|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268334
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях из ученика получится в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество воспитания, верой в человека. («Е. Е., видимо, не терял веры даже в самых дрянных из нас, и это заставляло верить в него».) Распределение внимания. Способный учитель обладает высокоразвитым умением распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как излагает Материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.). Неопытный учитель, нередко погружаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения.
Формирование и развитие педагогических способностей. Вы уже знаете, что способности не являются врожденным образованием, что они формируются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не представляют исключения. Они формируются и развиваются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном и в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые способствуют успеху его работы. Каждый ли человек может стать хорошим учителем и воспитателем? Думается, что почти каждый (за исключением тех, кому по психофизическим данным педагогическая работа противопоказана) — была бы только устойчивая и проверенная склонность к педагогическому труду, горячее желание учить и воспитывать детей да упорная работа по развитию у себя качеств, необходимых учителю. Воспитательное влияние личности учителя. В предыдущей главе специально говорилось о влиянии примера учителя на формирование личности учащихся. Своим личным примером, своим поведением учитель влияет на учащихся, часто определяя их жизненный путь. Отметим, что когда речь идет об учителе, его качествах, то мелочей здесь нет. Даже внешний облик учителя играет очень большую роль в формировании его авторитета. В идеальном учителе сочетаются качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя. Поэтому будущий учитель обязательно должен заранее готовить себя и к роли воспитателя. Ему, в частности, необходимо постоянно помнить, что нравственный долг учителя заключается в том, что всегда и везде, словом, делом и личным примером, личным поведением он должен воспитывать доверенных ему детей. Нет такого момента, когда учитель может считать себя свободным от обязанности воспитывать в своем ученике коммуниста и гражданина. Вопросы для повторения 1. Охарактеризуйте личность передового советского учителя. 2. Какие педагогические способности надо вырабатывать у себя будущему учителю? Практические задания 1. Попытайтесь вспомнить и описать личность вашего любимого школьного учителя. 2. Организуйте и проведите с помощью преподавателя дискуссию на тему: «Каким должен быть учитель советской школы». НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В этом разделе содержатся методические советы, указания и рекомендации по выполнению некоторых практических заданий, которые даны в конце глав. Цель — пояснить будущему учителю, как и по какой программе организовывать и проводить наблюдение за отдельным учеником и ученическим коллективом (классом), как вести дневниковые записи, составлять психолого-педагогические характеристики, как, исходя из характеристики, намечать общий план воспитательных мероприятий и т. д. Как правильно организовать психолого-педагогическое наблюдение школьника? Прежде всего необходимо постепенно овладевать умением, наблюдая учеников, видеть не однородную ученическую массу, а формирующийся коллектив, в котором каждый ученик представляет собой нечто своеобразное, особое, индивидуальное. Таким образом, наблюдать учащихся следует с целью их изучения, выявления их индивидуально-психологических особенностей. Наблюдение за отдельными учащимися организуют в соответствии с принципами, изложенными в § А главы I. Изучение ребенка будет успешным, если оно проводится по определенной программе. Учащимся педучилищ полезно познакомиться с такой программой, чтобы иметь ясное представление о том, на что следует обратить особое внимание при изучении личности ребенка. Программа составлена применительно к учащимся III класса, она имеет ориентировочный характер и должна варьировать в зависимости от класса, возраста учащихся и конкретных целей изучения школьника. Примерная программа изучения учащихся Общие сведения об учащемся Фамилия, имя и отчество. Возраст. Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быта в семье взаимоотношения членов семьи; отношение к учащемуся в семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые объясняют особенности личности ученика. Наиболее существенные факты биографии учащегося, повлиявшие на его развитие. Характеристика внесемейных внешкольных связей школьника. Направленность личности учащегося Общественное лицо школьника. Его стремления в их влияние на учебную и общественную работу. Чувство долга и ответственности и их проявление. Интересы и склонности учащегося и отражение их в учебной и вне-учебной работе. Учебные интересы; читательские интересы учащегося. Как проявляются и удовлетворяются эти интересы? Их глубина и устойчивость. Отношение учащегося к учению. Любит ли школьник учиться, что побуждает его учиться? Отношение к различным учебным предметам и различным видам учебной работы. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Характеристика знаний учащегося (глубина, прочность, наличие пробелов в знаниях и их причины). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|