Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Брушлинский А.В. Психологическая наука в России XX столетия проблемы теории и истории.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 54655

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Благословляется. М.А.» [36, с. 521]. Необходимо отметить, что духовенство активно участвовало и в собственно научных психологических мероприятиях.Например, членами и гостями 2-го Всероссийского Съезда по педагогической психологии являлись преподаватели из духовных семинарий г.Калуги, СПб, Твери, Саратова.
Расширялся и перечень журналов, публикующих труды представителей духовной психологии. В русле духовной психологии был разработан целый ряд плодотворных идей и подходов. Более того, постоянное общение на научных собраниях и заседаниях Московского психологического общества, Религиозно-философского Собрания в СПб и др., способствовал их корректировке, уточнению, критической переоценке. Все это свидетельствовало об этом направлении как о поступательно развивающемся и перспективном.
Однако, после победы Октябрьской революции духовная психология в России прекращает официально свое существование.
Таким образом, можно прийти к выводу, что психология в России к началу XX в. представляла собой интенсивно развивающуюся область научного знания, о чем свидетельствовали: завершение ее оформления в самостоятельную научную дисциплину, организационное укрепление, формирование развернутой научной структуры психологического знания, представленной разными направлениями и уровнями его развития, возрастание авторитета психологии в научном сообществе и усиление ее влияния на все аспекты культурной жизни русского общества.
Разумеется, на фоне столь позитивной картины проявлялись и серьезные трудности, являвшиеся оборотной стороной достижений и успехов психологии в России XX столетия. Интенсивное развертывание разных подходов к исследованию человека (альтернативных по своим методолого-теоретическим основаниям) выступало как проявление естественной и нормальной тенденции в развитии познания столь сложного и многогранного предмета, каким является психическая реальность. Это позволяло достаточно полно, с охватом разных сторон и аспектов, исследовать психические явления, создавало благоприятную почву для научных дискуссий. Но в то же время, в силу разноплановости и методологической несовместимости рассмотренных выше течений возникали трудности в объединении и сопоставлении накапливаемой в них психологичес-
46
кой фактологии, что становилось серьезным препятствием для создания единой психологической теории. Это осознавалось многими известными российскими психологами начала XX в. и стимулировало их к поиску путей преодоления указанных трудностей.
Жизнь распорядилась по своему. В 1917 году в России произошла социалистическая революция. Начался новый этап в развитии российской психологии, ее новая история.
Литература
1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С 43-272.
2. Бехтерев В.М. О современном развитии неврологических знаний и значении в этом развитии научных обществ // Неврол. вестн., 1893, т.1. С 1-13.
3. Бехтерев В.М. Объективная психология. СПб., 1907-1910.
4. Бехтерев В.М. Сознание и его границы, СПб., 1888.
5. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина 19-начало 20 веков). М., 1960.
6. Будилова Е.А., Кольцова В.А. Казанская лаборатория В.М.Бехтерева (к 100-летию основания) // Вопр. психол., 1985, ц 6.
7. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
8. Брушлинский А.В., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Очерк жизни и научной деятельности А.Ф.Лазурского // А.Ф.Лазурский. Очерк науки о человеке. (Памятники психологической мысли). М., 1995. С 256-269.
9. Введенский А.И. Судьбы философии в России. А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г.Шпет: Очерки истории русской философии. Свердловск. 1991, с. 26-66.
10. Вейсман А. Об экспериментальной психологии и ее пределах // Образование, 1904, ц 3-4. С 59-78.
11. Вера и Знание // Христианское чтение. М. 1888, ч.1. С 1-35.
12. Гавриил, арх. История философии. Казань, 1840, ч.б.
13. Грот Н.Я. О задачах журнала // Вопросы философии и психологии, 1889, кн.1.
14. Грот Н.Я. От редакции // Вопросы философии и психологии, 1890, кн.4.
15. Грот Н.Я. Письмо к отцу // Николай Яковлевич Грот в очерках, воспоминаниях и письмах. СПб, 1911.
16. Ждан А.Н. История психологии (От античности до наших дней). М., МГУ, 1990.
17. Заявление, внесенное группой студентов в Совет профессоров Санкт-Пе-терб. университета. Оттиск, СПб., 1907.
18. Зеньковский В.В. История русской философии, т.1, часть 1, Л., 1991 г.
19. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М. 1990.
20. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., МГУ, 1992.
21. Колубовский Я.Н. Философия у русских // Иберверг Ф., Гейнце М. История новой философии в сжатом очерке. СПб, 1890.
