Краткое сведение о преподобном отце нашем Исайи,
авве Нитрийском и его писаниях
Преподобный отец наш Исайя отшельник жил во второй
половине четвертого столетия от Р.X. (ум. 370),
современно с Аввою Макарием Великим. Местом подвигов его
был нижний Египет, а в нем пустыня Скеф (Skethos), обычно
называемая нами Скит (Skete), недалеко отстоящий от
Александрии, где монашествующие проводили жизнь
созерцательную в глубоком безмолвии (sige). В каком возрасте
избрал он поприще монашеской жизни, неизвестно, знаем
только, что он был сыном бедных и незначительных родителей,
как это видно из плача его и из поношений, какими поносил
его ученик его Елисей, во время искушения своего называвший
его человеком низкого происхождения.
Преподобный Исайя пользовался вниманием современных ему
монахов, из которых многие руководствовались советами его и
охотно оказывали ему совершенное послушание. Был он знаем и
тогдашнему патриарху Александрийскому, который, когда
преподобного злословил его Елисей, сказал: немы да будут
устны льстивые, глаголющие на праведного беззаконие,
гордынею и уничижением (Пс. 30, 19).
Преподобный Исайя был крайне смирен и имел благодать
глубокого плача, как это видно из кроткого ответа его
ученику Елисею во время искушения поносившему его и
злословившему, и из 14 слова его практика плача,
внимательное чтение которого может умягчить и привесть в
сокрушение даже каменное сердце.
По обычаю отцов, безмолвствовавших в Ските, преподобный
Исайя имел двух учеников Петра и Елисея. Для первого
написал он преназидательное слово (26-е), а о последнем
есть в Герондике
10
душеспасительное сказание. Кроме этих двух учеников, его
советами и наставлениями руководствовались и многие другие
монахи, с которыми он вел беседы не лично только, но и
письменно. День и ночь поучаясь в Божественных Писаниях, и
обильные почерпнув струи духовной мудрости из спасительных
сих источников, он соделался творцом многих прекраснейших
словес, которые обнимают разные душеспасительные предметы и
составляют целую книгу.
Преподобный Исайя назван отшельником по причине любви
его к глубокому уединению и подвижнического отдаления его
от всех, так что в последние годы его жизни с ним не жили
даже ближайшие его ученики, а только по временам навещали
его, как видно из 27-го слова.
О писаниях Преподобного упоминают: Епископ Аммон в
послании своем к Феофилу патриарху Александрийскому,
Никифор монах в слове своем о хранении сердца. Варсанофий
Великий, Иоанн Дамаскин, Григорий Синаит и др.
Память Преподобного отца нашего Исайи совершается
православной Церковью в субботу сырной седмицы.
В дошедшем до нас сборнике слов аввы Исайи содержится их
29, но очень вероятно, что здесь помещены не все слова аввы
Исайи. Ибо в извлечениях из его слов есть такие
наставления, которых нет в сих словах.
Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для
новоначальных монахов, сохраненные аввою Венедиктом
Анианским (нач. 9-го века), в его сборнике монашеских
уставов
11. Об
этих правилах в означенном сборнике замечается, что они
извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно найти.
Потому надо допустить, что многие и из них или взяты из
несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно
от слов разным лицам, в разное время, и потом
переходили из уст в уста и кем-нибудь собраны воедино, не в
порядке течения мыслей, а как были слышаны, так и
прилагались в общее собрание их. Они одного духа и
содержания с правилами св. Антония Великого. Некоторые
слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва
Исайя был ближайшим преемником учительного дара аввы
Антония Великого, вместе с аввою Макарием Великим.
В Добротолюбии помещена статья аввы Исайи о блюдении
ума, в 27-ми главах. О ней говорится там в предисловии, что
она есть извлечение из слов сего аввы, и содержит краткое
наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять
совесть незазорной, держать сокровенное поучение в сердце,
и разумно блюсти во всяком безмятежии троечастность души.
В томе 40 Patrol. graec., после слов, напечатана
подобная же статья под заглавием: о подвижничестве и
безмолвии, в 19-ти главах с греческим текстом. И эти главы
суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом
издании цитатами, откуда взята какая глава. Некоторые из
них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся в статье
Добротолюбия.
Но как в числе этих 19-ти, так и в числе 27-ми
Добротолюбия, есть наставления, которых нет в словах. Это,
между прочим, и служило побуждением к тому, чтобы в
настоящем издании писаний аввы Исайи поместить обе эти
статьи.
Чтобы ничего не пропустить, что исходило от сего аввы,
помещаем здесь и изречения его, кроме приводимых в
Достопамятных Сказаниях, те, кои содержатся в нашем
Алфавитном Патерике, в переводе впрочем только со
славянского, ибо подобного патерика на греческом нет. Это
есть труд наших ревнителей подвижничества. Всякий и сам
увидит, что и между сими изречениями есть немало таких,
каких нет в словах.
Таким образом, здесь предлагаются:
Слова аввы Исайи. О словах сих сообщается к
сведению, что в первом издании они предложены в переводе с
латинского, на котором одном они и существуют в печати. Но
потом, когда старцы Афонские нашли на Афоне греческий текст
сих слов и список с них доставили в Москву, сделан новый их
перевод с сего текста, в каковом переводе они и
предлагаются теперь любителям чтения таких книг. При
сем переводе принимаем был во внимание перевод сих слов
Нямецкого старца Паисия, каковым переводом обязательно
одолжили старцы Оптиной пустыни. В нужных местах на него
указывается в сносках.
Его правила для новоначальных монахов.
Изречения его.
Статья из Добротолюбия, о хранении ума, в 27-ми
главах.
Главы о подвижничестве и безмолвии.
1.
Слова преподобного аввы Исайи
к своим ему ученикам
СЛОВО ПЕРВОЕ
Заповеди аввы Исайи жившим с ним братиям
Если желаете пребывать со мной, послушайте ради
Иисуса.
Сиди каждый в келье своей в страхе Господнем, и не
небрегите о рукоделии вашем по заповеди Божией.
Не нерадите о поучении вашем и о непрестанной
молитве, и храните сердце свое от чуждых помыслов, чтобы
ничего не помышлять ни о человеке каком, ни о чем
либо из вещей века сего, но всегда исследуйте, в чем
претыкаетесь, и старайтесь исправиться, умоляя Бога в
болезновании сердца, слезах и злострадании (измождении
плоти), да простит Он вам, и прочее да сохранит вас от
впадения в то же.
Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо
помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти
тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно
предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню
последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и
помышления. Ибо вся нага и объявлена пред очами
Того, Кому нам предлежит давать слово ответное (Евр. 4,
13).
Без великой нужды не говорите ничего ни в трапезе,
ни в церкви, и не поправляйте кого поющего, если он сам не
спросит вас о чем.
По одной неделе служите в поварне со страхом Божиим,
не погубляя поучения своего.
Отнюдь не входи никто в келью брата своего, и не
желайте прежде времени видеть друг друга.
Не подмечайте за рукодельем друг друга, брат
ли больше тебя сработал, или ты больше его.
Исходя на поделие, не празднословьте и не позволяйте
себе вольничать, но каждый в страхе Божием да внимает себе
и духу своему, также поучению и молитве, в тайне (в клети
сердца).
Когда кончится церковное собрание, или когда
встанете по вкушении пищи, не садитесь поговорить друг с
другом, ни даже о словесах Божиих, но иди каждый в келью
свою я плачь о грехах своих.
Если же будет нужда переговорить с кем, говорите
сколько можно меньше, со смирением и благоговением, потому
что Бог всегда внимает вам.
Не спорьте друг с другом ни о чем, и никого не
оглаголуйте, не судите никого и не уничижайте ни устами, ни
в сердце, и ни на кого отнюдь не ропщите, да не изыдет ложь
из уст ваших и не желайте сказать или услышать что, не
полезное вам.
Не оставляйте в сердце своем ни злобы, ни ненависти,
ни зависти к ближнему, и да не будет у вас иное в устах, и
иное в сердце, ибо Бог поругаем не бывает (Гал. 6,
7), но все видит и тайное и явное.
Всякий помысел и всякую скорбь, и всякое желание
ваше и всякое подозревание не укрывайте в себе, открывайте
свободно авве своему, и что услышите от него, то с верой
старайтесь делать.
Смотрите, не вознерадите блюсти заповеди мои, потому
что простите мне в таком случае я не оставлю
вас пребывать со мною. Если будете соблюдать их, я дам за
вас слово пред Богом, а если не будете соблюдать, Он с вас
потребует слова и о вашем нерадении, и о моем
бесплодии. Кто будет соблюдать мои заповеди, и тайно и
явно, того Господь Бог сохранит от всякого зла и покроет
его во всяком искушении грядущем тайном ли или
явном.
Молю вас, братия мои, помните, чего ради вышли вы из
мiра, и заботьтесь о спасении своем, чтоб не всуе было ваше
от него отречение, и не постыдиться вам перед Богом и перед
отрекшимися ради Его от мiра и добре подвизавшимися святыми.
Нелюбопрительность, злострадание (подвиги и лишения
во измождение плоти), смирение и то, чтобы с разумом
отсекать волю свою во всем, и не верить в свою праведность,
но всегда иметь пред очами своими грехи свои,
народят тебе добродетелей. Сие же ведай (всяк), что покой
(плоти), широкость (platysmos широкий путь,
нестеснение себя ничем, своя воля) и тщеславие губят всякий
плод монаха.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.