Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
•
Подготовительный этап исследования.
•
Выделение индикаторов воспитанности.
•
Поиск методик оценки качества воспитанности.
•
Подготовка диагностического инструментария.
•
Проведение исследования.
•
Анализ и обсуждение результатов исследо
вания.
•
Регулирование и коррекция образовательного процесса.
2.1. Подготовительный этап
исследования
На подготовительном этапе определяются зада
чи исследования, составляются план работы и спи
сок исполнителей.
Для проведения диагностики необходимо вовлечь
как можно больше педагогов. Это будет способствовать повышению качества диагностики, сокращению
затрат времени у главных организаторов исследо
вания. Кроме того, активное привлечение педаго
гов к исследовательской деятельности должно стать
эффективным способом их профессионального
роста, развития творческого потенциала.
Определение уровня методологических знаний
и умений учителей, необходимых для проведения
исследовательской работы, и уровня инновацион
ного потенциала педагогического коллектива мож
но провести по методике В.И. Андреева.
В основе предполагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой использу
ется 9-балльная шкала самооценки (1 балл - очень низкий уровень, 2 - низкий уровень, 3 - ниже среднего, 4 - чуть ниже среднего, 5 - средний уровень, 6 - чуть выше среднего, 7 - выше среднего, 8 -высокий уровень, 9 - очень высокий уровень диаг
ностируемого характера). Каждое из диагностируе
мых качеств оценивается по 9-балльной шкале дваж
ды: сначала самооценка ставится в графе «реально»,
а затем - в графе «желательно бы», в которой отражается тот резерв качества воспитания, который
не задействован, не использован классным руко
водителем в его воспитательной работе в должной степени.
АНКЕТА
1. Какова степень эффективности решаемых вами как классным руководителем воспитательных
задач?
Воспитательные задачи
|
Реально
|
Желательно бы
|
1.
Сплочение ученического коллектива
|
|
|
2. Организация коллективных творческих дел
|
|
|
3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного
состояния каждого ученика
|
|
|
4. Создание условий для самореализации, самораскрытия каждого ученика
|
|
|
5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению
конфликтов между учащимися
|
|
|
6. Стимулирование позитивного поведения учащихся
|
|
|
7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях
|
|
|
8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей
|
|
|
2. Какова степень эффективности реализации у вас как классного руководителя следующих
управленческих функций?
|
Управленческие функции
|
Реально
|
Желательно бы
|
1. Концептуально-целевая
|
|
|
2. Планирования
|
|
|
3. Организационная
|
|
|
4. Стимулирования и организации учащихся
|
|
|
5. Оценочно-диагностическая
|
|
|
6. Коррекционная
|
|
|
7. Прогностическая
|
|
|
3. Оцените частоту использования в вашей деятельности как классного руководителя следу
ющих форм и методов работы:
|
Формы и методы работы классного руководителя
|
Реально
|
Желательно бы
|
1. Беседы
|
|
|
2. Встречи с интересными людьми
|
|
|
3. Вечера отдыха
|
|
|
4. Экскурсии
|
|
|
5. Путешествия, выход на природу
|
|
|
6. Коллективные творческие дела
|
|
|
7. Дискуссии
|
|
|
8. Классные часы
|
|
|
9. Работа по интересам
|
|
|
10. Игры
|
|
|
11. Встречи с родителями
|
|
|
12. Что еще?
|
|
|
4. Оцените, что и в какой степени способствует эффективности вашей работы в качестве класс
ного руководителя, а также какие качества и в какой степени «желательно бы» активизировать,
развить и использовать более эффективно?
Качества классного руководителя
|
Реально
|
Желательно бы
|
1. Профессиональная компетентность
|
|
|
2. Общая культура, интеллектуальность
|
|
|
3. Творческая инициатива
|
|
|
4. Наличие хобби, увлечения
|
|
|
5. Нравственные качества
|
|
|
6. Эрудиция
|
|
|
7. Трудолюбие
|
|
|
8. Любовь к детям
|
|
|
9. Общительность
|
|
|
10. Требовательность
|
|
|
11. Что еще?
|
|
|
5.
Что и в какой степени способствовало бы повышению эффективности работы классного
руководителя:
1) повышение заработной платы за классное руководство -
бал.; 2) специальные курсы по повышению квалификации классных руководителей -
_________
бал.; 3) более продуманные и более современные планы
работы классного руководителя -
___
бал.; 4) разнообразные формы и методы работы классного руководи
теля -
_________________________________
бал.; 5) доброжелательное отношение к классному руководителю со стороны администрации
школы -
бал.; 6) повышение профессиональной квалификации классного руководителя как воспитателя
-
________________________________________________________________
бал.; 7) повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя -
______________________
бал.; 8) обмен
передовым педагогическим опытом -
________________________________________
бал.; 9) чтение психолого-педагогической литературы -
____________________________________________
бал.;
10) что еще?
