|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
ШМИТТ (SCHMITT) Карл(1888-1985) - нем. юрист, правовед и теоретик государства. Ш. неоднократно менял свои позиции (утверждая, что содержание правовых норм исторически конкретно, а потому находится в зависимости от политической ситуации той или иной эпохи). Понятие права Ш. подчинял понятию государства, но государство, в свою очередь, имеет, по Ш., своей предпосылкой более фундаментальное понятие - понятие политического {das Politische). Политическое определяется размежеванием, готовностью к борьбе и борьбой, способностью к принятию решения и решимостью. Политическому как сфере изначального конфликта соответствует исходное, коренящееся в самой природе человека, различение - друг/враг (Freund/Feind). Данное различение лежит в основе всякого политического действия, отрицание же этого различения делает политическое действие невозможным. Парламентаризм и либерализм, затушевывающие это основополагающее различие или не желающие его проводить, повинны в стагнации и деградации политической и духовной жизни. Либералистской неспособности к принятию решений Ш. противопоставляет свой "децизионизм" (от лат. decisio); логическим следствием этой теории стало непосредственное участие Ш. в 1933-34 в работе юридической машины нацистской Германии. Политические понятия Ш. рассматривает как секуляризированнные теологические понятия, историческая трансформация базисных политических и правовых категорий выступает у него поэтому в контексте трансформации теологии. Так, теизму соответствует понятие суверенитета, воплощенного в фигуре монарха, а деизму - идея правового государства, в котором сувереном объявляется "народ". Секуляризация сопровождается утратой трансценденции и ведет, в конечном итоге, к атеизму и анархизму. Однако поскольку секуляризация уже состоялась, и понятию суверенитета нельзя вернуть смысл, какой оно имело в рамках теистического мировоззрения, единственным прибежищем политической теологии современности становится миф. Если для либерализма отправной точкой является баланс властей, а носителем суверенитета - "народ" (хотя на деле власть принадлежит отдельным группам), то опорным понятием "децизионизма" выступает "борьба за решение" (Entscheidungskampf), а истинным сувереном - национальное. Последнее не сводимо к тем или иным составляющим народ группам, но представляет собой первоначало, энергию, принцип, позволяющий определенному политическому субъекту (а именно - национальному государству) прийти к самому себе, жестко и однозначно отделив себя от другого ("врага"). Отдельные положения противоречивого наследия Ш. сделались во второй половине XX в. инспирирующим источником для различных представителей современной политической философии, независимо от того, являлись ли они его адептами или критиками.
Понятие политического // Вопросы социологии Т.1. № 1. М.,1992; Politische Theologie. Vier Kapitel zur Lehre von der Souveranitat. Munchen, 1922; Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentarismus. Munchen, 1923; Positionen und Begriffe im Kampf mit Weimar/Genf/ Versailles 1923-1939. Hamburg, 1940.
Ch. Graf von Krorow. Die Entscheidung. Eine Untersuchung uber Ernst Junger, Carl Schmitt, Martin Heidegger. Stuttgart, 1958.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|