R.G.Collingwood, The Idea of History, Oxford University Press, New York, 1972. Приведенная цитата взята со страницы 10 введения. Существованием книги Коллингвуда мы обязаны его близкому коллеге профессору Т.М.Кноксу (Т.М.Кпох), издавшему эти работы после того, как Коллингвуд умер в 1943 г. в возрасте 52 лет. Предисловие Кнокса к данному изданию важно для понимания программы Коллингвуда, по отношению к которой Идея истории является лишь иллюстрацией. Русский перевод: Р.Дж. Коллингвуд. Идея истории. Автобиография. М., "Наука", 1980, с. 14.
Collingwood, The Idea of History, p. 9. Русский перевод, с. 12.
Наиболее доступным источником работ Джованни Баттиста (или Джамбаттиста) Вико является переведенное издание The New Science of Giambattista Vico, by Т.О.Bergen and M.H.Fisch, Cornell University, New York, 1970. Это краткое изложение перевода 1948 г., осуществленного теми же переводчиками. Историографический метод хорошо проиллюстрирован в The Discovery of the True Homer, Book Three. Его недовольство предшествующими историками, описание их ошибок и его собственный подход см.: Elements, Book One, Sec. II. Об ошибке scholastica successionis см.: Elements, XIII, 146.
Collingwood, The Idea of History, p. 224. Русский перевод, с. 213.
Более подробно об этом и с объяснениями в главе 6, где мы обратимся к Эразму, Лютеру, Пико и другим.
Глава 2. Психология эллинской эпохи: от досократиков до Диалогов
Относительно религиозной позиции греков см. прекрасную работу Газри (W.K.C.Guthrie): The Greeks and Their Gods, Beacon Press, Boston, 1950. Моя интерпретация, однако, отличается от интерпретации профессора Газри.
О влиянии Милета см.: Herodotus, Book I, 17-22; Book V, 23-25. См. также: The Cambridge Ancient History, edited by J.S.Bury et al., Macmillan, New York, 1926, р. 87-97; James Henry Breasted, A History of Egypt, Charles Scribner's Sons, New York, 1912; Kathleen Freeman, Ancilla to the Pre-Socratic Philosophers, Basil Blackwell, Oxford, 1952.
* Встречающиеся в книге Робинсона цитаты из произведений других авторов зачастую не вполне эквивалентны соответствующим отрывкам из изданий на русском языке. Поэтому при редактировании данного текста цитаты были переведены непосредственно с английского. Однако сохранены и указания на русские издания, чтобы читатель имел возможность посмотреть другой перевод и контекст цитаты.
Plutarch, The Lives of the Noble Grecians and Romans, translated by John Dryden, 1864 ed; reprinted by Random House, New York, 1932. Русский перевод: Плутарх. Избранные жизнеописания. Минск, "Беларусь", 1995, с. 155. Memorabilia (Воспоминания) Ксенофонта включают отрывок из Сократа, важный в целях подтверждения. Он был написан, по крайней мере, через тридцать лет после смерти Сократа.
Подлинность Второго Письма, из которого взята цитата, сомнительна. Однако очень похожая скромность выражена в Седьмом Письме (7, 341), подлинность которого вполне установлена. Переводя Второе Письмо, мы можем подставить "идеализированный" вместо "украшенный". Такое прочтение Платона позволяет допустить, что он делал нечто большее, чем просто украшал учение Сократа.
Относительно собрания Писем Платона см.: Glen R.Morrow, Plato's Epistles, Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1962.
В этой книге используется следующее издание диалогов: The Dialogues of Plato, 2 vols., translated by Benjamin Jowett. Random House, New York, 1937. Здесь и далее, однако, взятые в скобки номера страниц относятся к стандартной греческой рукописи (Stephens). Русский перевод: Платон. Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1993-1994.
Там же.
Там же.
Там же.
Bertrand Russell, A History of Western Philosophy, 14th ed., Simon and Schuster, New York (first printing, 1945). В особенности см. страницы 10-105. Русский перевод: Бертран Рассел. История западной философии. М.: МИФ, 1993.
The Dialogues of Plato, p. 874. Читатель извлечет много пользы для постижения философии Платона, читая указатель, составленный профессором Джоветтом. Этот указатель не просто алфавитный список, здесь, помимо этого, проводится анализ значений терминов в контексте.
Там же.
Там же.
Там же.
Bertrand Russell, A History of Western Philosophy, p. 105. Русский перевод (см. ссылку 10): с. 124.
См., например, America: 1938-1944, Vol. II of The Autoboigraphy of Bertrand Russell, Atlantic Monthly Press, Little, Brown, Boston, 1968. Лорд Рассел столкнулся с интеллектуальной нетерпимостью, столь же суровой, какую можно было бы найти в Афинах времен Перикла.
Авторитетное издание системы Гиппократа см. в переводе Джонса (W.H.S.Jones): Hippocrates, 3 vols., Putnam, New York, 1923. Наиболее полезно введение профессора Джонса.
Там же. Vol. III, On Wounds in the Head.
Глава 3. Эллинистический век: Аристотель, эпикурейцы, стоики
Самой полной биографией интеллектуального развития Аристотеля по-прежнему остается книга, написанная Вернером Джегером: Werner Jaeger, Aristotle: Fundamentals of the History of His Development, Clarendon Press, Oxford, 1934. Позднее, однако, были выдвинуты возражения против трактовки биографии Джегером.
Там же, Ch. 1.
Там же, Ch. 2.
Aristotle, The Protrepticus, translated by Anton-Hermann Chroust, University of Notre Dame Press, Notre Dame, Ind., 1964.
Там же, р. 9.
Там же, р. 44.
Там же, р. 31.
Jaeger, Aristotle, Ch. VII, Sec. II.
Aristotle, Metaphysics, Book A (I). Русский перевод: Аристотель, соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 1. Числа в скобках относятся к строке греческого текста. Согласно договоренности, такая нумерация используется во всех переводах.
Там же, Book XIII, 4,30-33.
Там же.
Aristotle, De Somnis, Ch. 1, 459b; ch. 3, 462b.
Aristotle, Posterior Analytics, особенно Book II, Ch. 19. Русский перевод: Аристотель. Вторая аналитика. Соч. в 4 т. Т. 2, 1978.
Aristotle, Categories. Русский перевод: Аристотель. Категории. Соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 2, 1978.
Aristotle, History of the Animals, Book VI, Ch. 3, translated by A.L.Peck. Harvard, Cambridge, 1970.
Aristotle, On the Heavens, Book II, Ch. 14.
Plato, Theaetetus (186), in The Dialogues of Plato, translated by Benjamin Jowett, Random House, New York, 1937. Русский перевод: Платон. Соч. в 4 т. M: Мысль. Т. 2, 1993.
Aristotle, Nicomachean Ethics, 1153b. Русский перевод: Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 4.
Aristotle, Rhetoric, 1389a-1389b. Русский перевод: Аристотель. Риторика. Соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 4.
Aristotle, Politics, 1252a. Русский перевод: Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 4.
Bertrand Russell, History of Western Philosophy, Simon and Schuster, Clarion Books, New York, 1945, p.202. Русский перевод: Бертран Рассел. История западной философии. М.: МИФ, 1993, с. 180.
Е.М.Cornford, From Religion to Philosophy: A Study in the Origins of Western Speculation, Harper and Row, Harper Torchbooks, New York, 1957.
Собрание Фрагментов Эпикура, перепечатанное из Ватиканских фрагментов, приведено в: The Stoic and Epicurean Philosophers, edited by Whitney Oates, Random House, The Modern Library, New York, 1940.
Там же, Epictetus.
Lucretius, De Rerum Natura, translated by Palmer Bovie, New American Library, Mentor Books, New York, 1974.
Marcus Aurelius, Meditations, in The Stoic and Epicurean Philosophers.
Lucretius, De Rerum Natura, Book VI. Русский перевод: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Худ. лит., 1983, с. 201.
Marcus Aurelius, Meditations.
Глава 4. Патристическая психология: авторитет веры
Epictetus, Discourses, translated by P.E.Matheson, in The Stoic and Epicurean Philosophers, edited by Whitney Oates, The Modern Library, New York, 1957 (Random House edition, 1940).
Там же, Книга II, VIL
Там же, Книга III, VIL
Там же, Книга I, VI.
Tertullian, De Spectaculis. In Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, H.Hoppe, Vienna, 1939. Наиболее доступные несокращенные работы Тертуллиана на английском содержатся в Fathers of the Church: Tertullian (Apologetical Works) and Minucius Felix (Octavius), translated by Rudolph Arbesmann, O.S.A., Fathers oftfre Chirch, New York, 1950. Именно в своем письме к Скапуле (Ad Scapulam), правителю Африки, Тертуллиан настаивает на праве каждого человека поклоняться так, как он находит для себя подходящим. В Апологии он карает римлян за детоубийство, объявляя, что последователи Иисуса не лишат жизни даже утробный плод. Тертуллиан был одним из тех редких критиков, которые способны сочетать ум и рассудительность. Он высмеял языческие крайности римлян и единым дыханием вынес приговор самокастрации Оригена, задав вопрос: "Если бы Бог нуждался в евнухах, разве не мог бы Он их создать?"
Plotinus, The Enneades, Book III, 6, 7. Английский перевод опубликован в Pantheon Books, Random House, New York.
St.Augustine, The Confessions, translated by Rex Warner, Mentor, New American Library, New York, 1963. Русский перевод: Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., "Республика", 1992.
Там же, Book III, Ch. 4.
Там же, Book IV, Ch. 14.
Там же, Book VII, Ch. 20.
Там же, Book VII, Ch. 21.
Там же, Book V, Ch. 5, Book VII, Ch. 11.
Там же, Book VIII, Ch. 2.
Там же, Book VII, Ch. 21 ; а также On Free Will, Book II, Ch. 15.
Там же, BookX, Chs. 12, 13, 14; а также On Free Will, Book II, Ch. 4.
Там же, BookX, Ch. 30.
StAugustine, De Trinitate, Book XII, Ch. 15, Basic Writings of St. Augustine, 2 vols, edited by Whitney Oates, Random House, New York, 1948.
Там же.
Там же.
Там же, Book X, Chs. 6, 7.
St.Augustine, The City of God, Book XIX, Ch. 15, Basic Writings of St.Augustine.
Этот довод появляется у Цицерона в De Divinateone.
The City of God, Book V, Ch. 9.
Там же.
Там же, Book X, Ch. 17.
Там же.
St.Augustine, On Free Choice of the Will, Book III, Ch. 15, Basic Writings of St.Augustine.
Там же, Book I, Ch. 8.
Там же, Book I, Ch. 9.
Galen, On the Natural Faculties, translated by Arthur John Brock, Putnam, New York, 1916. Я называю эту работу наиболее значительной из его психологических трудов, хотя он являлся также автором работы, озаглавленной О болезнях ума (On the Affections of the Mind). Эта последняя работа представляет собой не более чем попытку трактовать бред, припадок, опьянение и так далее в терминах гиппократовской теории темпераментов и следствий нарушения равновесия темпераментов. На самом деле это вообще не психологический трактат.
Galen, On the Natural Faculties, Book III, Ch. 2.
Там же, Book I, Ch. 12.
Там же.
Там же, Book II, Ch. 3.
Глава 5. Схоластическая психология: авторитет Аристотеля
Блестящий анализ правовых и нравственных обязательств, существовавших между вассалом и лордом, дан Марком Блохом: Marc Bloch, Feudal Society, University of Chicago Press, 1961, Ch. XIV. Переводы нескольких интересных подлинных документов приводятся в The Records of Medieval Europe, ed. Carolly Erickson, Doubleday, Garden City, N.Y., 1971, p.161-163. См. также: R.W.Southern, The Making of the Middle Ages, Yale University Press, New Haven, 1959.
Southern, Middle Ages, p. 104.
Henri Pirenne, Medieval Cities: Their Origins and the Revival of Trade, translated by Frank D. Halsey, Princeton University Press, Princeton, 1952.
Там же, р. 25.
Цитируется Джорджем Пуле (Georges Poulet) в: Studies in Human Time, Johns Hopkins Press, Baltimore, 1956, p. 10. Профессор Пуле провел наиболее ценное исследование способа понимания времени в различные эпохи и рассмотрел, как эти разнообразные понимания проявляются в литературных работах определенных периодов.
Bloch, Feudal Society, p. 73, 75.
Цитируется в: Peter Münz, Life in the Age of Charlemagne, Capricorn Books, New York, 1971, p. 119.
Там же, p. 122.
The Canticle of the Sun, by St. Francis of Assisi, in The Writings of St.Francis of Assisi, translated by Fr.P.Robinson, Dolphin Press, Philadelphia, 1906. Русский перевод: Мария Стикко. Святой Франциск Ассизский: "Христианская Россия", Италия, VITA E PENSIERO Milano, 1990.
Münz, Age of Charlemagne.
Trivium (от латинского "три пути" грамматика, риторика и дидактика в составе гуманитарных наук. Прим. перев.), полная средневековая программа обучения изобретение Алкуина.
Наиболее авторитетное и плодотворное исследование возрожденческих характеристик этого периода: Charles Homer Haskins, The Renaissance of the Twelfth Century, Harvard University Press, Cambridge, 1927.
St.Augustine, De Trinitate, Book XI, translated by Whitney Oates, Random House, New York, 1948.
Haskins, Renaissance of the Twelfth Century, p. 14.
Anders Pilz, The World of Medieval Learning, translated by David Jones. Basil Blackwell, London, 1981, p. 56.
Maurice de Wulf, An Introduction to Scholactic Philosophy, Dover Edition, 1956, p. 125.
John Scotus Eriugena, De Divisione Naturae, Book 4, Chs. 7-9. Хороший перевод можно найти в Selections from Medieval Philosophers, Vol. 1, edited by Richard McKeon, Scribner, New York, 1929.
St.Anselm, Dialogus de Veritate, in McKeon, Selections.
Онтологическое доказательство приводится и обсуждается в The Ontological Argument, introduction by Alvin Plantinga, edited by Richard Teylor, Doubleday, Anchor Books, Garden City, N.Y., 1965.
Thomas Aquinas, Summa Theologica, Question 75, Part I. Все ссылки на работы Фомы Аквинского основаны на переводах Антона Пежи (Anton Pegis): Basic Writings of Thomas Aquinas, Random House edition.
Там же, Question 75, Article 6.
Там же, Question 76, Article 5.
Там же, Question 77, Article 5.
Там же, Question 77, Article 8.
Там же, Question 79, Article 3.
Там же, Question 79, Article 4.
De Wulf, An Introduction, p. 45.
Aquinas, Summa Theologica, Question 2, Article 4.
Там же, Question 79, Article 6.
Там же, Question 101, Article 2.
Там же, Question 84, Article 7, Question 94, Article 1.
Там же, Question 96, Article 4.
Там же, Question 73, Article 4.
Там же, Question 93, Article 2.
Превосходный и увлекательный обзор технических приемов, веками использовавшихся для совершенствования памяти, см. в: Frances A.Yates, The Art of Memory, University of Chicago Press, 1966.
A.C.Crombie, Grosseteste and Experimental Science, Clarendon Press, Oxford, 1953, p. 10-11.
Roger Bacon, Opus Majus, Vol. II, Pt. VI, Ch. 1, translated by Robert Belle Burke, University of Pennsylvania Press, Philadelphia, 1928.
John Duns Scotus, Concerning Human Understanding, in Philosophical Writings, translated by Allan Wolter, Thomas Nelson and Sons, London, 1962.
Oswald Fuchs, The Psychology of Habit According to William of Ockham, The Franciscan Institute, St.Bonaventure, N.Y., 1952.
Johan Huizinga, The Waning of the Middle Ages, Doubleday, Garden City, N.Y., p. 69-71.
Там же, р. 205.
Thomas Aquinas, Summa Contra Gentiles, translated by Anton Pigis, Basic Writings of Thomas Aquinas, Ch. CXIII, p. 223.
Там же.
Aqiunas, Summa Theologica, Question 6, Article 2.
Там же, Question 6, Article 4.
Блестящая дискуссия о науке при дворе Фридриха II представлена Чарльзом Гомером Хаскинсом (Charles Homer Haskins) в: Studies in the History of Medieval Science, Frederick Ungar, New York, 1924, Chs. 12-15.
Глава 6. Природа и Дух в эпоху Возрождения
Е.Cassirer, P.O.Kristeller and J.H.Randall, eds., The Renaissance Philosophy of Man, University of Chicago Press, 1948, p. 147.
Marsilio Ficino, Platonic Theology, translated by J.L.Burroughs, Journal of the History of Ideas, April 1944.
Eugenio Garin, Science and the Civic Life in the Italian Renaissance, translated by Peter Münz, Doubleday, Garden City, N.Y., 1969, p. 21-48.
Petrarch, On His Own Ignorance, translated by Hans Nachod, in Cassirer et al., Renaissance Philosophy of Man.
Там же, р. 74.
Там же, р. 75.
