Тест тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации

Ревалидизация Ю. М. Орлова, Н. Д. Твороговой. ТАТ - проективная методика, усовершенствованная Р. Хейнсом, Д. Вероффом и Д. Аткинсоном (1958), к-рые разработали структурированный ТАТ для измерения мотивов аффилиации (стремления к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с др. людьми), доминирования и достижения. В классической методике ТАТ шкалирование оценок основано на опыте и интуиции интерпретатора. Структурированный ТАТ, по литературным данным (МакКлелланд, 1958), дает достаточно достоверные оценки изучаемых мотивов. Что же касается применения понятия валидности к тестам тематической апперцепции, то трудности его использования уменьшаются по мере структурированности этих тестов. Для создания структурированного ТАТа разработана система категорий, позволяющих точно идентифицировать тот или иной функц. элемент мотива. Каждая категория, к-рую экспериментатор может выделить в рассказе респондента по картинкам ТАТа, оценивается в 1 балл. Всего же при анализе аффилиации выделено 8 категорий (система образов аффилиации, эмоции, инструментальная активность и др.). Индивидуальный шкальный балл определяется путем суммирования отдельных баллов по категориям. Процедура идентификации категорий составляет осн. содержание работы эксперта по контент-анализу этих текстов. В 1970-е гг. метод контент-анализа рассказов (написанных по картинкам ТАТа) для измерения мотива достижения ревалидизирован Ю. М. Орловым, мотива аффилиации Ю. М. Орловым, Н. Д. Твороговой. Поскольку составители структурированного варианта ТАТа применяли эксперим. ситуации с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации, то при ревалидизации были повторены те же эксперим. процедуры. Задачей было установить: а) коррелирует ли индивидуальный шкальный балл, полученный по результатам описания картинок теста с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации или подавлением мотива аффилиации др. мотивом, напр., мотивом достижения; б) влияет ли на шкальный балл различие картинок, по к-рым испытуемый пишет рассказы; в) поскольку шкалирование осуществляется экспертами, к-рые пользуются общим текстом инструкции, в какой степени различаются суждения экспертов, работающих независимо друг от друга. Исследование проводилось среди студентов 1-го Моск. мед. ин-та им. И. М. Сеченова. Проведенное исследование показало, что категории контент-анализа чувствительны к возбуждению мотива аффилиации, методика валидна. Лит.: Орлов Ю. М. Измерение социогенных потребностей с помощью теста тематической апперцепции // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д. Ревалидизация теста тематической апперцепции для измерения мотива аффилиации // Вопр. психологии. 1982. № 2; Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. М., 1976; Heyns R., Veroff., Atkinson J. A scoring manual for the affiliation motive // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958; McClelland D. C. Methods of measurement human motivation // Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958. Н. Д. Творогова

Просмотров: 1517
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Апперцепции единство трансцендентальное
  • БАЛЛ
  • Балл
  • БАЛЛ
  • БАЛЛ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА НА ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
  • БАЛЛ ПЕРВИЧНЫЙ КАТЕГОРИИ ЗАДАНИЯ
  • ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
  • Лод-балл
  • Метод контент-анализа речи
  • Методика анализа категорий взаимодействия. Н. Фландерс
  • Методика измерения качества жизни
  • Методика измерения самоотношения
  • Методика измерения удовлетворенности браком. В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко
  • Мотив аффилиации
  • Мотивация аффилиации
  • ПАРАМЕТРЫ И КАТЕГОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
  • Потребность в аффилиации
  • Потребность в аффилиации
  • Потребность в аффилиации
  • ПОТРЕБНОСТЬ В АФФИЛИАЦИИ (ПРИСОЕДИНЕНИИ)
  • ПРОЦЕДУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
  • Система онтологических (всеобщих) категорий
  • Схема апперцепции
  • Тест мотивации аффилиации
  • ТЕСТА, ШКАЛИРОВАНИЕ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО АППЕРЦЕПЦИИ
  • Три главных мотива трудовой школы
  • ФЕТИШИЗАЦИЯ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь