Валерий Зеленский 'Аналитическая психология. Очерк основных положений'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 12586



Утверждая психологическую точку зрения, Юнг стремился показать, что под религией он не понимает свод каких-либо определенных законов, само вероучение или конкретную догму. "Бог есть тайна, - говорил он, - и всему, что мы говорим о нем, люди верят и повторяют это. Мы создаем образы и идеи, но, когда я говорю о Боге, я всегда имею в виду образ, который из него сделал человек. Но никто не знает, каков он, и никто не станет Богом сам".[28]

Психологическим носителем образа Бога в человеке Юнг считал "самость". Он считал, что она (самость) действует как руководящий принцип личности, отражающий потенциальную целостность индивида и подтверждающий ее смысл. Символами самости может являться все, что связывает человека с указанными выше атрибутами, составляя личностный аспект самости. Но такие определенные, освященные веками основные формы, как "крест" и "мандала", признаются коллективным выражением высших религиозных ценностей человека. Крест символизирует напряжение между крайними противоположностями человеческого и божественного, а мандала представляет собой разрешение этой оппозиции.

Таким образом, в отличие от Фрейда, объявившего Бога отсутствующим, Юнг вновь открыл божественное как направляющий принцип единства внутри глубин человеческой психики.

Убежденность Юнга в абсолютном единстве всего сущего - unus mundus- привела его к мысли, что и физическое и ментальное, как и пространственное и временное, - суть человеческие категории, наложенные на реальность, которые не отражают ее с необходимой точностью. Не более чем мир слов, описывающих мир реалий. Из-за дихотомической природы собственных мыслей и языка люди вынуждены все делить на противоположности. Поэтому человеческие утверждения антиномны. Фактически же выделяемые языком противоположности могут являться фрагментами одной и той же реальности, свойствами того же самого объекта. Сотрудничая в 50-е годы с известным физиком Вольфгангом Паули, Юнг убедился, что исследование физиками тонкостей материи и постижение психологами глубин и тайн психики в известной степени оказываются лишь разными способами подхода к единой скрытой реальности. Стремление психологов к "объективности" явилось следствием осознания того факта, что наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый им эффект, сосредоточивая на нем свое внимание. Т. е. наблюдение и суждение о психическом как объекте исследования одновременно выступают в качестве субъекта, инструмента, при помощи которого мы подобные исследования осуществляем. То же самое происходит и в современной физике: элементарные частицы могут обладать свойствами волны или корпускулы, что зависит от личного выбора наблюдателя, или на субатомном уровне не удается одновременно измерить количество движения и скорость частицы. Т. е. здесь обнаружена возможность рассматривать одно и то же событие с двух различных точек зрения, пусть и взаимоисключающих, но все же дополняющих друг друга. Принцип дополнительности, введенный в физику Нильсом Бором и ставший краеугольным камнем современной физики, оказался применимым и к проблеме разума и тела. Вероятно, разум и тело - просто разные аспекты единой реальности, наблюдаемые с разных точек зрения.

Здесь мы приближаемся еще к одному понятию, введенному Юнгом для постулирования принципа беспричинной связи, объясняющего появление так называемых значимых совпадений. Имеется в виду явление "синхронности", демонстрирующее, что при определенных обстоятельствах события во внешнем мире значимо совпадают с внутренними психологическими состояниями. Модные нынче экстрасенсорные опыты и парапсихологические эксперименты - лишнее тому подтверждение. [Интересным и плодоносным представляется здесь наложение астролого-спиритуального откровения: "что наверху, то и внизу", микро-макрокосмических соотношений (в частности, идей Павла Флоренского, см. статью "Макрокосм и микрокосм" в: Богословские труды, 24. 1983) на психологическую фиксацию: "что снаружи, то и внутри". Геометрическая метафора предполагает присутствие крестообразной формы]. Какова же природа синхронности?

Юнг неоднократно убеждался в том, что "психика погружена в нечто имеющее не психическую природу" (CW8, par. 437). Он пришел к мысли о существовании архетипической реальности вне пространства и времени, проявляющей себя в качестве организатора психики индивидов. Проявление этой архетипической реальности в нас осуществляется лишь через нашу способность "организовывать" образы и идеи. Это всегда процесс бессознательный, который можно зафиксировать лишь тогда, когда он произойдет. "По мере накопления материала, - писал Юнг, - происхождение которого в феноменологическом мире не оспаривается, они (архетипы. - В. 3.) становятся видимыми и "психическими"" (там же, par. 440). Здесь интересны сопоставления с данными синергетики, но это отдельная тема.

Архетипы, существующие вне пространства и времени, оказываются, по убеждению Юнга, ответственными за "многозначительные совпадения", т. е. за цепи событий, происходящих одновременно, но никак не связанных друг с другом причинным образом. Скажем, смерть одного человека могла совпасть у другого с тревожным сном, связанным с этой смертью, и т. п. Юнг чувствовал, что подобные совпадения требовали в дополнение к случайности, хитрой категории, придуманной заклинательным разумом, иного объясняющего принципа. Так на свет появилась синхронность.

Синхронистические события часто возникают внезапным образом во время анализа бессознательного, в особенности когда активизирована объективная коллективная психика. В частности, анализ ассоциации сновидений показывает, что сны могут указывать на будущие события в той же степени и с тем же успехом, что и на прошлые.

