Самое, однако, значительное место среди
художников-искусствоведов эллинистически-римской эпохи
принадлежит римскому архитектору Витрувию Поллиону,
написавшему свой знаменитый трактат в десяти книгах "De
architectura" (Об архитектуре). Время жизни Витрувия в
точности неизвестно, но некоторые косвенные изыскания
заставляют относить его к эпохе Августа, то есть ко второй
половине I в. до н.э. Несмотря на свои большие размеры,
сочинение Витрувия очень легко обозревается благодаря тому,
что в начале каждой книги автор дает краткое ее резюме,
пересыпая к тому же свою речь разными интересными
сообщениями из истории философии, литературы и искусства.
Кроме того, уже простой обзор содержания трактата Витрувия
дает чрезвычайно много ввиду простоты и тех архитектурных
методов, которые он изображает на основе определенной
эстетической позиции. Подобно тому как мы давали подробный
обзор "Поэтики" Аристотеля и его "Риторики", да будет
позволено нам и здесь дать подробный обзор трактата
Витрувия, хотя прямое отношение к эстетике имеют здесь
только немногие главы. При специальном исследовании
трактата Витрувия можно было бы весьма легко выявить
эстетическую значимость и всех других, по крайней мере
наиболее ответственных, глав Витрувия. Однако согласно
плану нашей работы касаться этих подробностей мы здесь не
будем. Содержание этого сочинения сводится к следующему:
Первая книга. Введение. Об архитектуре вообще (гл.
1-3) и об общих условиях строительства (гл. 4-7).
Первая глава. Что такое архитектура и что нужно
знать архитектору?
Шесть основных категорий, входящих в
понятие архитектуры.
О разделении архитектурной науки.
О выборе подходящего места для стройки.
О
фундаменте, городских стенах и башнях.
Об укрытии от
вредных ветров.
Выбор места для публичных зданий.
О строительных материалах (гл. 3-10) с введением
(гл. 1-2).
О жилищах первобытных людей и о развитии
строительного искусства.
Философские учения о начале
всех вещей.
О производстве кирпича.
Песок и его
виды.
Известь и ее производство.
Пуццолана.
Каменоломни и качество камня.
О кладке каменных
стен.
О рубке строевого леса и о свойствах разных
пород.
Тосканские и неаполитанские породы.
Храмы (общее).
О строительстве храмов в связи с мерой человеческого
тела.
Семь видов храмов.
Пять видов храмов в связи
с расстояниями между колоннами.
Основание храмов.
Колонны, архитравы и прочие украшения в ионическом стиле.
Храмы (детали).
Ионический, дорический и коринфский стили и их
происхождение.
Украшения колонн и их происхождение.
Дорический стиль.
Внутренность храма.
Расположение постройки.
Двери и наличники.
Тосканский стиль храма.
Другие виды храмов.
Жертвенник.
Общественные здания, государственные (гл. 1-2),
театр (3-8), увеселительные и пр. здания (9-12).
О строительстве мест для народных собраний. Форум и
базилика.
Казначейство, тюрьма, курии.
Строительство театра. Выбор места и акустика.
Гармоника Аристоксена.
О звучащих сосудах для
театра.
Структура римского театрального здания.
Греческий театр.
О трех родах спектаклей (трагедия,
комедия и сатировская драма).
Устройство водопроводных приспособлений. Колодцы и цистерны.
Некоторые вспомогательные знания (гл. 1-3) и
сведения из гномоники (гл. 4-8).
Двенадцать знаков Зодиака и противоположное движение
планет.
О возрастании и убывании луны.
Изменение
продолжительности дня в зависимости от прохождения Солнца
по различным созвездиям.
О созвездиях между поясом
Зодиака и Большой Медведицей.
О созвездиях между поясом
Зодиака и Югом.
Звезды и предсказание судьбы и погоды.
Черчение аналемм.
Происхождение воды,
конструирование и употребление часов. Водяные часы.
Машины. Определение (1), машины для передвижения
тяжестей (гл. 2-3), для поднятия воды (гл. 4-9) и военные
(гл. 10-16).
Что такое машина? Происхождение ее.
Машины,
действующие силой тяги.
Прямая линия и ротация.
Машина для поднятия воды.
О колесах и барабанах на
мучных мельницах.
Насосная машина. Улитка или винт.
Механизм Ктесибия.
Гидравлические машины для
издавания звуков.
Определение пройденного пути в
коляске или на судне.
Катапульты и скорпионы.
Баллисты.
Расчет отверстий в баллисте и катапульте.
Орудия для взятия и защиты города. Баран.
Черепаха
и наполнение рвов.
Другие виды черепахи.
Оборонительные приспособления. Заключение.
При самом строгом подходе только незначительная часть
этого огромного материала имеет прямое отношение к истории
собственно эстетических идей. Можно сказать, что сюда
относятся главным образом только первые три главы первой
книги (I 1-3). О них и стоит говорить нам в первую очередь.
При этом, однако, отдельных эстетических суждений и даже
рассуждений у Витрувия весьма большое количество, и о них
тоже ни в каком случае не следует забывать.
Еще в 60-х годах прошлого века Л.Шпенгель обратил
внимание на зависимость главнейших формальных моментов
теории Витрувия от господствовавших в древности
риторических учений. Это всемогущество риторики мы смогли
проследить и на трактате Горация о поэзии; его можно видеть
на лирике такого писателя, как Овидий и т.д.
Иоллес464
и
Ватцингер465
подтвердили это своими ценными исследованиями. Коснемся
вопросов: а) о сущности архитектуры и об архитекторе, б) об
архитектурных категориях и в) о разделении архитектурной науки.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.