Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20663

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава IV. ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.
Характерологические изменения в пожилом возрасте. Для
многих людей любое слово, корень которого "псих" сразу вызывает ассоциацию с отклоняющемся поведением, аномальностью. Для них почти тождественны обозначение разных специальностей: психолог, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, психопатолог. По их представлениям все они работают с психами, психопатами, психически больными. И потому, обратиться за советом, консультацией к таким специалистом - значит самому признать себя ненормальным человеком.
Существуют ли какие-либо особенности психологии пожилого и более старшего возраста? Безусловно. Но, к сожалению, мало кто знает эту элементарную истину и понимает, что поступки, реакции пожилого человека следует оценивать с поправкой на возраст, что у разных возрастных групп разнятся ценностные установки.
Изменения в характере пожилого человека объясняются ослаблением контроля над собственными реакциями, возможно, что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая их непривлекательность, вышли на поверхность. Кроме того этому возрасту свойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания, причем это "должное" на самом высоком уровне. Все окружающие зачисляются в эгоисты, коль скоро они не поглощены заботой о старом человеке. Как говорят: "Эгоист - это тот, кто любит себя больше, чем меня".
Характерологические изменения свойственные этому возрасту, можно классифицировать по трем сферам. В интеллектуаль-
40

ной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самые разные обстоятельства и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодые годы (пере-езд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких), а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга; ограни-ченность в передвижении, вызванная параличом; полная или час-тичная потеря зрения). В эмоциональной сфере - неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), со склонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости. Поводом для реакции может послужить кинофильм о прошлых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять не чашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное. В моральной сфере -отказ от адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая до грубости, критика этих норм и манер.
На Западе люди разных возрастов пользуются услугами психоаналитиков. С таким специалистом можно посоветоваться о своем душевном состоянии. Психологические консультанты стремятся понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности. Основатель этого направления австрийский врач Зигмунд Фрейд занимался теорией и практикой лечения неврозов. Смысл направления состоит в выявлении и анализе подавленных (вытесненных из сознания) психических переживаний, которые согласно этой теории являются причинной неврозов. Основным методом лечения является свободная ассоциация идей и их интерпретация пациентом и аналитиком. Лечение длится довольно долго и не всегда эффективно. У нас с недавнего времени существует Психоаналитическая ассоциация и издается специальный журнал "Российский психоаналитический вестник". З.Фрейд и фрейдизм вошли в моду.
Менее известны в нашей стране работы неофрейдистов. Одна из наиболее ярких представительниц - немецко-американский психолог, психоаналитик Карена Хорни. Ее книги, написанные почти пять десятилетий назад, не так давно опубликованы на русском языке. Для нашего исследования наиболее интересны: "Невроз и личностный рост", "Невротическая личность нашего времени". Автор адресовал эти труды не профессионалам - психоаналитикам, а самым разным специалистам, в том числе и социальным работникам, всем, кто имеет дело с невротическими личностями. А также самим невротикам.
41

Кого же она считает невротиками? Всех, кто страдает психическими расстройствами, причем основное расстройство заключается в деформациях характера, вызванное страхами и защитами от них. Но это, ни в коем случае, не психические больные. К невротикам Хорни относит огромное множество, в принципе здоровых людей и воспринимаемых окружающими как здоровые люди, но имеющие отклонения от общепринятого в современной культуре образца. Хорни не занималась специально пожилыми людьми, фундаментальные положения ее теории обращены к людям всех возрастов.
Общим для всех неврозов являются тревожность и поиски защиты. Тревожность - тот мотор, который запускает и поддерживает невроз. Невротики чрезвычайно раздражительны, причины их раздражения могут быть совершенно мнимыми: кто-то не так ответил, не так посмотрел и тому подобное. При этом "не так" обычно совершенно беспочвенно или малозначимо. Любую критику невротик интерпретирует как унижение, неодобрение каких-либо его поступков или высказываний, что вызывает у него взрыв негодования. В своей любви он навязчив, ревнив, требует абсолютной, безусловной преданности, любви с жертвами. Любящий его человек должен любить и заботиться исключительно о нем. Невротик готов прикинуться больным, чтобы его жалели, сконцентрировали на нем все внимание, отказались от всего другого и таким образом доказывали свою преданность и готовность к самопожертвованию ради него. Апелляция к жалости - излюбленный прием невротика: "Я вас так люблю, а вы в ответ...". Он не терпит никаких отказов, они, по его мнению, оскорбляют его достоинство. А если таковые случаются, становится злым, язвительным, готовым обвинить обидчика во всех смертных грехах. Здесь он готов бесконечно призывать к справедливости: "Почему вы заставляете меня страдать? Почему вы так недобры ко мне?" С трудом переносит одиночество, в такой ситуации ощущает свою беспомощность, незащищенность и ненужность. У части людей такого типа патологическая жадность, страсть к бессмысленному накопительству, к приобретению нефункциональных, но дорогих вещей. В них он ощущает свою защищенность. Он не терпит опозданий и непунктуальности по отношению к себе, расценивает их как неуважение.
Такое поведение весьма характерно для людей пожилого возраста. Из литературных примеров более других иллюстрирует такой тип - чеховский Ионыч. По описанию доктора Чехова, его герой - пожилой человек с тяжелым и раздражительным характе-
42