Там же, р. 103.
Там же, p. 121.
John Ruskin, The Stones of Venice, Vol. II, Reuwee, Wattley and Walsh, Philadelphia, p. 159-171.
Marsilio Ficino, in Cassirer et al., Renaissance Philosophy of Man. Относительно реакции на эту работу см.: Frances A. Yates, Giordano Bruno and the Hermetic Tradition, University of Chicago Press, 1964.
Там же, p. 147.
Там же.
Giovanni Pico délia Mirandola, in Cassirer et al., Renaissance Philosophy of Man.
Там же, р. 225.
Там же.
Там же, р. 245.
Charles В.Schmitt, Gianfrancesco Pico délia Mirandola and His Critique of Aristotle, Martinus Nijhoff, The Hague, 1967.
Yates, Giordano Bruno, p.121.
Там же, p. 128-130.
Там же, р. 185-186.
Martin Luther, Twenty-Seven Articles Respecting the Reformation of the Christian State, in Introduction to Contemporary Civilization in the West, Vol. 1, edited by J.Buchler et al., Columbia University Press, New York, 1946, p. 630.
Там же, p. 634-647.
Henry Kramer and Jacob Sprenger, Malleus Maleficarum (1486), translated by Rev. Montague Summers, Benjamin Bloom, New York, 1970.
James I, Daemonologie, in Minor Prose Works of James VI and I, edited by James Craigie, Scottish Text Society, Edinburgh, 1982.
Johann Weyer, De Prestigiis Daemonum (1563), translated by John Shea, in Witches, Devils and Doctors in the Renaissance, edited by George Mora, Medieval and Renaissance Texts and Studies, Binghamton, N.Y., 1991.
Paracelsus (Theophrastus von Hohenheim), The Writings of Theophrastus Paracelsus on Diseases that Deprive Man of Health and Reason, translated by Gregory Zilboorg, in Four Treatises of Theophrastus von Hohenheim Called Paracelsus, Vol. I, edited by Henry Sigerist, Johns Hopkins University Press, Baltimore, 1941.
Thomas B.Macaulay, History of England, Vol. I, Harper and Row, New York, 1849.
Heinrich Boehmer, Martin Luther: Road to Reformation, Simon and Schuster, New York, 1957, p. 160.
Luther and Erasmus: Free Will and Salvation, Library of Christian Classics, Vol. XII, Westminster Press, Philadelphia, 1969.
Erasmus, The Praise of Folly, translated by Hoyt Hope well Hudson, Princeton University Press, Princeton, 1941.
См.: The Epistles of Erasmus, translated by Francis Morgan Nichols, Vol. I, #26, Longmans, Green, London, 1901.
Erasmus: Ten Colloquies, translated by Craig R. Thompson, Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1957.
Там же, p. 116.
The Literary Works of Leonardo Da Vinci, edited by Jean Paul Richte, Vol. 1, Praidon Press, London, 1970, p. 116-117 (#12).
Там же, Vol. II, р. 100-101 (#12).
Там же.
Там же, р. 240 (#1150).
Ira О.Wade, The Intellectual Origins of the French Enlightenment, Princeton University Press, Princeton, 1971, p. 63.
Об истоках городского планирования в пятнадцатом столетии см.: Caroll William Westfall, In This Most Perfect Paradise: Albert, Nicolas V, and the Invention of Conscious Urban Planning, Pennsylvania State University Press, University Park, 1974.
Там же, p. 62.
Глава 7. Эмпиризм: авторитет опыта
Francis Bacon. Novum Organum. LXIV, in The Works of Francis Bacon, Vol. I, Hurd and Houghton, Cambridge, 1878. Русский перевод: Фрэнсис Бэкон. Новый Органон. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 2, 1972. С. 30.
Francis Bacon. Of the Proficience and Advancement of Learning Divine and Human, Works, Vol. 1, p. 134-135.
Там же, с. 128.
Там же, с. 120.
Там же, с. 127.
Там же, с. 224.
Там же, с. 225-226.
Там же, с. 236-237.
Там же, с. 254.
Там же, с. 332.
Там же, с. 334.
Там же, с. 338.
Francis Bacon. Novum Organum, XCVIII, Works, Vol. I. Русский перевод: Фр.Бэкон. Новый Органон. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 2. 1972. С. 60-61.
Там же, XCIX. Русский перевод: с. 61.
Там же, CXXVII. Русский перевод: с. 78-79.
Там же, ХСII. Русский перевод: с. 56.
John Donne, Complete Poetry and Selected Prose, edited by John Hayward, Random House, New York, 1936, p. 237. Блестящий анализ этого аспекта Zeitgeist ("духа времени") см. в: All Coherence Gone, by Victor Harris, University of Chicago Press, 1949.
John Locke, An Essay Concerning Human Understanding, Henri Regnery Co., Chicago, 156. Русский перевод: Джон Локк. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3 т. М.: Мысль. Т. I, 1985. С. 94. С особенной проницательностью скептические силы этого периода исследуются в работе: Margaret Wiley. The Subtle Knot: Creative Scepticism in Seventeenth-Century England, Allen and Unwin, London.
Locke, Essay, Introduction. Русский перевод: с. 91.
Там же.
Там же, Book II, Ch. IX, Sec. 4.
Там же, Sec. 7.
Там же, II, IX, 8. Русский перевод: с. 195.
Там же, IV, I, 2. Русский перевод: с. 3.
Там же, IV, II, 1. Русский перевод: с. 9.
Там же, II, XXIII, разд. 9 и 11. Русский перевод: с. 351-352.
Там же, IV, III, 12. Русский перевод: с. 22.
Там же, IV, II, 14 и IV, IX, 3.
Там же, IV, XI, 1.
Там же, IV, XI, 13.
Там же, IV, XI, 8.
Там же, II, X, 8.
Там же, IV, IV, 4-5. Русский перевод: с. 41-42.
Там же, IV, IV, 6.
Там же, IV, IV, 7.
Там же, IV, IV, 8-9. Русский перевод: с. 43-44.
George Berkeley, An Essay Towards a New Theory of Vision (1709), in Berkeley's Works on Vision, edited by Colin M. Turbayne, Library of Arts, Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1963. Русский перевод: Опыт новой теории зрения. Дж.Беркли. Сочинения. М.: Мысль, 1978.
Там же, Sec. 75.
Там же, Sec. 65.
George Berkeley, A Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge (1710), Open Court Edition, La Salle, 111., 1963. Русский перевод: Трактат о принципах человеческого знания. Дж.Беркли. Сочинения. М.: Мысль. 1978.
A.A.Luce, Berkeley's Immaterialism, Russell and Russell, New York, 1968.
Berkeley, Essay, Sec. 17.
Berkeley, Treatise, #4.
Там же, #86.
Там же, #89.
Там же, #90.
Там же, #103.
Там же, #112.
David Hume, A Treatise of Human Nature, Introduction, edited by L.A.Selby-Bigge, Clarendon Press, Oxford, 1972. Русский перевод: Трактат о человеческой природе. Д.Юм. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 1. 1965. С. 82.
Наиболее полезное собрание работ Шефтсбери, Батлера и других сентименталистов: Dover edition of British Moralists, 2 vols, edited by L.A.Selby-Bigge, Dover Books, New York, 1965.
Shaftesbury, Inquiry Concerning Virtue or Merit, in Selby-Bigge, British Moralists.
Там же, р. 46.
Там же.
Joseph Butler, Of the Nature of Virtue, Selby-Bigge, British Moralists, p. 245.
Hume, Treatise, p. XVII. Русский перевод: Введение, с. 83.
Там же, р. XVIII. Русский перевод: Введение, с. 84.
Там же, Book I, Pt. I, Sec. I. Русский перевод: с. 91.
Там же, I, III.
Там же, I, III.
Там же, I, IV. Русский перевод: с. 99.
Там же, IV, V; I, IV, I.
Там же, IV, II, и также I, IV, IV (quotation from p. 228). Русский перевод: с. 297.
Там же, I, IV, V.
Там же, II, II, IV, и II, II, V.
Там же, II, II, IX. Русский перевод: с. 523.
Hume, An Enquiry Concerning Human Understanding, Sec. V, Pt. II, in Essential Works of David Hume, edited by Ralph Cohen, Bentam Books, New York, Русский перевод: Д.Юм. Исследование о человеческом разумении. М.: Прогресс, 1965. С. 52.
Hume, Treatise, III, II, V
Там же, III, III, IV
Hume, Enquiry, Sec. IV, Pt. II. Русский перевод: с. 38.
Ira Wade, The Intellectual Origins of the French Enlightenment, Princeton University Press, Princeton, 1971 (p.89).
Там же, I, II.
Jean Le Rond D'Alembert, Preliminary Discourse to the Encyclopedia of Diderot, translated by Richard N. Schwab, (quotation from p. 7 of the Introduction), Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1963.
Hume, Treatise, I, IV, VII. Юм, Трактат, I, IV, VII.
Thomas Reid, An Inquiry into the Human Mind on the Principles of Common Sense, in Between Hume and Mill: An Anthology of British Philosophy 1749-1843, edited by Robert Brown, Random House, Modern Library, New York, 1970, p. 161.
Reid, Inquiry, p. 175.
Там же, р. 174.
Там же, р. 173.
Там же, р. 157.
Там же, p. 187.
Thomas Reid, Essays on the Active Powers of the Human Mind, Essay III, Pt. II, Ch. I, MIT Press, Cambridge, 1969
Там же, Essay II, Ch. III.
Thomas Reid. Essay on the Intellectual Powers of Man, Essay II, Ch. 5 ("Of Perception"), reprinted by MIT Press, Cambridge, Mass., 1969.
Hume, Treatise, I, I, VIII. Юм. Трактат. Русский перевод: с. 109-112.
Reid, Essays on the Intellectual Powers of Man, Essay V.
Там же.
Там же.
Dugald Stewart, Elements of the Philosophy of the Human Mind, in Brown, Between Hume and Mill.
Однако основным источником постоянного интереса старшего Милля к философии морали служили, по-видимому, лекции Стюарта. См. в этой связи: Alexander Bein, James Mill: A Biography, London, Green, 1882.
Thomas Brown, Lecrures on the Philosophy of the Human Mind, in Robert Brown, Between Hume and Mill, p. 336. Заметьте сходство между возражением Томаса Милля и тем, что профессор Райл (Ryle) в The Concept of Mind (1949, Hutchinson and Co., London) называл "категориальной ошибкой". Райл описывает иностранного посетителя Оксфорда или Кембриджа, спрашивающего после осмотра классов, игровых площадок, офисов и прочего: "А где же университет?" Оксфордский университет не возникает как результат того, что ученики и учителя просто оказываются вместе там, где однажды был большой и пустой участок земли. Сначала была идея университета, затем был выбор его местоположения, строительство зданий, зачисление подходящих студентов и т.д. Таким образом, "категориальная ошибка" иностранца может вовсе и не являться ошибкой. Вполне понятно, что, исследовав все здания и побеседовав со всеми постоянными жителями Оксфорда, кто-то, вероятно, все еще может спросить: "А где же университет?" Иначе говоря, этот человек может быть знаком с первоначальным уставом, может помнить первоначальные намерения и обязательства университета и может решить, что то, что имеется налицо сейчас, не есть Оксфордский университет. В терминах той версии "категориальной ошибки", которую дает Браун, будет казаться, что мало разницы между употреблением слова "сознавать" и слова "чувствовать". Даже если и согласиться с тем, что выражение "я сознаю, что у меня болит зуб" означает не более чем "у меня болит зуб", все равно надо будет объяснить это чувствование.
John Locke: An Essay Concerning the True Original, Extent and End of Civil Government: II: The State of Nature, in Social Contract, edited by Sir Ernest Barker, Oxford University Press, New York, 1947
Jeremy Bentham, An Introduction to the Principles of Morals and Legislation, Ch. X, Sec. XI, in The Utilitarians, New York, 1961.
Там же, Ch. I, Sec. I.
Там же, Ch. XV, Sec. XLIV.
Глава 8. Рационализм: геометрия ума
Rene Descartes, Discourse on Method, in The Method, Meditations, and Philosophy of Descartes, translated by John Veitch, Tudor, New York, 1901. Русский перевод: Р.Декарт. Соч. в 2 т. Т. 1. 1989. T. 2. 1994.
Descartes, Meditations, Veitch, Descartes. Русский перевод: там же, т. 2.
Descartes, Les Passions de l'Ame, translated as "The Passions of the Soul" by E.Haldane and G.R.T.Moss, in The Philosophical Works of Descartes, Dover Publications, New York, 1955. Русский перевод: там же, т. 1.
Principles of Philosophy, Veitch, Descartes. Русский перевод: там же, т. 1.
Descartes, Treatise on Man, in Descartes Selections, edited by R.M.Eaton, Scribner, New York, 1927.
Descartes, Discourse on Method, Part II.
Там же. Часть III.
Там же. Part IV, p. 171. Русский перевод: с. 268-269.
Там же. Part V, p. 184. Русский перевод: с. 46.
Там же. Part VI, р. 193. Русский перевод: с. 55.
Descartes, Meditations, II. Русский перевод: Р.Декарт. Размышления. Там же, т. 2, с. 23.
Там же, VI. Русский перевод: с. 63.
Descartes, Principles of Philosophy, Part I, Sees. XII and XLVII. Русский перевод: P.Декарт. Первоначала философии. Там же, т. 1.
Descartes, Les Passions, Article 17. Русский перевод: Р.Декарт. Страсти души. Там же, т. I
Там же, Article 23, 24.
Там же, Article 30.
Там же, Article 31, 32.
Там же, Article 39.
Там же, Article 37.
Там же, Article 4L
Там же, Article 35, 39.
Descartes, Principles of Philosophy, Part I, Sec. XXVIII. Русский перевод: P.Декарт. Первоначала философии. Там же, т. I.
Biaise Pascal, Pensées: Thoughts and Religion and Other Subjects, translated by William Finlayson Trotter, Washington Square Press, New York, 1965. Русский перевод: Блез Паскаль. Мысли. СПб: Северо-Запад, 1995. #194. С. 87.
Benedict de Spinoza. Ethics, Pt. I, Prop. Ill, in The Chief Works of Benedict de Spinoza, translated by R.H.M.Elwes, Dover Publications, New York, 1955. Русский перевод: Б.Спиноза. Этика. Соч. в 2 т. Т. 1., 1957. Ч. 1.
Spinoza, Ethics, Pt. IV, Prop. LXVIII.
Там же, Pt. V, Prop. VI. B русском переводе этого сочинения Спинозы вместо слова "эмоции" используется слово "аффект". Прим. перев.
Там же, Prop. XXI.
Там же, Prop. XXII.
Там же, Prop. XL.
Там же, Pt. IV, Prop. VIII.
Там же, Pt. III, Props. LIII, LV.
Там же, Pt. IV, Prop. XI.
Там же, Pt. II, Prop. XLVIII.
Там же, Pt. III, Prop. II.
Там же, Prop. X.
Там же, Pt. IV, Prop. XIV.
Там же, Pt. I, Prop. XXXII.
Benedict de Spinoza, On the Improvement of the Understanding, in R.H.M.Elwes, Spinoza, especially p. 15-31.
Gottfried Wilhelm von Leibniz, New Essays in Leibniz The Monadology and Other Philosophical Writings, translated by Robert Latta, Oxford University Press, New York, 1898. Русский перевод: Готфрид Вильгельм Лейбниц. Соч. в 4 т. М.: Мысль. Т. 2, 1983.
John Locke. Essay on the Human Understanding, II, 1, 2. Русский перевод: Джон Локк. Соч. в 3 т. М.: Мысль. Т. 1. 1985. С. 154.
Leibniz. New Essays, Book II. Русский перевод: т. 2, c. 111.
Там же.
Там же. Русский перевод: т. 2, с. 110-111. В русском переводе вместо выражения "вощеная дощечка для письма" использовано слово "доска". Прим. перев.
Там же.
Leibniz. Monadology, Latta, Leibniz, #17. Русский перевод: т. 1, с. 415.
Там же, #11.
Там же, #19.
Там же, #28.
Там же, #20, 21.
Leibniz. New Essays, Introduction, p. 322-323. Русский перевод: с. 54.
Там же, с. 358. Русский перевод: с. 72.
David Hume, A Treatise of Human Nature, I, III, XV, edited by L.A.Selby-Bigge, Clarendon, Oxford, 1973. Русский перевод: Д.Юм. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 1. 1965. С. 181-182.
Там же, I, IV, V. Русский перевод: с. 360.
Там же, III, 11, 1.
Там же, I, IV, V. Русский перевод: с. 362.
Замечательно краткий и необыкновенно ясный итог диспута между Юмом и Кантом был дан профессором Л.У.Беком в его выдающемся Once More Unto the Breach: Kant's answer to Hume Again in Ratio, Vol. 9, №1, p. 33-37.
Immanuel Kant. Critique of Pure Reason. Русский перевод: И.Кант. Критика чистого разума. СПб.: ТАЙМ-АУТ, 1993.
Kant. Prolegomena to Any Future Metaphysics, Indianopolis, Bobbs-Merrill edition Introduction by L.W.Beck, 1950. Русский перевод: И.Кант: Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6 т. М.: Мысль. Т. 4. 1965. Часть I.
Groundwork of the Mefaphysic of Morals, translated by H.J.Paton, Harper and Row, Harper Torchbooks, New York, 1964. Русский перевод: И.Кант. Основы метафизики нравственности. Там же.
Kant. Critique of Pure Reason, Sec. 4. Русский перевод: Введение, разд. IV.
Kant. Prolegomens, sec. 2. Русский перевод: Кант. Пролегомены. §2.
Там же.
Kant. Critique of Pure Reason, Al9. Русский перевод: Кант. Критика чистого разума. А19, с. 104.
Там же, А176, В218. Русский перевод: с. 146.
Там же, А182, В225. Русский перевод: с. 129.
Там же, А185. Русский перевод: В288, с. 150.
Там же, AI89. Русский перевод: с. 152.
L.W.Beck. Once More Unto the Breach.
Кант. Критика чистого разума. В106. Русский перевод: с. 83.
Там же.
Там же, В167.
Kant. Fundamental Principles of the Metaphysic of Morals, translated by Thomas K.Abbott, Library of Liberal Arts Press, New York, 1949, p. 70-71.
Там же, с. 19.
Kant, Groundwork of the Metaphysic of Morals, p.68-69. Русский перевод: Иммануил Кант. Основы метафизики нравственности. Соч., М.: Мысль. 1965. Т. 4. Часть 1. С. 280-281.
Там же, с. 98. Русский перевод: с. 326.
Этот отрывок взят из A382 Критики чистого разума, которая имеет дело с "паралогизмами чистого разума" (Русский перевод: с. 248-249.). Далее (В421) Кант более высоко оценивает полезность рациональной психологии, если она развивается в большей степени как дисциплина, чем как доктрина: "...она возможна только как дисциплина, полагающая теоретическому разуму в этой области непреложные границы, с одной стороны, чтобы мы не бросились в объятия бездушного материализма, а с другой стороны, чтобы мы не потерялись в мечтах о спиритуализме, лишенном основания в нашей жизни" (Русский перевод: с. 253).
Глава 9. Материализм: просвещенная машина
David Hume, A Treatise of Human Nature, Book I, Pt. I, Sec. II, edited by L.A.Selby-Bigge, Clarendon, Oxford, 1973. Русский перевод: Д.Юм. Трактат о человеческой природе. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 1. 1965.
Immanuel Kant, Critique of Pure Reason, translated by Norman Kemp Smith, St.Martin's Press, New York, 1965. Русский перевод: И.Кант. Критика чистого разума. СПб.: ТАЙМ-АУТ, 1993.
Galileo Galilei, Dialogues Concerning Two New Sciences, translated by Henry Crew and Alfonco de Salvio, Macmillan, New York, 1914. Русский перевод: Галилео Галилей. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению. М.-Л., 1934.
Там же, р. ПО. Русский перевод: с. 218.
Galileo Galilei, Dialogue Concerning the Two Great Systems of the World, in Classics of Modern Science, edited by William S. Knickerbocker, Appleton-Century Crofts, New York, 1927. Русский перевод: Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой. М.-Л.: Гос. изд-во технико-теоретической лит-ры, 1948.
Там же, The Second Day. Русский перевод: с. 101.
Isaac Newton, Philosophae Naturalis Principia: The Method of Natural Philosophy, in Newton's Philosophy of Nature, edited by H.S.Thayer, Hafner Publishing Co., New York, 1953. Русский перевод: Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. М.: Наука. 1989. С. 502-504.
Voltaire, The Ignorant Philosopher, cited in A History of Modern Science, W.C.Dampier, Canbridge University Press, 1966, p. 197. Русский перевод: Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука. 1989. С. 330.
Ответ Декарта на данный памфлет включает доводы самого памфлета. Этот ответ опубликован в: The Philosophical Works of Descartes, Vol. I, translated by Elizabeth S. Haldane and G.R.T.Ross, первая публикация в Cambridge University Press, 1911, и переиздание в Dover Publications, New York, 1955.
Там же, p. 433-434.
Там же, р. 339. См.: Р.Декарт. Соч. в 2 т. Т. 1. 1989. С. 490.
Там же, р. 442.
Там же, р. 443.
The Selected Works of Pierre Gassendi, edited and translated by Craig R.Brush, Johnson Reprint, New York, 1970. Вводные замечания профессора Браша особенно полезны для установления обстоятельств написания работ Гассенди.
Там же, р. 174.
Там же, р. 173.
Там же, р. 189-190.
Там же, р. 194-195.
Там же, р. 266-268.
Там же, р. 269-275.
Thomas Hobbes, Leviathan, Pt. I, Ch. 3, Pelican Classics, Penguin Books, England, 1974. This is the edition edited and discussed by C.B.Macpherson. Русский перевод: Т.Гоббс. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Гос. соц.-эк. изд., 1936. С. 50.
Там же, Pt. I, Ch. 5. Русский перевод: с. 62.
{{{ Ссылки 23-42 в исходном файле отсутствуют }}}
Глава 10. Девятнадцатое столетие: авторитет науки
{{{ Ссылки 1-10 в исходном файле отсутствуют }}}
Там же, Sec. 2.
Там же, Ch. IV, Sec. 3.
Там же. Русский перевод: с. 776.
Там же, Sec. 3. Русский перевод: с. 777.
Там же, Ch. 5.
Там же, Ch. V, Sec. 4. Русский перевод: с. 790.
J.S.Mill, Utilitarianism, in The Utilitarians, Dolphin Books, Doubleday, Garden City, N.Y., 1961, p. 404.
Там же.
Там же, р. 408-209.
Там же, p. 432-433.
Дж.С.Милль является не только самым красноречивым голосом своего века, он также наиболее точно выражал тон этого века. Современный ему автор, Джон Морлей (John Morley), в своем панегирике Миллю написал: "Многое нужно будет однажды сказать относительно явной ценности философских принципов Милля ... Однако нужно продолжать испытание, нам следует, во всяком случае, быть уверенными в том, что вместе с его репутацией будет сохранена или утрачена интеллектуальная репутация целого поколения его соотечественников" (On the Death of Mr. Mill, in Nineteenth Century Essays, University of Chicago Press, 1970).
Levy-Bruhl, The Philosophy of Auguste Comte, переводчик Frederic Harrison, опубликовал на английском Swan Sonneschein, London, 1903. Это было самое важное издание, внесшее идеи Конта в англоязычное сообщество. Генри Эджир (Henry Edger) немало способствовал развитию дела позитивизма в Америке 1850-х гг., но в действительности только после появления тщательного исследования позитивистской программы, проведенного Леви-Брюлем, этой проблемой стало серьезно заниматься большое число философов Англии и Америки. О самых ранних формах американского позитивизма см.: Positivism in the United States 1853-1861, by Richmond, Laurin Hawkins, Harvard University Press, Cambridge, 1938.
Levi-Bruhl, p. 191-193.
Antoine-Nicolas De Condorcet, Sketch.
Thomas Malthus, An Essay on the Princple of Population as It Affects the Future Improvement of Society, with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers. Эта работа была воспроизведена в виде издания в суперобложке университетом Мичигана (The University of Michigan Press, Ann Arbor, 1959) с предисловием, написанным К.Булдингом (Kenneth Boulding). Оригинал был опубликован в 1798 г. в Лондоне.
Charles Darvin, The Expression of the Emotions in Man and Animals, Appleton-Century-Crofts, New-York, 1896.
Эрнст Геккель (Ernst Haeckel) (1834-1919) сформулировал это дарвиновское предположение в виде "биогенетического закона", согласно которому онтогенез повторяет филогенез. Однако Анри Бергсон (Henri Bergson) (1858-1941), почти в одиночку, пробудил интеллектуальное движение против материалистической теории эволюции Дарвина. Его работа L'Evolution créatrice ("Творческая эволюция"), опубликованная в 1907 г., бросила вызов в адрес эволюционной биологии, оперируя терминами, очень похожими на те, которые использовали гештальт-психологи в своих дискуссиях с ассоцианистами. Бергсон находил мало правдоподобия в представлении о том, что случайный процесс смог бы произвести, по степенно шаг за шагом, системы настолько необыкновенно сложные и функционально взаимозависимые, как те, что составляют основание, например, зрения. Только творческая эволюция, по мнению Бергсона, смогла бы привести к тому уровню биологической организации, свидетельством которой являются высшее виды. Этой творческой эволюции придает силу élan original, божественный деятель, являющийся также творцом свободы воли. Менее чем доминирующее влияние Бергсона на современную психологию, и особенно современную американскую психологию, следует объяснять тем, что подобные представления не удалось свести к экспериментальным способам верификации. Таким об разом, мы обнаруживаем, что идеи Бергсона были наиболее известны в той области, где их размещать было, возможно, неудобно в обширной литературе, описываемой как "экзистенциальная психология", "гуманистическая психология" и "гештальт-психология", психотерапия. Возможно, самую убедительную их интеграцию следует искать в гипотезе, выдвинутой профессором Жаном Пиаже, чьи дискуссии о "когнитивном развитии" богаты формулировками понятий, родственных творческой эволюции.
Francis Galton, Hereditary Genius, Macmillan, London, 1869.
Письмо Александра Бэна содержится в недавнем блестящем исследовании Янга (R.M.Young, Mind, Brain, and Adaptation in the Nineteenth Century, Oxford Universiry Press, Clarendon, 1970, p. 102-103).
Как отмечает профессор Янг, две работы Бэна The Senses and Intellect (1855) и The Emotions and the (1859) составляют двухтомник, служивший стандартом для британской психологии в течение почти пятидесяти лет. Обе работы были изданы в Лондоне (Parker Publishing Co). Эти же книги обсуждены и переизданы без сокращений в Series A, vols. IV and V, of Significant Contributions to the History of Psychology, D.N.Robinson, University Publications of America, Washington, D.C., 1978.
Johann, G.Spurzheim, The Physiognomical System of Drs. Gall and Spurzheim, Baldwin, Cradock and Joy, London, 1815.
Francois Joseph Gall, On the Functions of the Brain and of Each of Its Parts, etc., 6 vols, translated by Winslow Lewis, Marsh, Capen and Lyon, Boston, 1835.
Gall, Functions.
Herbert Spencer, The Principles of Psychology, Appleton-Century-Crofts, New York, 1896, p. 573.
Там же, p. 141.
Wilhelm Wundt, Principles of Physiological Psychology, Vol. I, translated by E.B.Titchener (from the fifth German edition of 1902), Macmillan, New York, 1904.
Gustav Fechner, Elements ofPsychophysics, translated by Helmut Adler, edited by David H. Howes and Edwin G. Boring, Holt, Rinehart and Winston, New York, 1966. Впервые Элементы были опубликованы в 1960.
Wundt, Principles, p. 6-7.
Иоганн Фридрих Гербарт (Johann Friedrich Herbart) (1776-1841) был учеником Фихте. Он возглавил в Кенигсбурге кафедру, которую когда-то занимал Кант. В отличие от Фихте, он рассматривал научную психологию, базирующуюся на математическом анализе; эта точка зрения была выдвинута им в работе Psychologie als Wissenchafl (1824-1825). Научная психология Гербарта не оставляла никакого места ни для врожденных идей, ни для априорных понятий. Элементы бессознательного, в том числе чувства, следует понимать в терминах динамических, механических законов физики, и, следовательно, их можно выразить и вывести математическим образом. Он предвосхитил таким образом психофизическую науку Фехнера, и в своем предисловии к Elements Фехнер признает этот долг: "Гербарту всегда будет принадлежать честь первенства не только среди тех, кто указал на возможность математической обработки... но также среди тех, кто бесхитростно попытался выполнить подобное предприятие; и после Гербарта всякий будет в этом отношении вторым". (Fechner, Elements of Psychophysics. Davis H. Howes and Edwin G. Boring.)
Wundt, Principles, p. 9-10.
Там же, р. 17.
Wilhelm Wundt, Principles, p. 193.
Marshall Hall, Memoirs on the Nervous System (1837; p. 70), in Significant Contributuons to the History of Psychology, Series E, Vol. I, edited by D.N.Robinson, Greenwood Publishing, Connecticut, 1978.
Там же, p. 70-71.
Там же, р. 74.
Там же, p. 110.
Wundt, Principles, p. 8-9.
Для того чтобы оценить подход Фихте с исторической точки зрения, полезно обратиться к изложению его работ, написанному в то время, когда он начал привлекать широкое внимание за пределами Германии. Особенно проницательна в этом отношении работа С.С.Everett. Fichte's Science of Knowledge (Chicago, S.C.Griggs and Company 1892). В этом же отношении см. E.B.Talbot, The Fundamental Principles of Fichte's Philosophy, New York, 1906.
W.T.Stace, The Philosophy of Hegel: A Systematic Exposition, первая публикация: Macmillan, 1924. Этот влиятельный анализ Энциклопедии и Феноменологии духа Гегеля можно найти в Dover Publications, New York, 1955.
Bertrand Russell, A History of Western Philosophy, Simon and Schuster, Clarion paperback edition, New York, p. 730. Русский перевод: Б.Рассел. История западной философии. "МИФ", М. Т. II. 1993. С. 246.
Там же. Русский перевод: с. 245.
Данное замечание появляется в предисловии Карла Маркса ко второму изданию Капитала. В более поздние годы Маркс отошел от ортодоксального гегельянства, но некоторое время он являл собой продукт гегелевского взгляда на историю и философию более, чем кто-либо другой в истории этого движения. Лишь позже они с Энгельсом "поставили Гегеля на голову". (Здесь, по-видимому, ошибка: они поставили Гегеля с головы на ноги. Прим. ред.) Русский перевод: К.Маркс. Капитал. М.: Изд. полит. лит-ры., 1978. С. 21.
Stace, Hegel, Sec. 75.
Имеются английские издания Энциклопедии Гегеля. Среди более поздних изданий можно найти перевод Уильяма Уоллеса (William Wallace, Oxford University Press, 1873).
Авторитетными изданиями Феноменологии духа остаются издания J.B.Baillie, London, 1910; 1931.
Stace, Heget, p. 328.
Там же, р. 343.
Современная система психологии, сходная с гегельянством, это, конечно, когнитивная психология профессора Жана Пиаже. Стадии когнитивного развития Пиаже начинаются с эгоцентризма и кульминируют в способности устанавливать связь между частными случаями и общими утверждениями. Шести-стадийная эволюция познавательной способности, описанная Пиаже, безусловно, четко соответствует гегелевским трем стадиям: чувственное сознание, восприятие посредством чувств и интеллект. Психология Пиаже, часто определяемая как эволюционная эпистемология, стремилась посредством экспериментальной демонстрации засвидетельствовать ту логическую структуру мышления, которую установил Гегель. Поэтому не удивительно, что те сомнения, которые в настоящее время адресуются психологии Пиаже, по форме почти неотличимы от атак британских эмпириков на гегельянство.
G.W.F.Hegel, Reason in History: A General Introduction to the Philosophy of History, translated by Robert S. Hartman, Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1953, p. 29.
Karl Marx: The Essential Writings, edited by E.L.Bender, Harper and Row, New York, 1972, p. 145-146.
Karl Marx and Friedrich Engels, The German Ideology, Part 2, edited by C.J.Arthur, International Publishers, New York, 176, p. 42.
Friedrich Nietzsche, Beyond Good and Evil: A Prelude to a Philosophy of the Future, translated by R.J.Hollingdale, Penguin Books, Hammondsworth, 1973, p. 36. Русский перевод: Ф.Ницше. Соч. в 2 т. М.: Мысль. Т. 2. 1990. С. 259.
Walter Kaufmann, "Nietzsche as the First Great (Depth) Psychologist", in A Century of Psychology as Science, edited by Sigmund Koch and David Leary, McGrawHill, New York, 1985, p. 91 Iff.
Nietzsche, Beyond Good and Evil, p. 138. Русский перевод: с. 348.
Глава 11. От систем к специальностям: критические полстолетия (1870-1920)
Обратитесь к статье "Rorarius", приведенной Бейлем в своем Dictionary. Эту работу можно найти в: Historical and Critical Dictionary (Selections), translated by Richard H. Popkin, Bobbs-Merrill, Indianopolis, 1965.
Английская традиция интерпретации работы Галля On the Functions of the Brain and Each of Its Parts содержится в шеститомном издании, вышедшем в Бостоне в 1835 г. Я поместил это без сокращений в Vol. XVI, XVII, XVIII (Series A) Significant Contributions to the History of Psychology, edited by D.N.Robinson, University Publications of America, Washington, D.C., 1978. В отдельных предисловиях, написанных мною к каждому из томов, я пытаюсь определить, в чем состояли приоритет и влияние Галля в сферах физиологической психологии, сравнительной нейроанатомии и анатомии зародышевого и неонатального периодов.
Показательны рецензии, переизданные в "Darwinism": Significant Contributions to the History of Psychology, Series D, Vol. IV.
Romanes, George, Animal Intelligence. Публикация 1883 г. переиздана в Significant Contributions to the History of Psychology, Series A, Vol. VII.
Там же, р. 4-6.
Там же, р. 13.
Там же, р. 12-13.
William L. Lindsay, Mind in the Lower Animals in Health and Disease, 2 vols., London, 1879. Эти два тома переизданы в Significant Contributions to the History of Psychology, Series D, Vols. VI, VII.
С.Lloyd, Morgan, Introduction to the Comparative Psychology, London, 1894. Эта работа переиздана в Significant Contributions to the History of Psychology, Series D, Vol. II.
См. в особенности последнюю (XV) главу из его Darwinism: An Exposition of the Theory of Natural Selection with Some of Its Applications, Macmillan, London, 1889. В этой главе Уоллес утверждает, что "Невозможно усмотреть какую-либо связь между (музыкальной способностью) и выживанием в борьбе за существование", и предлагает "независимое доказательство того, что математические, музыкальные и артистические способности образовались не в соответствии с законом о естественном отборе" (с. 468-469 издания 1897 г.).
Это взято из: Ernst Haeckel. Last Words on Evolution, translated by Joseph McCabe, London, 1906. Переиздано в: Significant Contributions to the History of Psychology, Series D, Vol. III, p. 111. *
Эта работа Энджела появилась в виде журнальной статьи ("The influence of Darwin on Psychology") в 1909 г. и была переиздана в Significant Contributions to the History of Psychology, Series D, Vol. IV Процитированный отрывок взят со c. 169.
Краткий обзор истории этого вопроса см. в главе 2 моей Psychology and Law: Can Justice Survive in the Social Sciences, Oxford, New York, 1980.
Эта история с Хедфилдом и связанные с ней случаи, происшедшие в Англии, приведены в Series F ("Insanity and Jurisprudence"), Vol. VI, Significant Contributions to the History of Psychology.
Текст Модслея переиздан в Series С, Vol. IV, Significant Contributions to the History of Psychology.
Относительно этой защиты см. его работу Responsibility in Mental Disease (1876), которая вместе с работой Phillipe Pinel. Treatise on Insanity (London, 1806) была переиздана в Series С, Vol. III, Significant Contributions to the History of Psychology.
Там же, p. 37.
Там же, р. 187.
Там же, р. 197.
Несокращенный двухтомный перевод работы Вундта Elements of Folk Psychology: Outlines of a Psychological History of the Development of Mankind, London, 1916, переиздан в Series A, Vol. XV, Significant Contributions to the History of Psychology.
W.Wundt. Lectures on Human and Animal Psychology, translated by Janet Creighton, London, 1894. Переиздана в Series D, Vol. I, Significant Contributions to the History of Psychology.
Там же, p. 446.
Там же, р. 432-433.
W.James, Text Book of Psychology, Macmillan, New York, 1892, p. 5. Русский перевод: В.Джемс. Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 6.
Там же, р. 6. Русский перевод: с. 7.
Там же, р. 462-464, в сокращении. Русский перевод: с. 365-367.
C.S.Peirce, "The Architecture of Theories", The Monist, January 1891, p. 161-176.
Отдельная работа The Study of Psychology была опубликована в Лондоне (1879) и переиздана в Series А, Vol. VI Significant Contributions to the History of Psychology.
В созванную экспертную комиссию входил стареющий Бенджамен Франклин, со стороны которого Месмер ожидал встретить более терпимый и компетентный разбор.
Wundt, Lectures, p. 308. Здесь, в примечании, Вундт ссылается на работу Фрейда "Zur Auffassung der Aphasien" (1891).
S.Freud, "The Origins and Development of Psychoanalysis", American Journal of Psychology, 21 (1910).
E.G.Boring, A History of Experimental Psychology, Appleton-Century-Crofts, New York, 1951, p. 709.
Freud, Origins.
Ближайшим источником этих взглядов является работа Psychological Reflections, selected and edited by J.Jacobi, New York, 1953.
Двумя показательными работами являются Inferiority and Its Psychical Compensation (translated by S.E.Jellife, New York, 1917) и Practice and Theory of Individual Psychology (translated by P.Radin, New York, 1927). Отклонение Адлером (фрейдовского) детерминизма наиболее ясно изложено в его работе The Neurotic Constitution, 1912.
P.Janet, The Mental State of Hystericals, translated by Caroline Corson, New York, 1901. Этот перевод переиздан в Series С, Vol. II Significant Contributions to the History of Psychology.
Там же, р. 35.
Там же, p. xiv.
Там же, р. 280-281.
Там же, р. 412.
Там же, р. 215.
Одно из проявлений иронии истории в том, что эти тесты, применение которых шестьдесят лет тому назад было сделано обязательным ради соблюдения справедливости и беспристрастия, сейчас подвергаются законодательным и судебным нападкам.
Работа "Mental Imagery" первоначально вышла в виде статьи в Fortnightly Review (1892) и была переиздана в Series В, Vol. IV, Significant Contributions to the History of Psychology.
Binet. Alterations of Personslity (English translation, 1896) и его же On Double Consciousness (English translation, 1890), обе приведены в Series С, Vol. V, Significant Contributions to the History of Psychology. Цитата взята со с. 12 послед него издания.
A.Binet, The Intelligence of Imbeciles (English translation, 1909). Эта работа была переиздана в Series В, Vol. IV, Significant Contributions to the History of Psychology.
A.Binet and T.Simon, The Development of Intelligence in Children (English translation, 1911). Эта работа переиздание Series В, Vol. IV, Significant Contributions to the History of Psychology.
Там же, p. 104.
Там же, р. 153-154.
Глава 12. Современные формулировки
Е.В.Titchener, A Primer of Psychology, Macmillan, New York, 1914, p. 32.
Краткую, но блестящую дискуссию по этому вопросу можно найти в: W.C.Dampier, A History of Science (Cambridge University Press, 1966), p.288290.
Фехнер в своей работе Elemente der Psychophysik ссылается на книгу R.Wagner, Handwörterbuch der Psychologie, Vol. III, See. II, p. 481-588 как на источник, содержащий открытия и законы Вебера (Gustav Fechner, Elements of Psychophysik, translated by Helmut Adler, Holt, New York, 1966, p. 15).
Titchener, Primer of Psychology, p. 32.
Wiliam James, Text Book of Psychology, Macmillan, New York, 1892, p. 1. Русский перевод: В.Джемс. Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 3.
Там же, р. 6-8. Русский перевод: с. 8.
Charles Darwin, The Expression of the Emotions in Man and Animals, AppletonCentury-Crofts, New York, 1896, p. 366.
Работа Matthew Arnold, Culture and Anarchy была впервые опубликована в 1869 г., и ее можно найти в любой антологии Арнольда. Особенно хорошее обсуждение приведено в: J.Dover Wilson, Arnold's "Culture and Anarchy" (Cambridge University Press, 1932).
Эта цитата взята из W.C.Dampier, A History of Science (Cambridge University Press), p. 291-292. Гельмгольц редко обращался к философии науки. Его ближайшие сподвижники (например, DuBois-Reymond, Brücke, Ludwig) знали его как противника всех форм витализма. Даже свою статью о сохранении энергии он написал с позиции осознанной антивиталистской перспективы. Однако среди физикалистов девятнадцатого столетия он последний участник полемики, чей выдающийся вклад в науку говорит сам за себя.
Феноменологические системы, построенные Брентано и Гуссерлем, мало похожи на то, что Гегель называл феноменологией. Вспомним, что Гегель использовал этот термин применительно к науке, посвященной "многообразию сознания". Для Гегеля феноменология была наукой, порожденной философией Абсолюта. Франц Брентано (1838-1917) был в большей степени великим учителем, чем философом или психологом. Его учениками были Гуссерль, Мейнонг, Карл Штумпф и Христиан Эренфельс. Штумпф был учителем Коффки и Келера, кроме того, он и сам по себе был очень продуктивным психологом. Эренфельс первым заговорил о гештальтах (Gestaltqualität). Именно работа Брентано Psychologie vom Empirischen Standpunkt (1874) (Русский перевод: Психология с эмпирической точки зрения. Франц Брентано. Избранные работы. Дом интеллектуальной книги. М., 1996.) обещала, что "описательная психология" сможет раскрыть универсальные законы познающего разума. Эдмунд Гуссерль учился у Брентано. Его феноменологические теории с течением времени претерпели несколько ревизий, но никогда далеко не уходили от настояния на том, что научная или экспериментальная психология сможет прийти лишь к случайным (интенциональным) и подверженным ошибкам аспектам восприятия. Он подчеркнул роль мышления в опыте в противоположность простому описанию опыта как средства, с помощью которого можно было бы развивать науку о сознании. Сильнее всего Гуссерль повлиял на ту сторону феноменологической психологии, которая отказывается от экспериментального исследования в пользу интуитивного и логического анализа. Обсуждение феноменологии Гуссерля см.: Herbert Spiegelberg, The Phenomenological movement, Vol. I (Mouton, The Hague, 1960), p. 73-167.
Theodor Ziehen, Introduction to Physiological Psychology, Macmillan, New York, 1895, p. 1.
E.W.Scripture, The New Psychology, Scribner, New York, 1910, p. 2.
Titchener, Primer of Psychology, p. 33-34.
Kurt Koffka, Principles of Gestalt Psychology, Harcourt Brace, Jovanovich, New York, 1935, p. 18.
Wilhelm Wundt, Lectures on Human and Animal Psychology, translated from the second German edition by J.E.Creighton and E.B Titchener, Macmillan, New York, 1907, p. 340-341.
John B.Watson, "Psychology as the Behaviorist Views It", Psychological Review 20 (1913): 158-177.
James, A Text Book of Psychology, p. 165. Русский перевод: В.Джемс. Научные основы психологии. СПб., 1902, с. 126.
John Dewey, "The Reflex Arc Concept in Psychology", Psychological Review 3 (1896), 357-370.
Титченер здесь проводит различие между рефлекторными движениями, инстинктами и более сложными составными движениями. Он утверждает, что даже рефлекторные движения далеко не просты и филогенетически вовсе не являются самыми ранними элементами движения (E.B.Titchener, A Primer of Psychology, p. 171-182).
В главе "Рефлекторные функции" (Ch. VI) из Principles of Physiological Psychology Вундт тщательно отделяет рефлекторные движения от произвольных или волевых действий. Он предостерегает (с. 240-251) против столь сильного расширения понятия рефлекса, когда он становится непригодным для объяснения чего-либо вообще. Здесь приведены ссылки на издание Principles в переводе Титченера (published by Macmillan, New York, 1904).
John B.Watson, Psychological Care of Infant and Child, Norton, New York, 1928.
John B.Watson, Behavior: An Introduction to Comparative Psychology, Holt, Rinehart and Winston, New York, 1914.
См. также его Psychology from the Standpoint of a Behaviorist (Lippincott, Philadelphia, 1919) and J.B.Watson and W.McDougall, The Battle of Behaviorism (Norton, New York, 1929).
О склонности американцев к прагматизму проницательно высказался Alexis de Tocqueville. B своей классической работе Democracy in America он отмечает, что "в Америке великолепно развивается чисто практическая сторона науки, беспокоятся также и о теоретической стороне, имеющей непосредственное применение... Однако едва ли кто-либо в США обрекает себя на исследование действительно теоретических и абстрактных сторон человеческого знания". (Из издания 1848 г., Volume II, Part I, Chapter 10.) Чарльз Пирс (1839-1914), кратко упоминавшийся в предыдущей главе, был основателем прагматизма и оказал большое влияние на Уильяма Джемса. Он был логиком и математиком, но не психологом и не был особенно благодарен Джемсу за трактовку своей системы. В области эпистемологии его более всего интересовала проблема значения, и годы спустя он развил теорию значения, превратившуюся в конечном итоге в прагматическую теорию значения. Резюмировать это можно многими способами, но все они склонны сводить данное представление к тривиальности. Значение термина, с точки зрения прагматизма, не может выходить за пределы действительных объективных свойств того, что обычно выступает как денотат термина. Таким образом, всякое расхождение между действительным поведением объекта или события и определением, сопоставляемым термину, используемому для представления этого объекта или события, в буквальном смысле абсурдно.
В 1911 г. Э.Л.Торндайк опубликовал описание серии экспериментов под наименованием "Animal Intelligence: Experimental Studies". Эта же плодотворная подборка экспериментов была переиздана факсимильным образом (Hafner Publishing Co., Danen, Conn., 1970).
E.L.Thorndike, Animal Intelligence, p. 244.
Там же.
John В.Watson, Behaviorism, University of Chicago Press, 1924, p. 296.
Ivan Pavlov, Conditioned Reflexes: An Investigation of the Physiological Activity of the Cerebral Cortex, translated and edited by G.V.Anrep, Oxford University Press, London, 1927.
Watson, Behaviorism, p. 206.
Там же, p. 225.
Там же, р. 22-39.
Там же, р. 24.
Там же, p. 111-113.
Там же, Ch. VII.
Там же, Introduction, p. vii.
В.F.Skinner, The Behavior of Organisms, Appleton-Century-Crofts, New York, 1938.
Профессор Скиннер опубликовал множество работ по социальной философии, методам бихевиоризма, философии науки, новеллистике, лабораторным исследованиям. Эти разнообразные таланты свободно соединены в Science and Human Behavior (Macmillan, New York, 1956). Его предписания и проскрипции для бихевиористской науки появились в "Are Theories of Learning Necessary?" (Psychological Review 57 [ 1950] : 193-216) и в "The Science of Learning and the Art of Teaching" (Harvard Educational Review [Spring 1954]: 86-97). Его утопическое видение содержится в Walden II (Macmillan, New York, 1948) и защищается в Beyond Freedom and Dignity (New York: Knopf, 1972).
Skinner, The Behavior of Organisms, p. 432.
Если требуется датировка философской реакции на гегельянство, то мы можем сослаться на Основы этики Дж.Мура как на неоспоримую отправную точку. В этой работе гегелевское разграничение "целого" и "суммы его частей" рассматривается как неоднозначное и даже бессмысленное (p. 30 ff). Дарвиновские понятия включаются в этику, а "естественный язык" и "здравый смысл", следуя Томасу Риду, снова начинают использоваться при обсуждении принципов человеческого поведения.(G.E.Moore, Principia Ethica, Cambridge University Press, 1903.)
Skinner, Beyond Freedom and Dignity.
Там же, p. 205.
Thorndike, Animal Intelligence, Ch. XI.
B.F.Skinner, "The Steep and Thorny Way to a Science of Behavior", American Psychologist 30 (1975): 42-49.
Перевод обширного собрания лекций и статей Павлова содержится в книге под названием Experimental Psychology and Other Essays (Philosophical Library, New York, 1957). Цитата взята со с. 599 этой работы, где дан перевод лекции, прочитанной в 1935 г.
Wolfgang Köhler, Gestalt Psychology, Liveright, New York, 1947, p. 177.
Там же, p. 7-41.
Wolfgang Köhler, The Mentality of Apes, translated by Ella Winter, Vintage Books, New York, 1959. Первое английское издание было опубликовано Routledge and Kegan Paul, London, 1925.
Там же, p. 97.
Толмен всегда отвергал имя "гештальт-психолог", хотя он и принимал имя "криптофеноменолог". Обсуждать Толмена в связи с "поздними формулировками позиции гештальт-психологии" означает просто признать поразительное согласие между основными открытиями и заключениями Толмена, с одной стороны, и с позицией гештальт-психологии относительно обучения и восприятия, с другой стороны. В той степени, в какой был "бихевиористом" Толмен, таковым же был и Келер. Их обоих можно назвать так, если обозначать этим термином лишь то, что оба потратили много сил на дело объективного оценивания поведения. Но если этот термин использовать таким образом, он теряет способность быть концептуально информативным или исторически значимым.
E.G.Tolman, "Cognitive Maps in Rats and Man", Psychological Review, 55 (1948) : 189-208.
Köhler, Gestalt Psychology, p. 94.
См. работу Скиннера "The Science of Learning and Art of Teaching".
Pavlov, Experimental Psychology, p. 103.
Там же, p. 141.
J.B.Watson and K.S.Lashley, Homing and Related Activities of Birds, Carnegie Institution, Department of Marine Biology, New York, 1915, Vol. VII.
Karl Lashley, The Neuropsychology of Lashley: Selected Papers of K.S.Lashley, edited by F.A.Beach, McGraw-Hill, New York, 1960.
Skinner, Beyond Freedom and Dignity, p. 3.
Skinner, "The Science of Learning and The Art of Teaching", p. 97.
Блестящее обсуждение этого вопроса см. в работе профессора Хиллари Патнема (Hillary Putnam) Brains and Behavior (in Analitical Philosophy, edited by R.J.Butler, Barnes and Noble, New York, 1965).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.