|
psyoffice.ru » «Легенда», конфиденциальность и обратная связь.
«Легенда», конфиденциальность и обратная связь. Под легендой понимается объяснение назначения и сути предлагаемого задания.
Из предыдущего раздела ясно, что от того, как обследуемый будет воспринимать процедуру в целом, зависит его отношение к ней и, следовательно, результаты. В любом случае сообщать обследуемому об истинном назначении методики перед началом работы категорически не рекомендуется. Лучше всего перенести объяснения на потом; если же необходимы какие-либо разъяснения заранее, их следует свести к минимуму. Несколько вариантов легенды (она должна быть правдоподобной и создавать достаточную (но не слишком сильную) мотивацию на выполнение довольно трудоемкого задания): 1. Дукаревич М.З. рекомендует давать ТАТ как тест на работоспособность, утомляемость. Такая легенда может быть оптимальной при работе с клиническим контингентом, однако в ситуации амбулаторного приема или исследовательской работы с испытуемыми-добровольцами, особенно если их интеллектуальный уровень достаточно высок, эта легенда недостаточно убедительна и слабо мотивирует. 2. Г. Мюррей предлагал давать ТАТ как тест на воображение. Эта легенда будет во многих случаях удачной, однако у некоторых обследуемых она может создавать излишне сильную мотивацию. Чтобы ее ослабить, можно говорить не о воображении вообще, а о некоторых компонентах воображения. 3. Можно также давать ТАТ как задание для изучения некоторых частных умений. Слово "задание" предпочтительнее слова "тест", а слово "умения" предпочтительнее слова "способности", которое может вызвать повышенное мотивационное напряжение. Все уточнения можно отложить на потом. Нельзя упоминать про американское происхождение методики — это направляет поток ассоциаций обследуемого в определенную сторону. Следует быть готовым к тому, что обследуемый может догадаться, что в рассказах проявится весь человек. На это можно ответить, что характер человека проявляется в выполнении любого задания, да и вообще в любом слове, жесте, движении, но эта методика направлена на другое. Хорошую иллюстрацию роли обратной связи дает В. Франкл: если мы, измерив у человека артериальное давление, скажем ему правду, что у него 160, то это будет неправдой, потому что через пять минут оно у него от этой информации подскочит до 180. Если же мы скажем, что у него 130, мы не погрешим против истины, потому что он успокоится и давление действительно опустится до 130. Процедура обследования
Описание и структура стимульного материала.
Влияние ситуации обследования на результаты. "Легенда", конфиденциальность и обратная связь. Ситуация и атмосфера проведения обследования. Инструкция. Специальная инструкция при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Отказы и уходы, и их преодоление. Общение психолога с обследуемым. Запись результатов и составление протокола. Обработка и интерпретация результатов.
Общие принципы диагностики.
Индивидуальное и стереотипное в рассказах ТАТ. Психологические защиты. Воображение и реальное поведение. Диагностические показатели. Симптомологический анализ.
Структурные показатели: обязательные. Структурные показатели: факультативные. Содержательные показатели: обязательные. Содержательные показатели: факультативные. Синдромологический анализ.
|
|