6.
Оцените степень эффективности вашей работы в качестве классного руководителя по следу
ющим направлениям воспитания:
Направления воспитания
|
Реально
|
Желательно бы
|
При условии
|
1.
Нравственное
|
|
|
|
2. Умственное
|
|
|
|
3. Физическое
|
|
|
|
4. Эстетическое
|
|
|
|
5. Половое
|
|
|
|
6. Трудовое
|
|
|
|
7. Экологическое
|
|
|
|
8. Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотическое
|
|
|
|
9. Патриотическое
|
|
|
|
10. Правовое
|
|
|
|
11. Экономическое
|
|
|
|
12. Культуры поведения
|
|
|
|
13. Дисциплины
|
|
|
|
14. Что еще?
|
|
|
|
7. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современного
классного руководителя.
2.2. Подбор и выделение индикаторов воспитанности
На данном этапе определяются конкретные индикаторы, позволяющие делать обоснованные выводы
о качестве воспитанности учащихся. Содержание их обусловлено комплексом целей и задач, решаемых
школьным коллективом.
Основываясь на работах В.П. Панасюка, Т.И. Шамовой и др., в качестве индикаторов воспитанности
мы рассматриваем сформированность у учащихся отношений
к знаниям, к обществу, к себе, к труду,
к природе, к искусству, к традициям, к предкам, к государству.
Выбор индикаторов воспитанности осуществляется с помощью педагогов ОУ методом ранжирования
(см. табл. 1).
Таблица 1
Индикатор
|
Показатель
|
Рейтинг
|
Средний показатель
|
Рейтинговое
место
|
1. Отношение
к знаниям
|
1.
Потребность в знаниях. 2.
Потребность в новых видах деятельности. 3.
Самообразование
|
|
|
|
2. Отношение
к обществу
|
4.
Социальная адаптированность. 5.
Активность. 6.
Нравственность. 7.
Автономность. 8.
Толерантность
|
|
|
|
3. Отношение
к себе
|
9.
Самовоспитание. 10. Самосовершенствование. 11. Самооценка. 12. Уровень притязаний. 13. Отношение к собственному здоровью
|
|
|
|
4. Отношение
к труду
|
14. Отношение к труду. 15. Профессиональное самоопределение
|
|
|
|
5. Отношение
к природе
|
16. Отношение к природе
|
|
|
|
6. Отношение
к искусству
|
17. Отношение к культуре, искусству
|
|
|
|
7. Отношение
к традициям
|
18. Отношение к истории, традициям, предкам,
государству(патриотизм)
|
|
|
|
Пояснение к таблице.
Для того чтобы определить рейтинговое место каждого индикатора, указанные
в графе «рейтинг» номера показателей необходимо сложить и вычислить среднее арифметическое число
показателей.
Данный набор показателей воспитанности не претендует на полноту, но является отражением модели
выпускника ОУ.
2.3.
Поиск методик оценки качества воспитанности
Подбор методик необходимо производить в соответствии с избранными индикаторами.
Диагностика по индикатору
отношение к знаниям
построена нами на основе анкеты для учащихся
7-11-х классов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам», представленной в работе П.И. Третьякова (см. табл. 2).
По индикатору
отношение к обществу
выбрана методика, разработанная профессором М.И. Рожковым
для изучения социализированности личности учащегося.
Уровень толерантности
определяется по опрос
нику «Индекс толерантности» (см. табл. 3).
Отношение к труду
диагностируется с помощью опросника для выявления готовности школьников
к выбору профессии, подготовленного профессором В.Б. Успенским (см. табл. 4).
2.4.
Подготовка диагностического инструментария
Выбранные методики легли в основу разработанной нами анкеты по оценке качества воспитанности для
учащихся 9-11-х классов, в которой нашли отражение все индикаторы.
Таблица 2
АНКЕТА
1.
Укажите Ваш пол.
2.
В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4
-
всегда;
3 - почти всегда; 2
-
иногда; 1
-
очень редко; 0
-
никогда.
№
|
Критерии
|
Отношение
|
Предметы
|
Рус. язык
(1)
|
Литера
тура
(2)
|
Матема
тика
(3)
|
Биоло
гия
(4)
|
Физика
(5)
|
Химия
(6)
|
История
(7)
|
Геогра
фия
(8)
|
Ин. яз.
(9)
|
Техно
логия
(Ю)
|
Физку
льтура
(11)
|
Инфор
матика
(12)
|
ОБЖ
(13)
|
1
|
Ситуативный
интерес
|
1. Проявляю
интерес
к отдельным
фактам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Учение по необ
ходимости
|
2. Стараюсь добросове
стно выпол
нять про
грамму
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Интерес к предмету
|
3. Получаю
интеллекту
альное удовольствие от решения
задач
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Проявляю
интерес к
обобщениям
и законам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Повышенный
познаватель
ный интерес
|
5. Мне инте
ресны не
только зна
ния, но и
способы их
добывания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Испыты
ваю интерес
к самообразованию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
№
|
Показатель
|
Суждение
|
Балл
01234
|
1
|
Самовоспита
ние
|
1
.
Стараюсь следить за своим внешним видом. 2.
Я управляю собой, своим поведением, эмоциями. 3.
Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других. 4.
Умею организовывать свое время:
смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни
|
|
2
|
Отношение
к здоровью
|
5.
Соблюдаю правила личной гигиены. 6.
Стараюсь отказаться от вредных привычек. 7.
Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы,
самоподготовка и т.п.).
8.
Стараюсь правильно и регулярно питаться. 9.
Соблюдаю режим дня
|
|
3
|
Патриотизм
|
10. С уважением отношусь к государственной символике. 11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа. 12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу. 13. Я осознаю гражданские права и обязанности. 14. Терпимо отношусь к людям другой национальности
|
|
4
|
Отношение
к искусству
|
15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи,
выставки, библиотеки и т.д.).
16. Умею находить прекрасное в жизни. 17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы
(помимо школьной программы).
18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни. 19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством
|
|
5
|
Отношение
к природе
|
20. Бережно отношусь к растительному миру. 21. Бережно отношусь к животному миру. 22. Стараюсь сохранять природу. 23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.). 24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)
|
|
6
|
Адаптирован-
ность
|
25. Прислушиваюсь к мнению старших. 26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей. 27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими. 28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились. 29. Стремлюсь не ссориться с друзьями
|
|
7
|
Автономность
|
30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 31. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие
|
|
8
|
Социальная
активность
|
35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
|
|
9
|
Нравствен
ность
|
40. Я умею прощать людей. 41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 42. Мне нравится помогать другим. 43. Переживаю неприятности других как свои. 44. Стараюсь защищать тех, кого обижают
|
|
10
|
Социальная
толерант
ность
|
45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено
любое мнение.
46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах. 47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных
проблем не меньше.
|
|
3. Выразите свое согласие
или
несогласие (да, нет)
со следующими утверждениями:
Таблица 4
Утверждение
|
Да
|
Нет
|
1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию. 2. Основной мотив выбора - материальные интересы. 3. В избранной профессии Вас прежде всего привлекает сам процесс труда. 4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться
ваши друзья.
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома. 6. Если Вам не удается получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты... 7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. 8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии. 9. Не важно, кем работать, важно, как работать. 10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат. 11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности,
Вам не достает.
12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. 13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. 14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии. 15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. 16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии. 17. Вы консультировались о выборе профессии у врача. 18, Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное
заведение.
19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. 20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избранной профессии. 21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учебу). 22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой Вами профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться еще раз. 24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу»
|
|
|
Таким образом, в результате диагностики предполагается определить уровень сформированности моти
вации учебной деятельности (табл. 2), уровень воспитанности учащихся (табл. 3) и уровень их готовности к выбору профессии (табл. 4).
Методика обработки анкеты
Таблица 2
1.
Для каждого ученика вычислить средний балл
по каждому критерию.
2.
Вычислить средний балл по классу и по каж
дой группе критериев и соотнести с числом анкети
руемых.
3.
На основании полученных данных построить
диаграммы уровня сформированности мотивации
учебной деятельности:
4. Оценка уровня мотивации учебной деятельности: 1,6-2,6 (40-64%) - низкий уровень; 2,7-3,4 (65-84%) - достаточный уровень; 3,5 и более (более 85%) - оптимальный уровень.
Таблица 3
1.
Средний балл по каждой группе показателей
получают при сложении всех оценок в группе
и делении этой суммы на пять.
2.
Вычислить средний балл по классу и по каж
дой группе показателей, соотнести с числом анке
тируемых.
3.
На основании полученных данных построить
диаграмму по оценке качества воспитанности:
(Индикаторы воспитанности)
4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
(Классы)
Таблица 4
1.
Подсчитать сумму ответов «да» и сумму отве
тов «нет».
2.
Сложить полученные суммы по каждому уче
нику и классу, соотнести их с числом анкетируемых.
3.
На основании полученных данных построить
диаграмму уровня готовности школьников к выбору
профессии:
4. Оценить уровень готовности школьников
к выбору профессии нужно по следующей шкале:
0-6 баллов - неготовность; 7-12 баллов - низкая готовность; 13-18 баллов - средняя готовность; 19-24 - высокая готовность.
2.5. Организация исследования
Использование методики оценки качества воспитанности должно происходить в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к процедуре дан
ного метода диагностики. Субъекты исследования
должны хорошо знать и выполнять данные требова
ния. При проведении диагностики необходимо со
блюдать педагогический такт. Это позволит полу
чить достоверную информацию и не причинить вреда
испытуемым.
Испытуемые в ходе проведения диагностического исследования заполняют специально разработанные
бланки (см. табл. 2, 3, 4).
Бланки для учащихся
Укажите ваш пол.
Таблица 2
№ показателя
воспитанности
|
Отношение
|
Предметы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
Г13
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 3
1
|
01234
|
11
|
01234
|
21
|
01234
|
31
|
01234
|
41
|
01234
|
21
|
01234
|
2
|
01234
|
12
|
01234
|
22
|
01234
|
32
|
01234
|
42
|
01234
|
52
|
01234
|
3
|
01234
|
13
|
01234
|
23
|
01234
|
33
|
01234
|
43
|
01234
|
53
|
01234
|
4
|
01234
|
14
|
01234
|
24
|
01234
|
34
|
01234
|
44
|
01234
|
54
|
01234
|
5
|
01234
|
15
|
01234
|
25
|
01234
|
35
|
01234
|
45
|
01234
|
55
|
01234
|
6
|
01234
|
16
|
01234
|
26
|
01234
|
36
|
01234
|
46
|
01234
|
|
|
7
|
01234
|
17
|
01234
|
27
|
01234
|
37
|
01234
|
47
|
01234
|
|
|
8
|
01234
|
18
|
01234
|
28
|
01234
|
38
|
01234
|
48
|
01234
|
|
|
9
|
01234
|
19
|
01234
|
29
|
01234
|
39
|
01234
|
49
|
01234
|
|
|
10
|
01234
|
20
|
01234
|
30
|
01234
|
40
|
01234
|
50
|
01234
|
|
|
Таблица 4
1
|
да нет
|
5
|
да
нет
|
9
|
да
нет
|
13
|
да
нет
|
17
|
да
нет
|
21
|
да
нет
|
2
|
да
нет
|
6
|
да
нет
|
10
|
да
нет
|
14
|
да
нет
|
18
|
да
нет
|
22
|
да
нет
|
3
|
да
нет
|
7
|
да
нет
|
11
|
да
нет
|
15
|
да
нет
|
19
|
да
нет
|
23
|
да
нет
|
4
|
да
нет
|
8
|
да
нет
|
12
|
да
нет
|
16
|
да
нет
|
20
|
да
нет
|
24
|
да
нет
|
Результаты опроса сводятся в следующую таблицу (табл. 5).
Таблица 5
Результаты диагностики оценки воспитанности класса (группы)
|
|
|
|
|
№ респондента
|
Пол
|
1
|
II
|
III
|
1
|
|
1
|
|
1
|
2
|
1
|
2
|
|
13
|
|
1
|
|
5
|
|
1
|
3
|
|
2
|
|
1 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ср. балл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ср. балл по блоку
|
|
|
|
|
|
Σда
Σ
да/
N
|
Σ
нет
Σн
ет/
N
|
2.6.
Анализ и обсуждение
результатов исследования
Для обработки и интерпретации результатов
исследования в школе создается рабочая группа, в которую могут войти заместители директора по
научно-методической и воспитательной работе,
школьный психолог, социальный педагог.
Диагностика по данным критериям должна
вестись в течение нескольких лет, что позволит бо
лее точно определить эффективность работы воспитательной системы школы.
Обсуждение результатов лучше всего проводить
на заседании педагогического совета ОУ, чтобы каж
дый педагог имел представление о состоянии и на
правлениях воспитательной деятельности, принял
участие в совершенствовании учебно-воспитатель
ного процесса.
Литература
1. Файзуллина, Г. З. Методика оценки воспитанности учащихся / Г. З. Файзуллина, И. В. Полякова, Л. В. Некрасова. - Методист. - N 1 - 2006. - с. 39-49.