|
А. Ф. Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ, том пятый§6. Построение мелодии 1. Мелодические обороты Последний вопрос, которым занимается Псевдо-Эвклид в своем трактате, это само построение мелодии. Он пишет (22 М.): "Построение мелодии есть
применение вышеперечисленных частей гармонии, имеющих силу
для поставленной каждый раз цели. Мелодических оборотов,
коими исполняется мелодия, четыре: агоге, токе, паттэйя,
тою. Агоге есть движение мелодии по звукам, следующим
по порядку непосредственно один за другим; токе
расположение звуков в интервалах через известное
число ступеней; петтэйя многократное
повторение одного и того же звука; тонэ
задержка звука на более продолжительное время без
перерыва". К этому можно прибавить, что у Аристида (I 12) указаны только три формы (пропущена тонэ). Агоге (ведение, ход) различали трех видов прямая, где звуки постепенно поднимались, возвратная, где они понижались, и дугообразная, где они шли вверх по системе соединенных и возвращались вниз по системе отделенных. Тут уместно еще раз обратить внимание на проблему регистра, о которой выше мы уже сказали вскользь. Греки определенно не любили верхних регистров. "Высокий звук хуже низкого", заявляет Аристотель (Probl. XIX 26). "Почему низкий звук имеет больше значения,
чем высокий? А потому, что низкий больше: он
похож на тупой угол, а тот на острый" (ib. XIX 8).
"Низкий звук велик, потому и силен" (XIX
12-13). "Кроме этого, более низкие из систем соответствуют
по природе мужскому, и по воспитанию "этосу",
создавая неровность большим и напряженным сведением дыхания
вниз и вызывая ударами большого воздуха благодаря
ширине скважин впечатление и страха и тяжести.
Высокое же соответствует женскому, будучи плачущим и
крикливым в силу удара по воздуху губами и в пространстве в
результате суженности [скважин]" (Aristid. 96). Аристотель выставляет тут целый закон образования мелодии: "Почему
более красиво [движение] сверху вниз, чем снизу вверх?
Потому ли, что одно начинает действовать с начала (так как
меса и начальница и самая высокая в тетрахорде), а другое
не с начала, а с конца? Потому, что низкий звук в
сравнении с высоким благороднее и благозвучнее" (Probl.
XIX 33). Можно предполагать, что конец музыкальных пьес у греков был преимущественно ниже, чем их начало. Так требовал античный вкус. 2. Регистры и их "этическое" значение Наконец, переведем из Аристида две главы (III 16-17), посвященные "этосу" систем с точки зрения высоты или низкости звуков. III 16. "Совсем не бессмысленно можно сопоставлять системы в сфере разума, относящегося к человеческой душе, и добродетелей. Действительно, систему нижних и средних нужно отнести к воздержанию (söphrosynё), так как энергия последнего двоякая: бывает, что одно удовольствие оказывается противозаконным полное воздержание от него и безмолвие не без основания уподобим с самой низкой из систем; и законное удовольствие, похвальное в смысле симметрии, его не без основания подчиним системе средних. Систему соединенных необходимо по праву отнести к справедливости; и ее сущность возникает для воздержания и при помощи [людского] общения творится для его силы в государственных нуждах и частном хорошем поведении, примиряя [все] человеческое. Систему разделенных необходимо уравнять с мужеством, потому что последнее больше всего отдаляет от всякого зла, освобождая душу от пристрастия к телу. Система высших по самой природе своей равна разумности (phronesei), так как одна есть предел высоты, а благо другой в возвышенности. В свою очередь эти три [добродетели] уподобим звукорядам "через-пять". Первый [из них уподобим] первым двум, полагая вместе справедливость и воздержание как являющиеся украшением области вожделений в душе; второй мужеству, которое обнаруживает добродетель и основание аффективно-волевой стороны и внеочередное склонение к каждой из двух природ; третий разумности, показывающей разумную сущность. Кроме того, и диаду звукоряда "через-все" нужно сравнить с родовой диадой души, сопоставляя по сходству первый звукоряд с практической и неразумной частью и другой с разумной". III 17. "Смотри же теперь, как при двойном поведении в
жизни (одно ведет к добродетели, другое к
порочности) соответствующие различия жизни выставляет и
музыка. Более ранняя из совершенных систем, говорят,
подобна всякому молодому возрасту, в котором все мы живем
соответственно и наравне с этим подчиняемся страстям.
Системы, начиная с месы, совершенно ясно показывают два
вида жизни после детского возраста. Именно, система
с соединенными, с одной стороны, своей большей краткостью
совершенно ясно обнаруживает легкомыслие, а, с другой,
благодаря большему сближению полутонной связи и
приятности в смысле голоса обнаруживает легкомысленную и
приятную природу порочности, в которой никто нигде не
изменился в юношеском возрасте, а только получил в придачу
испорченность. Система же с разделенными, содержа, с одной
стороны, больше тяжеловатости, с другой же совершая
тоновую модуляцию и ограничиваясь силой звука, обнаруживает
огромную и согласную перемену к лучшей жизни и силу
добродетели. Ведь основание ее заключается в высоте; весь
же род порочности есть уличение несовершенной природы и
совершенное бессилие". Как ни странно для европейского сознания все это учение, все же основной его смысл очень понятен. Этот смысл сводится к эстетическому закону. Чем проще, тем лучше. Самое простое диатоника. Это и есть самое лучшее. Чем дальше идет отступление от диатоники, тем музыка переживалась утонченнее, болезненнее, тем она была более плоха и порочна. Относительно двух видов октавы надо заметить, что, согласно приведенному тексту, различалась тональность, имевшая тоникой месу и окончанием гипату, и тональность, в которой меса одновременно была и последней. Можно только подивиться, до какой же степени было развито в античности мелодическое чувство, если в этом различии, для нас едва заметном, виделось такое большое "этическое" значение. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Культурология, История Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|