ДЖНЯТРИ

(санскр. jnatr — познающий) — наиболее близкий западному понятию субъекта познания эквивалент индийской философии. В «Ньял-сутрах» термин «джнятри» употребляется один раз (III. 1.16), обозначая Атмана как обладателя «средств познания» (jnanasadhana); второй раз, когда утверждается, что Атман является также субъектом действия и бездействия, будучи «субстратом» желания и антипатии (III.2.34), употребляется синоним «знающий» (jna). В комментарии Ватсьяяны концепция джнятри развивается в полемике с буддистами, отрицающими Атман как таковой и пытающимися «заместить» его функционированием ула.—манаса, а также с санкхьяиками, признающими Атман, но полагающими, что он является только «чистым светом» (см. Пуруша), т. к. собственно познавательную нагрузку несут на себе ментальные функции бытийно инородного ему «внутреннего инструментария» (см. Антахкарана). Ватсьяяна утверждает, что «внутренний инструментарий» не может быть субъектом познания как подчиненное Атману «орудие», предназначенное для внутреннего восприятия (радости, страдания, воспоминаний и т. д.), подобно тому как органы чувств  являются его «орудиями» для познания внешних объектов, и атрибугирование познавательной функции манасу (координатору внешних и внутренних перцепций) лишь вносит путаницу в проблему субъекта познания (III.1.16; 111.2.4,18—19). Последний является одновременно субъектом и «субстратом» чувства. воления и действия, потому что именно он знает радость и страдание, средства достижения первого и избежания второго и именно он предпринимает в связи с этим соответствующие усилия (III.2.34). Ватсьяяна был впоследствии поддержан вайшешиком Прашастападой, который продолжил «критику» трактовки манаса как субстрата мышления, а также мимансаком Партхасаратхи Мишрой, представившего аргументы против трактовки манаса как джнятри.

В. К. Шохин

Просмотров: 231
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Методы познания
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  
  • РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
  • СИСТЕМА ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СРЕДА ПОЗНАНИЯ
  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • Теория познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ  



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь