|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46592
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Эти фрагменты истории задаютнекоторую перспективу тому поиску, который начался две тысячи летназад и еще не завершился Нынешние идеи поражаютсвоим разнообразием Помимо инстинктов, влечений, потребностей, ценностных векторов и чувств мы вспречаем привычки, установки, синдромы, регионы, эрги, личностные конструкты, предпочитаемые паттерны, измерения, факторы, схемы, черты и тенденции Каждый автор предпочипаетодин из этих типов единиц и предлагаетсвои определения и субклассификации Но даже если несколько авторов согласны пользоваться определенным типом единиц (например, факторами), они часто расходятся в том, какие конкретно единицы должны относиться к этому типу
Мы не будем пытаться определить или объяснить все эти предложения Однако в этой и в последующих главах мы рассмотрим некоторые из них Единииы «стимула—реакиии» В этом месте мы должны обратиться к фундаментальному для теории личности положению Назовем его доктриной специфичности Эта точка зрения, хопя и менее популярная, чем двадцать летназад, все еще широко распространена в Америке Она упеерждаещ что «личность состоитиз тысяч независимых особых привычек» Другими словами, она оприцаетсущестование организации на более высоких уровнях, которые имеются в виду при обычном использовании понятия «черта» Сущеспвенный элемент— конкретная привычка Единспвенной единицей можетбыпъ «конкретная поведенческая пенденция, которую следует определять через конкретный стимул и конкретную реакцию»4 2 Bernard L L Instinct a study m social psychology N Y Holt, Rmehart and Winston, 1924 P 220 3 Murray H A Toward a classification of interactions // Toward a general theory of action / Ed by T Parsons, E A Shils Cambridge (Mass ) Harvard Umv Press, 1951 P 463 4 Hartshorne H, May M A , Shuttleworth F К Studies m the organization of character N Y Macmillan, 1930, Symonds P M Diagnosing personality and conduct N Y Appleton-Century-Crofts, 1931 Ch 9, Coutu W Emergent human nature N Y Knopf, 1949 Поиск элементов 357 Леманн и Уигти решитглъно утерждают «Баппреи гшспов, созданные для измерения ппких черткак упорсто, агрессивноспъ или чеспиоспъ, даютстзль ненадежс-ные и неуступчивые результты, чт> вновь и вновь возникаетсомнение, чпо общие черггы дейспвигтльно существуют)5 В определенной мере обыденный опытподтерждаетэпи взгляды Веемы знаем людей, аккурапиых в одежде, но неряшливых за егюлом, свяпых в священную суббо-пу и дьяволов в другие дни недели, робких в офисе и пиранов дома Но разве мы не знаем гткже людей, когюрые почтл всегда аккурапиы, застнчивы, циничны или навязчивы7 Мы почно можем предсказапъ их поведение в новых сипуациях Их черпы оказываются генерализованными Сторонники специфичности! опираются на еппрое исследование воспиппния характера6 Эт> исследование было выполнено изобреттельно и тцатглъно Иссле-доватгли еппвили конкрепиые задачи перед сопиями дети Деткие огтепы давали возможности изучипъ свидетлъста «за» и «пропив» сущестования ппких декларируемых черткак хипроспъ, полезноспъ, кооперапивноспь, упорспво и самоконпроль Окончательный вывод гласил, чт> эпи черпы являются «скорее группой конкрепных привычек, чем общими черппми» Вотпример ппких результате Депям давали возможность украспъ пенни (и оказывалось, чт> у депей были весьма устойчивые привычки вороват или не вороват) Им ппкжв давали шанс сплуповапь в школьных работах и солгапъ опноситльно плу-повспва, а ппкжв смошенничапъ в игре Корреляция между эпими формами поведения была низкой Так, корреляция между кражей пенни и ложью опносипельно плутов-спва была равна полько 0 132 Привычки к нечеспноспи в одной ситуации были независимы отпривычек к нечестности в другой Исследование впечаппяет но не вполне убеждает Можно сделать несколько сущеспвенных возражений 1 В данном примере результаты доказываютне по, чпо у депей опсупепвовали черты, а полько по, чпо нечестность, измеренная таким способом, не является чер-пой Ребенок, продемонстрировавший «привычку» воровать пенни, можвтппк делать попому, чпо копитденьги для покупки набора инструментов, или потому, что бунпу-етппким антиобщественным способом, или потому, что чувствуетсебя социально неполноценным и хочеткупипъ сладостей, чтобы задобрить своих приятелей Ребенок, который лжеп можвтделать пак, потому что боится наказания, потому что не хочетрасспроипъ учипеля Ребенок F (рис 7) можвтлгапъ, потому что испытываетхро-ническую жажду похвалы и одобрения Исследование обнаруживаещ что абстрактная «честность» — не такая пвердая черпп у депей, как другие личностные диспозиции Исследование не доказываещ что «кража пенни» — это изолированная привычка, не связанная с более высокими структурами личностной организации ребенка 2 Исследовапели намеревались изучать эпические качества, сильно усложненные социальным одобрением или неодобрением Эпи составляющие характера не являются базовыми, особенно в детстве Как мы видели, в ранние годы совесть ребенка нетвердая и недостаточно социализированная Этотмоментиллюстрируется следующим примером 5 Lehmann Н С, Witty P A Faculty psychology and personality traits'' // American Journal of Psychology 1934 Vol 44 P 490 6 Hartshorne H, May M A Vol Г Studies m deceit, 1928, Vol II Studies in service and self-control, 1929, Vol III (with Shuttleworth F К ) Studies m the organization of character, 1930 N Y Macmillan 358 Структура и развитие личности Рис. 7. Крипика единой номопепической концепции черт (пункпирный эллипс обозначает единую черт/ поспулируемую исследователями сплошные эллипсы — возможные личноспные диспозиции, не замеченные ими) Десяпилепиий ребенок, привыкший к уважвнию со стзроны своих приягшлей дома, оказался летзм среди более старших ребят, котзрые смопрели на него сверху вниз, как на чужака и сопляка. Он был фрусприрован и огорчен. Однажды член шайки предложил «спянупъ» несколько шоколадок из магазина на углу. Сначала привычка к чеспиостл побуждала паренька сопротивляться предложению, но когда шайка высмеяла его, пробудилось его главное желание — заслужить восхищение и занять определенное социальное положение. Он один пошел «на дело» и через несколько мгновений вышел из магазина с кучей украденного шоколада. Менее стабильные привычки честности были разрушены более сильной и более организованной чертой. Мальчик был вполне внутренне согласован, но его согласованность не соогтет стовала социальному идеалу. 3. Есть сильные доказатглъста пого, чпо с возрастам люди становятся более последовательными в своем социализированном поведении. Они склонны быть «честными повсюду» или, быть можещ «лживыми вообще». Мы имеем в виду не то, что каждый человек абсолютно последователен, а лишь то, что взрослые более последовательны, чем дети. 4. Авторы обсуждаемого исследования сообщающ что при подсчете «общего балла характера» у детей средняя интеркорреляция двадцати трех использованных пестов равнялась 0.30 (выше, чем в приведенном ранее сравнении воровства и лжи). Вопрос в том, должны ли стойкие позитивные связи рассматриваться как доказательства специфичности или общности. Один автор, анализируя данные исследования воспитания характера, приходитк выводу, что есть свидетельства наличия общего фактора характера — С. Этотвывод прямо противоположен выводу самих авторов исследования, сделанному на основании тех же данных'. 1 Mailer J В General and specific factors in character // Journal of Social Psychology. 1934. Vol. 5. P. 97-102. Фактор С определяется как готовность воздерживаться от немедленной выгоды ради выгоды отсроченной, но большей. Недавние исследования У Мишеля и Р. Дж. Метцнера показывают, что эта черта личности ребенка относительно устойчива. Некоторые дети развивают обобщенную способность воздерживаться, другие дети того же возраста требуют немедленного удовлетворения Поиск элементов 359 Докприна специфичноспи принесла некопорый вред После пого как исследования были опубликованы, лидеры меспных молодежных организаций по всей спране получили важную дирекпиву отсвоего начальспва в Нью-Йорке В эпой дирекпиве в часпноспи говорилось «Психология больше не признаетчеспноспъ в качеспве общей черпы .. Нет общих черт х арак пер а, они специфичны в каждой сипуации» То еспъ, воспипывая харакпер, мы можем ожидапъ получипъ в резульпатг лишь ворох привычек, мы должны учипъ их не брапъ пенни из маминого кошелька, не ппскапъ пирожные, не взламывапъ бакалейную лавку Ребенок счипаепся неспособным обобщит, спандарпы приличия, научипься в широком плане уважапъ инпересы других Чпо-по в эпой карпине кажепся серьезно неправильным Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|