ром. Его тайное и любимое развлечение по вечерам - вынимать из карманов "бумажки, добытые практикой" и складывать, складывать... скупать дома, хотя живет одиноко и дома ему ни к чему, а чуть что не по нему - кричать тонким, резким голосом и стучать палкой об пол.
Психологические кризисы и этапы жизни. Стимулятором невротического состояния в этом возрасте выступает сам факт старения, который становится психологическим кризисом. Но это не единственный кризис, переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих. Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определенного возраста. Первый - на первом году жизни. Второй кризис связан с первым опытом обучения. Третий - соответствует второму детству. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пятый кризис переживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человек подходит к последнему восьмому кризису - кризису старости.
Психолог Шарлота Бюлер - автор теории развития человека предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пять фаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65-70 лет. В этот период, - считает французский психолог, - многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому что невротик вообще не умеет радоваться успехам; он никогда не был доволен своими достижениями: ему всегда казалось, что он что-то не дополучил, что ему недодали. К старости эти сомнения усиливаются.
Характерна последняя реплика Фирса (Чехов. "Вишневый сад"): "Про меня забыли... Жизнь-то прошла, словно и не жил... Силушки-то у меня нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотепа!"
Американский психолог Пекк, развивая идеи Э.Эриксона, пишет о подкризисах восьмого периода. Первый - переоценка собственного "Я" независимо от профессиональной карьеры, то есть человек должен ответить прежде всего себе и для себя: "Кто я есть, что есть "Я" после ухода на пенсию, когда за ненадобностью отброшены ученые и воинские звания, высокие и невысокие должно-
43

сти. Второй - осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Опять же ответ на вопрос: "Кто есть "Я" без красивой прически, стройной фигуры и крепкого здоровья. Для мужчины труднее преодоление первого подкризиса, а для женщин - второго. Мужчины и женщины по разному реагируют на кризис старости, указанное различие - не единственное. Гипотеза Пекка интересна тем, что в её основе лежит представление о многообразии процесса старения.
Старость не есть единый, однообразный, неизменяемый ничем период жизни. И в старости человек претерпевает не только биологические, но и психологические изменения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Анна Соколова. Кризис среднего возраста: время депрессии или новых возможностей?
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Анна Сухова. Кризис
  • Шилова Татьяна. «Дорога перемен». Трансактно-аналитическое исследование фильма
  • Почему люди хронически лгут
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Хорни К. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Эрих Фром говорил…
  • Хорни Карен. Самоанализ.
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Невроз; Neurosis; Neurose
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Надежда Хомянина. Кризисы женского развития
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Психология неудачника: как перестать жаловаться на жизнь?
  • Хорни К. Невротическаличность нашего времени.
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?
  • Графический тест личности
  • Чесноков Р.А. Фантазии об исцелении или «Почему же психологи все-таки не дают советов?»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Формирование представления о себе. ЗАНЯТИЕ 6
  • Петрушин С.В. - Мастерская психологического консультирования
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Хорни Карен. Культура и невроз.
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Как формируется первое впечатление о человеке
  • Правила жизни от Михаила Литвака
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни
  • Артур Вафин. Психолог — политик, тактик, стратег и адвокат
  • Сергей Юрченко. Психомифология и невроз как кризис парадигмы
  • Макаренко Э.В. Три вида жизненных сценариев.
  • Игра «Разотождествление».
  • Ирина Млодик. Психолог в школе.
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь