|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том пятыйIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА §1. Греческие художники 1. Эвфранор и Никий Из художников и искусствоведов этого периода, высказывавшихся об искусстве, стоит упомянуть Эвфранора (первая половина IV в. до н.э.), написавшего по Плинию (Hist. nat. XXXV 11) трактат "De symmetria et coloribus", а также Никия, младшего современника Лисиппа и Апеллеса. Деметрий (De eloc. 76) вкладывает этому Никию в уста рассуждения о возвышенном и значительном в искусстве, долженствующем заменить мелкие сюжеты. Никий требует героических, энергичных, мужественных тем. "Живописец Никий
и то прямо считал не малым моментом живописного искусства,
чтобы, взявши значительную материю, не дробить искусство на
мелкие вещи, как, например, [вводить] птичек и цветочки, но
[целые] кавалерийские и морские сражения. Тут всякий
сможет показать многочисленные фигуры лошадей, то ли
бегущих, то ли остановившихся, а еще иных приседающих,
когда многие всадники бросают копья, а многие падают. Никий
считал, что и само содержание есть момент живописного
искусства, как мифы для поэтов". 2. Лисипп О Лисиппе Плутарх (De Is. et Os. 24) сообщает порицание, которое этот знаменитый скульптор якобы высказал по адресу своего собрата по искусству, живописца Апеллеса, относительно гиперболизма и неестественности его изображений Александра Македонского. Именно Апеллес сделал Александра Македонского Зевсом Громовержцем, в то время как если бы он дал ему в руки не перун, а копье, то этим бы выразил не то отношение к Александру, которое было кратковременно у обожествлявших его льстецов, но то, которое осталось к нему у всех и всегда. Это свидетельство о Лисиппе само собой противопоставляется свидетельству о Никий, который своим учением о возвышенном, несомненно, мог вызвать такие учения в качестве реакции. Лисипп, работавший уже в эпоху восходящего эллинизма, художник тонких и пластичных форм, должен был также и дать более "жизненную" трактовку старым симметриям, зафиксированным у Поликлета (ИАЭ I, с. 327-339)461. Именно вот что сообщает Плиний (Hist. nat. XXXV 65, Варн.): "Передают, что он очень много способствовал
усовершенствованию скульптуры своей манерой изображать
волосы, хотя головы он делал меньше, чем более древние
художники, а само тело тоньше и суше, благодаря чему
получилось такое впечатление, будто его статуи были выше
ростом. Симметрия, которую Лисипп соблюдал с наивысшей
тщательностью, не имеет соответственного латинского
названия; при этом Лисипп применял новую и не примененную
дотоле манеру построения фигур, вместо квадратных, как это
делали старые мастера, и он заявлял, что те делали
изображения людей такими, какими они бывают в
действительности, а он сам такими, какими они
кажутся. Отличительным свойством Лисиппа являются и те
хитро придуманные тонкости, которые он соблюдал даже в
мельчайших подробностях своих произведений". В этом сообщении Плиния каждое слово драгоценно. То, что здесь отличает Лисипповы симметрии от Поликлетовых, несомненно, говорит об эволюции и утончении пластического чувства в эпоху Лисиппа, стоит указать хотя бы на уменьшение размеров головы статуи. Но самое важное это конец приведенного текста, наилучшим образом рисующего ту субъективно-имманентистскую установку, которой так богато все эллинистическое мироощущение. 3. Эвпомп С историко-эстетической точки зрения важно известие Плиния об Эвпомпе (Hist. nat. XXXIV 19, 6), который "на вопрос о том, кому он следовал из предшественников, ответил, указывая на толпу людей, что нужно подражать природе, а не художнику". Эд.Мюллер сообщает по этому поводу свое интересное наблюдение: сколько много философов и теоретиков ни говорило раньше о подражании (и среди них прежде всего, Платон и Аристотель), никто до этого художника IV века до н.э. не говорил о подражании природе. (Действительно, этот вопрос в предыдущей эстетике или не ставился совсем, или решался в направлении более или менее идеалистическом.) Эд.Мюллер, кроме того, утверждает, что античность и вообще неспособна "подражать природе", потому что такой лозунг или не говорит ничего, если под природой понимать все существующее, или говорит очень мало, если тут иметь в виду внешне-чувственную действительность462. Едва ли, однако, возможно целиком отрицать осмысленность и действительность этого принципа в античности. Нужно только отметить, что этот принцип "природы" мог появиться только в эллинистически-римскую эпоху, в связи с некоторым дифференцированием субъекта и, следовательно, в связи с возникшей впервые возможностью смотреть на мир менее мифологическими глазами, выделяя природную жизнь из универсальной. В этом отношении суждение Эвпомпа весьма интересно, и историк эстетики должен записать его в свой реестр с особенным удовольствием. Разумеется, изолированная "природа" (для которой требовался бы и достаточно изолированный "субъект") вовсе не является спецификой античного восприятия (тут, вероятно, Эд.Мюллер прав). Но, поскольку вообще такая довольно легкая, конечно, дифференциация происходила в эллинистически-римскую эпоху, постольку и принцип "подражания природе" мог иметь здесь свое место. 4. Архитекторы-искусствоведы у Витрувия Наконец, стоит привести список имен архитекторов-искусствоведов, приводимый у Витрувия (VII Praef. 11-12); он представляет значительный интерес, несмотря на то, что ни одно их сочинение до нас не дошло. Витрувий пишет: "Впервые в Афинах, в то время когда Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил сцену и оставил ее описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали по тому же вопросу, каким образом по установлении в определенном месте центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи создавали на театральной декорации вид зданий и чтобы то, что изображено на прямых и плоских фасадах, казалось бы одно уходящим, другое выдающимся. Затем Силен выпустил книгу о соразмерности дорийских
зданий; о дорийском храме Юноны на Самосе Феодор; об
ионийском храме Дианы в Эфесе Херсифрон и Метаген;
об ионийском святилище Минервы в Приене Пифей;
далее, о дорийском храме Минервы на афинском акрополе
Иктин и Карпион; Феодор Фокейский о круглом
здании в Дельфах; Филон о соразмерности священных
храмов и об оружейной палате, бывшей в гавани Пирея;
Гермоген об ионийском псевдодиптеральном храме в
Магнесии и моноптере Отца Либера на Теосе; далее, Аркесий
о коринфской соразмерности и об ионийском храме
Эскулапа в Траллах, собственноручно им самим, говорят,
построенном; о Мавзолее Сатир и Пифей, которым
счастье даровало величайшую и высшую удачу". Отметим еще об этом последнем имени, упоминаемом у Витрувия (I 1, 12). "Недаром один из древних архитекторов Пифей,
прославившийся постройкой храма Минервы в Приене, говорит в
своих записках, что архитектор должен во всех искусствах и
науках быть способным к большему, чем те, кто, благодаря
своему усердию и постоянным занятиям какими-либо отдельными
предметами, довел их до высшей степени совершенства. Но на
самом деле это неосуществимо". Наконец, интересно еще указание того же Витрувия на целых девять имен в связи с учением о пропорциях. В предисловии к VII книге его труда читаем: "Кроме того, многие менее известные писали о правилах соразмерности, как, например, Нексарий, Феокид, Демофил, Поллий, Леонид, Силанион, Меламп, Сарнак и Эвфранор" (VII Praef. 14)463. Сказать об этом мы почти ничего не можем, но примечательно уже и самое обилие этих имен. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|