Рассматривать или нет какое-то событие в качестве примера синхронности целиком зависит от субъективного отношения самого индивида. Очевидно, что подобные субъективные решения не могут быть проверены объективными статистическими методами и лишь субъект имеет право считать данное событие значимым совпадением. Но известно также, что появление синхронистических событий производит шоковое мистическое воздействие на индивида, пытающегося всеми силами найти подходящее рациональное объяснение происшедшему (там же, par. 816).

По мысли Юнга, синхронность основывается на универсальном порядке смысла, являющемся дополнением к причинности. Само восприятие структур упорядочения опыта воздействует на лодей как смысл и переживается ими как гармонизация с внешним и внутренним миром, т. е. медитативно.
Memories, Dreams, Reflections, p. 371.; Русский пер. с. 333.
Там же, р. 372, русский пер. с. 334.
Цит. по: Какаоадзе В. .//. Теоретические проблемы глубинной психологии, с. 108.
См. закон партиципации: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1929.
Там же, с. 499.
Zeig К. The Evolution of Psychoterapy. N. Y., 1982. P. 16.
О различии между психоанализом и психотерапией см.: В Чеченский. Психотерапия и психоанализ / Архетип, 1996. N1, С 35-36.
Какабадзе В. Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. С. 110.
Otto R. The Idea of the Holy. L. Penguin, 1959.
там, же, раг.9. **JungС. G. Letters, 1957. Vol. 2. P. 383.
О "подводных камнях" юнговской теории

Нынешний интерес к Юнгу свидетельствует о живой плодотворности его идей, однако не следует забывать и о возможных опасностях, к которым они могут приводить.

Первая и главная опасность заключается в переоценке интеллекта, в безмерном повышении его ценности, что не имеет ничего общего с ростом сознания. Поиски заемного смысла, погоня за информацией становятся более важными, чем понимание своего собственного опыта. Нет ничего плохого в том, что человек стремится заполучить информацию. Но знание - всего лишь начало. Ни один из нас не является живым примером чистой теории.

Существуют теории, которые могут быть проиллюстрированы индивидуальными примерами, равно как существуют и индивиды жизнь которых может рассматриваться в свете той или иной психологической теории.

Далее, - существует опасность применения юнговских идей к другим людям и игнорирования их уместности и приложимости к своей собственной жизни, - "в чужом глазу соломинку увидел". Например, относительно легко увидеть комплексы за работой у других людей, но порой требуются годы, чтобы понять, как и когда они начинают активироваться в нас самих. То же наблюдается и в отношении типологии. Можно поименовать кого-то как такой-то и такой-то тип и считать, что произошло что-то значимое. Но пока мы не вычленили в этом контексте свою собственную психологию, до тех пор мы остаемся тем типологическим горшком, который в печь так и не поставили.

Третья опасность попасть на юнговский крючок заключается в предположении, что то, что истинно или верно для одного, должно быть обязательно исцеляющим и жизнеутверждающим для всех остальных. Тогда как это не более чем специфическое проявление проекции и комплекса спасителя. В личном плане я могу сказать, что юнговская психология значительно повлияла на мою жизнь, определила ее пути, но это никак не означает, что и все остальные должны искать свою истину через Юнга. Возможно, они могут открыть себя в спорте, артистической деятельности, осваивая тантрическую йогу или погрузившись в психоанализ Фрейда. Поэт Рильке отметил в своем письме к Сезанну: "В сущности, кому какое дело до того, как кто-то управляется со своим ростом и развитием, ежели он вообще растет и развивается, ежели мы не устаем выслеживать этот закон своего собственного роста".

Четвертая опасность - недостаточная способность различать непосредственно юнговские идеи и положения и то, как они используются и интерпретируются другими; неправильное толкование юнговских понятий, а для "русскоязычного" читателя дополнительно и неграмотный перевод ряда понятий на русский язык. В частности, юнговская типологическая модель является основой для некоторых популярных тестов, широко применяемых в бизнесе и консультировании в таком виде, против которого Юнг всячески возражал.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Самость; Self; Selbst
  • Эго; Ego; Ich
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Мамардашвили M., Пятигорский А. СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Вторая топика Фрейда
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Компенсация; Compensation; Kompensation
  • Динамический, динамика; dynamic
  • Интеграция; Integration
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Целостность; Wholeness; Ganzheit
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Трансцендентная функция; Transcendent function; Transzendente Funktion
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Сновидения; Dreams; Traume
  • Инфляция; Inflation
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Анимус; Animus; Animus
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Фрейд Зигмунд. Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
  • Исаев Александр. Физическая психология.
  • Рефлексия; Reflection; Reflexion
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Воспоминание; memory
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Логика бессознательного. Первая топика Фрейда. Трудности на пути осознания бессознательного. Дело Филиппа Хальсманна. Платоновскуя концепция об «анамнесисе». Филогенетические схемы.
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Образ; Image; Bild
  • Сознание (в психологическом смысле); the attribute (или the fact) of being conscious
  • Фрейд Зигмунд. Несколько замечаний по поводу понятия “бессознательное”.
  • Логос; Logos
  • Прист С. Теории сознания.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь