|
ЛАФАРГ (LAFARGUE) Поль(1842-1911) - деятель фр. и международного рабочего движения, друг и соратник Маркса я Энгельса, теоретик и популяризатор марксизма. Л. п»сал, что нормы морали не есть нечто вечное, неизменное, а обусловлены конкретным историческим содержанием. К заслугам Л. относится выяснение исторического генезиса моральных понятий добра и справедливости. Л. отметил, что понятия морали «становятся движущими силами только потому, что они вытекают непосредственно из социальной среды». Разрабатывая вопрос о классовом характере морали, Л. показал, что этические теории буржуазии и ее моральная практика в конечном счете обусловлены интересами и положением ее как господствующего класса. сГосподствующий класс всегда считает справедливым то, что полезно для его экономических и политических интересов, и несправедливым то, что для них вредно», Л. критиковал буржуазные теорий морали, в т. ч. этику Спенсера, идеи этического социализма, разоблачал буржуазную мораль, развивающую в людях эгоизм, человеконенавистничество, ханжество я лицемерие: «Справедливость, мораль и другие солее или менее-вечные принципы хороши для буржуа лишь тогда, когда они служат его интересам». Осн. источник всех нравственных нороков Л. видит в частной собственности, к-рая разъединяет людей н противопоставляет их друг другу. С этих позиций он разоблачал лженаучную теорию Ч. Ломброзо, возлагающую всю ответственность за преступления в капиталистическом об-ве исключительно на самого преступника, к-рый якобы являет ся таковым от рождения. Выступая против доктрин нравственного самосовершенствования личности в рамках эксплуататорского об-ва, Л. подчеркивал положение марксистской этики, что коренное изменение нравственного сознания и моральных отношений возможно только при условии революционного преобразования старого строя и построения социалистического об-ва. «Измените среду -и этим самым вы измените нравы, привычки, страсти и чувства». Несмотря на марксистскую в целом позицию Л. в решении вопросов этики, им высказывались ошибочные взгляды и неточные положения. Так, увлекаясь разоблачением морали эксплуататорского об-ва, Л. склонен был вообще отрицать прогресс нравственности в досоциалистических формациях. Он отстаивал ошибочную т. зр., что нек-рые категории морали (в частности. категория справедливости) отомрут в условиях коммунизма, да и вообще надобность в морали отпадет. Этические воззрения Л. изложены гл. обр. в работе «Экономический детерминизм Карла Маркса» (рус. перевод 1909).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|