47
22. Кольцова В.А. К 100-летию лаборатории В.М.Бехтерева в Казани // Психол. журн., 1985, Т.6, н2. С9-18.
23. Кольцова В.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры // Психологический журнал, 1992, Т. 13, ц 5. С. 3-12.
24. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912.
25. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса, 1893.
26. Ланге Н.Н. Психология экспериментальная / Энциклопедический словарь. Гранат. 7-е изд., т.33. б/г. С. 649-658.
27. Ломов Б.Ф., Кольцова В.А., Степанова Е.И. Очерк жизни и научной деятельности Владимира Михайловича Бехтерева // В.М.Бехтерев. Объективная психология (Памятники психологической мысли) М., 1991. С. 424-444.
28. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
29. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991 г.
30. Несмелов В.И. Наука о человеке т. 1, 2. Казань, 1994.
31. Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум, Харьков. 1907, ц 2. С. 21-35.
32. Носкова О.Г. Психологические знания о труде и трудящихся в России конца 19 — начала 20вв. /Автореф. дисс. канд. псих.наук М., 1986.
33. Оршанский И.Г. Современное психологическое движение// Русская мысль, М., 1899, ц 1, с. 3-15; ц2, с. 1-21.
34. Оршанский И.Г. Положение психологии в ряду наук// Мир Божий, 1905, ц 5. С 186-209.
35. Отчет о состоянии С-Пет.Дух.Акад. за 1894 г. // Христианское чтение, 1895, вып.П. С338-366.
36. Отчет о состоянии С-Пет.Дух.Акад. за 1902 г. // Христианское чтение, 1903. март. С 488-525.
37. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. М., 1996
38. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // А.И.Введенский, А.Ф.Лосев, Э.А.Радлов, Г.Г.Шпет: Очерки истории русской философии. Свердловск. 1991. с. 96-217.
39. Росинский В. Возможна ли психология как самостолятельная наука/ Вестник знания, 1906, ц 10-11. с. 210-221, ц 12, с. 314-320.
40. Росинский В. Психология в России// Вестник знания, 1908, ц 4. с. 562-565; ц 5, с. 676-680.
41. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., Т. 1. 1989.
42. Серебреников В. Самооткровение духа // Христианское чтение как источник его познания., 1897, вып.П, с. 424-439.
43. Степанова Е.И.В.М. Бехтерев и комплексное изучение человека // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. с. 102-116.
44. Теплов Б.М. Основные идеи в психологических трудах Н.Н.Ланге // Вопросы психологии, 1958, ц 6. с. 44-65.
45. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж. 1983.
46. Франк СЛ. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М.1917.
47. Франк СЛ. Духовные основы общества. М. 1992.
48. Челпанов Г.И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современного учения о душе. М., 1918.
49. Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства. Киев, 1896, ч.1.
48
50. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании, М., 1978.
51. Шишкин А. Мышление западно-европейское и мышление восточное по воззрениям В.Ф.Эрна // Вера и разум. Харьков 1917. н 6-8, с. 798-812.
52. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Вера и разум. Харьков. 1917. н 6-8, с. 217-505.
53. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Нечто о Логосе, русской философии и научности // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991 г. с. 86-89.
54. Яковенко Б. Очерки русской философии. Берлин, 1922.
55. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.
49



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Боно Э. Использование латерального мышления.
  • Первичный и вторичный процессы; Primary and secondary process; Primar- und Secundarprocess
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Голякова Елена Геннадьевна. Дидактическая игра: «Занимательные фигуры»
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Мухаметгареева Регина Илдаровна. Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи через игровую деятельность»
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Исаева Ольга Сергеевна. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Киселева Наталия Владимировна. Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ефимова Ирина Юрьевна. Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
  • Мышление; thinking
  • Скородумова Кристина Викторовна. Инновационная деятельность в работе современного педагога
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Интериоризация
  • Шумилов В. В. Модель коммуникационного процесса и 6 типов личности
  • Кутовая Дарья Викторовна Кривчикова Александра Юрьевна. Особенности развития речи как высшего психического процесса у детей-близнецов в дошкольном возрасте
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.
  • Пиаже Жан - Психология интеллекта
  • Фасхутдинова Елена Николаевна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Вереина Ирина Васильевна. Тестопластика-продуктивная, творческая деятельность
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Куприянова Наталья. Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Идея; Idea; Idee
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Шевченко Оксана Анатольевна. Использование методики Зайцева при подготовке к обучению грамоте детей с задержкой психического развития
  • Вахромов Е.Е. Понятие самоактуализации в психологии.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь