Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50387

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Оценки поведения других людей часто не только поспешны, предвзяты, но и алогичны. Те или иные причины поведения преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин неидентичны. Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины – в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько иначе интерпретируют мужчины и женщины даже мимические эмоциональные проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность. Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам, видение мира им более дифференцирование. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты.
Во взаимодействии людей проявляются не только оценочная система личностей, но и тип их интеллекта. Так, эмпирический тип жестко привязан к частностям, деталям, он с большим трудом усваивает системную организацию явлений, их разноплановость и динамичность. Мотивы поведения других людей он склонен примитивизировать. Абстрактный тип склонен к отвлечению от частностей.
Разные оценочные критерии актуализируются в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.
Разностатусное положение субъектов общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника – за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.
Соответствующие схемы использования внешних сигналов существуют во всех межролевых отношениях. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение, неоправдание – чувство досады, разочарования и неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Многие из них предпочитают реагировать на изменения в социальной среде привычным образом, доверяясь своим установкам. В опытах А. А. Бодалева одна и та же фотография человека вызывала диаметрально противоположные предположения о его нравственно-психологических качествах в зависимости от предварительной ориентации испытуемых в отношении социального статуса человека*.
* См.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Социальная перцепция подвержена стереотипизации. Расхожие штампы часто деформируют восприятие человека человеком, ведут к неадекватным интерпретациям.
На основе взаимооценок у людей формируются соответствующие социальные эмоции – чувства. Возникает явление аттракции (от англ. attract – привлекать, притягивать) – эмоциональная насыщенность межличностных отношений. У каждого человека имеется своя мотивационная система, определяющая его предпочтение в межличностных отношениях. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. В диффузных сообществах люди выражают предпочтение в зависимости от внешнеэмоциональных проявлений партнеров по общению. Устойчивая совместная деятельность вызывает переориентацию отношений в зависимости от моральных и деловых качеств партнера.
Субъективно обусловленные отношения возникают между представителями различных этнических групп (межэтнические отношения). В зависимости от культурно-бытовых условий жизни, актуализированных интересов эти отношения могут быть дружественными, нейтральными или конфликтными. Существенное значение приобретают исторически сложившиеся стереотипы, установки и предрассудки, сформированные в процессе социализации индивида.
Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат общения, они своим поведением его и провоцируют. Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не "дать отпор". На передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят в себе. Нередко они рядятся и в чужие "поведенческие шкуры", подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и "пробные шары" – поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.
Около 70% информации о партнерах по общению человек получает по внешним, непосредственно наблюдаемым особенностям их поведения: по мимическим, пантомимическим, темпоритмическим, вокально-интонационным характеристикам. И далеко не все преуспевают в "чтении" других людей.
Многие из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Но информационно закрытый тип, человек с "непроницаемым лицом" обычно производит неприятное впечатление.
Особой сферой коммуникативного поведения является общение человека с самим собой – аутокоммуникация. В общении человека с самим собой объективное, социальное взаимодействует с субъективным, происходит противоборство между различными личностными инстанциями: человек может "взять себя в руки" или подчиниться страстям и влечениям. В любом случае он получает у самого себя санкцию на соответствующее поведение. И техника его поведения всегда соответствует одобряемому им содержанию. Человеческое поведение можно сравнить со звучанием большого оркестра – в его поведении участвует множество инструментов, но все они играют ту музыку, которая нужна данному индивиду.
Каждая личность склонна признавать свои особенности нормой, а особенности других людей – отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.
Определенные впечатления формируются на основе внешнего выражения человеком своих эмоций (поза, мимика, экспрессия движений), однако и здесь следует опасаться поспешных суждений. Понять другого человека можно, лишь анализируя его поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски.
Часто общение между близкими людьми более затруднительно, чем общение с людьми малознакомыми. Это объясняется тем, что чем лучше мы знаем человека, тем больше мы знаем то, что неприемлемо им. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность – основа долговечного единения.
Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению – возникает явление социальной рефлексии. Люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место во внутреннем мире тех, с кем они активно взаимодействуют. И когда Иванов беседует с Петровым, то в этой обстановке витают тени восьми человек: № 1 – Иванов, каким он является в действительности, № 2 – Иванов, каким он сам себя представляет, № 3 – Иванов, каким его воспринимает Петров, № 4 – Иванов, каким он представляет свой образ в сознании Петрова, № 5 – Петров, каким он является в действительности, № 6 – Петров, каким он представляет себя, № 7 – Петров, каким он воспринимает Иванова, № 8 – Петров, каким он представляет свой образ в сознании Иванова.
Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще – из-за неправильной интерпретации мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Шихова Альфира Фаридовна. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Мышление; thinking
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Николай Овчинников. Современные взгляды на мышление
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Методы диагностики мышления детей 3-5 лет
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Никонорова Наталья Валерьевна. Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Хрулева Наталья Владимировна. Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
  • Мышление; Thinking; Denken
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Главный Редактор. Развитие речи у детей от 3 до 10 лет
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Загулина Т.В. Писаренко Н.А.. Проект «Осень»
  • Ильенков Э. ДИАЛЕКТИКА АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО В НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Гришанович Елена Николаевна. Статья по организации предметно-развивающей среды по программе От рождения до школы
  • Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Психология успеха. Как добиваться поставленных целей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Шустко Ирина Васильевна. Аппликация – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь