|
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268331
Автор: Крутецкий В. А.
Название: Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отсюда вторая задача: добиваться того, чтобы коллектив был не только спаянным, сплоченным, но и идейно-направленным, со здоровым общественным мнением, критикой и самокритикой, с высокой требовательностью к каждому члену. Эти качества коллектива складываются не иначе, как на основе постановки перед ним общественно полезной и в то же время увлекательной пели. Последний момент очень важен, так как подростки и особенно младшие школьники не всегда могут увлечься делом лишь из-за осознания его общественного значения. Искусство воспитателя и сказывается в умении так преподнести школьникам ту или иную задачу, чтобы она стала увлекательной для них, чтобы ее общественное значение стало до только попятным, но и близким, дорогим, чем-то личным. Таким важным, полезным и увлекательным делом может быть общественно полезный труд, общешкольные дежурства, осуществляемые поочередно классами, организация сменных редколлегий школьной газеты, подготовка и проведение вечеров и обеспечение порядка на них, организация выставок, выступление в общешкольной спортивной команде, организация шефства старших школьников над младшими.
Третья задача, которую ставят перед собой учитель, воспитатель,— это добиваться, чтобы классный коллектив был естественной и необходимой частью общешкольного коллектива. Школьники должны руководствоваться в своем поведении сознанием того, что они члены общешкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами классного коллектива. Иначе может формироваться групповой эгоизм — признание интересов только первичного коллектива (группы, класса, отряда) при полном пренебрежении интересами других коллективов. В этих случаях школьники могут глубоко переживать успехи и неудачи своего класса и проявлять равнодушие и безразличие к успехам и неудачам общешкольного коллектива. Четвертая задача — создавать у коллектива умение применять правильные формы воздействия, применять индивидуальный подход, воспитывать тактичность. Известны отдельные случаи, когда коллектив, действуя дружно и в нужном направлении, пытался применить неоправданные формы воздействия (абсолютный бойкот, изъятие пионерского галстука и т. д.). Конечно, за учителем во всех случаях сохраняется право вмешаться и поправить коллектив, но надо добиваться, чтобы коллектив и сам умел избрать правильные формы воздействия. § 4. Психологические основы воспитательного воздействия труда Трудовое воспитание — один из основных путей формирования личности советского человека. Еще Л. С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме: «Правильной советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Однако коммунистически воспитывает далеко не всякий труд. Труд формирует личность при всех условиях, всегда, но ведь речь идет не о формировании личности вообще, а о формировании личности советского человека с определенными общественно ценными чертами, правильной системой отношений к обществу, коллективу. Если даже труд правильно организован и способствует формированию таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, то это еще не решение воспитательной задачи. Труд может оказывать самое различное, иногда отрицательное влияние на формирование нужной нам направленности личности. А. С. Макаренко укалывал, что осуществляемый при некоторых условиях труд может быть в каком-то смысле «нейтральным процессом» по отношению к коммунистическому воспитанию. Труд может воспитать и идейного, целеустремленного коллективиста, и носителя индивидуалистической психологии, для которого цель жизни — личное благополучие, который готов охотно и много трудиться на собственную пользу, но которому чужда сама мысль о возможности добросовестно и бескорыстно трудиться на общую пользу. Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда. Формирование коммунистического отношения к труду, уважения к коллективу, умения подчинять свое поведение интересам коллектива, соответствующая шлифовка и коррекция характера, когда преодолеваются черты эгоизма, индивидуализма,— все это происходит в процессе не любого труда, а труда, осуществляемого в определенных условиях, специальным образом организованного. Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях. 1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную ценность, общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольных участках, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки и т. д.). Но работа только внутри школы и только для школы еще не решает полностью задачи воспитания. Необходимо, чтобы школьники принимали участие в труде на пользу других, а не только на пользу своего общешкольного коллектива. Поэтому, например, такое большое значение имеет участие школьников во всесоюзных и городских субботниках, в работе по озеленению, в колхозных полевых работах, в борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Пусть даже это будет изготовление младшими школьниками полезных предметов для подшефного детского сада. Надо иметь в виду, что у младших школьников часто выступают личные мотивы труда — сделать вещь для себя, для личного пользования. Привыкая делать для себя счетный материал, для себя закладку, себе папку для тетрадей, ребенок начинает руководствоваться в трудовой деятельности личными, потребительскими мотивами. Но вот в одном из первых классов учительница изменила характер трудового задания — счетный материал ученики стали делать не каждый для себя, а для всего класса. И вдруг один из мальчиков сделал открытие: «Я сделал для Вити, а для меня сделала Надя!» Класс воспринял эти слова с большим интересом и реагировал на них очень живо. Все стали обсуждать создавшуюся ситуацию. Впервые дети реально почувствовали, что значит труд на пользу другому человеку, и это вызвало у них положительные эмоции, радость и удовлетворение. 2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. В этой связи очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику, кому нужен его труд. Если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно. Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда труд бесцелен, а продукты детского труда никому не нужны. Например, ученики III класса отказались работать на пришкольном участке, а когда их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру. Выясняя причину такого отношения школьников к труду, установили, что в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а футбольное поле, посевы были уничтожены. Сбор металлического лома имеет важное государственное значение. Но если учащиеся собирают не лом «вообще», а лом на строительство пионерской колонны тракторов или пионерского тепловоза «Юный ленинец», которые потом в торжественной обстановке передают обслуживающему персоналу (вместе с техническими паспортами и ключами), то работа по сбору лома выполняется с огромным подъемом и энтузиазмом и имеет гораздо большее воспитательное значение. Равным образом понаблюдайте за реакцией младших школьников, которые пришли в гости в подшефный детский сад и увидели изготовленные ими игрушки, висящие на новогодней елке! 3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд не означает просто работы вместе, в одном помещении, в одно время. Коллективный труд — это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение воле коллектива, умение регулировать свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности, взаимного контроля. Если стимулом труда служит только личный успех, то отсутствует основа для формирования качеств коллективиста. Коллективная же работа вызывает у школьников заинтересованность в общих результатах труда, так как результаты работы коллектива находятся в прямой зависимости от показателей каждого его члена. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|