Бирюкова И.В. Вступительное слово редактора специальной темы номера

Танцевально-двигательная терапия является одним из направлений современной психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70 годах XX столетия, в - начале в США, а затем - в 60-80 годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90 годах танцевально-двигательная терапия получила свое развитие в других странах Европы, в Азии и Австралии, а также в России.

Танцевально-двигательная терапия - это метод, который использует в качестве инструмента выразительное движение и танец, посредством чего человек вовлекается в процесс личностного роста. Основной принцип танцевально-двигательной терапии - это взаимоотношение между движением и эмоцией. Посредством движения и танца внутренний мир человека становится осязаемым. В совместном танце люди делятся своими глубинными жизненными установками и устремлениями, а взаимоотношения, будучи выраженными в движении, становятся видимыми. В настоящее время мастерство танце-терапевта складывается из понимания психологии развития, учета динамики сознательного и бессознательного в психике человека, знания анатомии и функционирования тела, владения танцевальной импровизацией и композицией, умения отслеживать и простраивать связи между телом и психикой, владения навыками как вербального, так и невербального взаимодействия. Мастерство танце-терапевта можно определить как метанавык, который интегрирует знания и умения вышеперечисленных областей и использует тело и выразительное движение как инструмент психотерапевтического воздействия. Все это делает танцевально-двигательную терапию областью, которая требует глубоких и разносторонних знаний, личной зрелости и способности к самовыражению в творчестве и движении. Танцевально-двигательная терапия не только предъявляет серьезные требования к специалисту, но и дает максимальные возможности для индивидуальной самореализации в профессии и "жизнетворчестве".

Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995 год, когда в Москве была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше. Интерес к исцеляющей силе движения, трансформирующей силе танца был всегда. В России, как и во всем мире, существует множество различных школ и авторских методик, использующих движение и танец в целительстве, развивающей педагогике и психологической практике.

Мы с радостью представляем Вам специальный выпуск Журнала практической психологии и психоанализа, посвященный десятилетию первой длительной обучающей программы по танцевально-двигательной терапии в России. Данная учебная программа была начата в январе 1995 года и стала первым проектом Ассоциация танцевально-двигательной терапии. В 1999 году она получила одобрение Ученого совета Института практической психологии и психоанализа и стала одним из направлений специализации в области психотерапии данного института, наряду с психоаналитической терапией, системной семейной терапией и юнгианским анализом. Впервые в России был создан прецедент - в 2002 году наши выпускники закончили трехлетнее обучение и получили государственный диплом профессиональной переподготовки в сфере танцевально-двигательной терапии. Мы считаем произошедшее важным шагом к социализации профессии танце-двигательного терапевта в России. Данная обучающая программа изначально была международным проектом, который до сих пор поддерживается Американской ассоциацией танцевальной терапии (ADTA) и Европейским танце-терапевтическим сообществом. Наряду с ведущими российскими специалистами в рамках этой программы преподают лучшие специалисты в области танцевально-двигательной терапии и терапии творчеством из США, Великобритании, Нидерландов, Германии и Италии. Нам было важно не "изобретать велосипед", а посеять на российской почве семена и культуру уже имеющейся системы знания, практики и обучения и, тем самым, преодолеть последствия "железного занавеса" и воссоединиться с мировой традицией танцевально-двигательной терапии.

При создании программы специализации по танцевально-двигательной терапии мы ориентировались на международные квалификационные требования в данной области психотерапевтической практики, придерживались идеи непрерывности профессионального образования, этических и гуманистических принципов, основанных на уважении человеческих ценностей. Данную программу также характеризует открытость к различным подходам в области движения и танца, появляющимся с древних времен до наших дней; гибкость процесса обучения и учет индивидуальных особенностей и потребностей в личностном и профессиональном развитии; взгляд на знания как на осознанно пережитый опыт; отношение к творчеству как к источнику целительной силы в настоящем моменте.

На современном этапе развития мы намерены продолжать интеграцию уже имеющегося международного теоретического и практического опыта, а также разрабатывать собственные программы и курсы, соответствующие текущим запросам российского общества. Мы также будем продолжать развивать танцевально-двигательную терапию не только как метод личностного роста, но, прежде всего, как область глубинной психологии. Мы видим своей целью расширение опыта ее клинического применения в различных областях: психосоматике, онкологии, перинатальной психологии; в лечении психиатрических расстройств, химических зависимостей, посттравматических и пищевых расстройств.

Надеемся, что статьи, представленные в этом номере, дадут почувствовать многообразие и богатство танцевально-двигательной терапии и привлекут внимание наших коллег к тому ресурсу, который представляет собой творческое, выразительное движение как способ психотерапевтического взаимодействия, а также источник открытий и метод саморегуляции в нашем непростом служении людям в качестве практических психологов и психотерапевтов. Это наш первый опыт широкой публикации; будем рады вашим отзывам и новым возможностям сотрудничества. Спасибо всем, кто принимал участие в создании этого выпуска.

Ирина Бирюкова
Руководитель Специализации по танцевально-двигательной терапии
в Институте практической психологии и психоанализа




Просмотров: 767
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Бирюкова И.В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов
  • Льюис П. Объектные отношения и психология самости в психоаналитической танцевально-двигательной терапии
  • Егорова А. Строим мостик между мирами (случай работы с синдромом Аспергера в танцевально-двигательной терапии)
  • Горнева О.А. Использование танцевально-двигательной терапии в работе с символом лабиринта
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Бебик М.А. Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Палларо П. Культура, я и телесное я: танцевально-двигательная терапия с американцами азиатского происхождения
  • Системная семейная терапия в работе с травмой прошлого
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Сигел Д.П. Идентификация как фокусная точка в терапии пар
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Чайклин Ш. Подход Чейс в танцевальной терапии
  • Психотерапия с детьми, пациентами стационара детской онкологии и гематологии - примеры из практики
  • Маева И. Г. Битвы, нападения и монстры в песочных картинах: безопасный способ выражения агрессии в больничных условиях (из опыта песочной терапии с пациентами детского онкологического отделения)
  • Зуева Н.А. Игра как пространство для развития в детской психоаналитической психотерапии
  • Рубцова А.А. Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта
  • Догерти У.Дж. Плохая супружеская терапия: как этого избежать
  • Холл В. Психодрама в индивидуальной терапии с детьми
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Шарфф Д.Э. Процесс диагностической оценки в парной терапии объектных отношений
  • Солмс М. Нейробиологические основания психоаналитической теории и терапии
  • Куттер П. Психоаналитическая беседа как диагностический метод
  • Ягнюк К.В. Вклад Генри Дикса в развитие супружеской терапии объектных отношений
  • Филозоп А.А. Психотерапевтические возможности патографии в акмеологическом варианте клинической терапии духовной культурой М.Е. Бурно
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь