньяк и т. д.). B. Чисто инстинктивно-факторные ассоциации, полностью соответствующие провоцирующему характеру карточек. Мы называем такие ассоциации адекватными фактору. C. Субъективные, неадекватные фактору ассоциации. В этих случаях карточки теряют свой факторно-провоцирующий характер; ассоциации определяются комплек- сами. 1. Ассоциации, обусловленные комплексами или бредовыми идеями: a) переднеплановые ассоциации-комлексы; b) заднеплановые ассоциации-комплексы; c) инвертированные ассоциации-комплексы (например, гомосексуальные ассоциации на карточки садистов и наоборот, или параноидные ассоциации на карточки кататоников). 2. Нарушения понимания карточек: a) исчезновение границ между действительностью и экспериментом; b) иллюзии и ошибки в восприятии. 3. Расстройства рассудка: a) неадекватные, непонятные ассоциации; b) персеверации; c) конфабуляции. 4. Расстройства идентификации: a) высказывания об идентичности изображения и испытуемого; b) высказывания об идентичности изображения и одного из знакомых испытуемого. 5. Расстройства аффективного поведения испытуемого: a) реакции шока и блокировки; b) реакции ярости и гнева; c) плач-смех; d) полуобморочное состояние. IV. Глубинно-психологически необходимо интерпретировать только те инсайты, которые в действительности содержат бессознательный материал. Поверхностные ассоциации диагностически совершенно бесполезны. К сожалению, некоторыми исследователями уделяется недостаточное внимание этому критерию, и поэтому они приходят к совершенно неправильным выводам относительно ассоциативного воздействия отдельных карточек. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|