РЕЧЕВОЙ ШАГ

функциональная единица устного дискурса (процесса реального речевого общения), служащая для осуществления речевого намерения (интенции) говорящего. В потоке устной диалогической речи границы Р. ш. совпадают обычно с границами интонационной группы (фразы). Однако Р. ш. — единица не фонетической и не синтаксической природы. Это единица речевого поведения, т. е. единица уровня дискурса. Могут совпадать также границы Р. ш. и границы высказывания, если Р. ш. короткий. Но чаще в один Р. ш. входят несколько высказываний. Аналогично тому, как слово является минимальной свободной и вместе с тем основной единицей языка, включающей в себя единицы низших уровней (морфемы) и включенной, в свою очередь, в единицы более высоких уровней (предложения), Р. ш., с одной стороны, включает в себя речевые акты — как единицы более мелкие и функционирующие только в составе Р. ш., а с другой — входит как составной элемент в более крупные единицы дискурса — речевые циклы и пр. В педагогическом дискурсе, например, встречаются чаще всего обучающие речевые циклы, состоящие из трех Р. ш. 1. Учитель: Кто скажет, чем звук отличается от буквы?Ну! Ско рее, Петя, вспомнил?Это Р. ш. «инициирующий», или «начальный»,т. е. открывающий цикл. В нашем примере состоит из следующихР. а.: 1) «вызов» (вопрос, требующий речевого ответа); 2) «уско ритель», или Р. ш., усиливающий темп речевого взаимодействия (Ну! Скорее!), и 3) «называние», предоставление права речи (дляответа) конкретному ученику. 2. Ученик: Букву мы пишем и читаем, а звук слышим и произносим. Это второй элемент цикла — Р. ш. «ответ», т. е. речевой ответ на вызов. 3. Учитель: Так. Хорошо. Молодец, Летя. Это Р. ш. «обратная связь».На нем данный речевой цикл заканчивается. Элементы «обратной связи»: речевой акт «прием» (Так и кивок головы показывают, что ответ услышан) и речевой акт «оценка» (Хорошо. Молодец) и т. д. Учитель: А все ли звуки одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?Какие бывают звуки?Ну-ка, ну-ка... и т. д. Наш пример показывает, что последняя реплика учителя, входя в состав реплики 3, по сути дела является уже следующим Р. ш. «инициации» (см. выше), т. е. началом нового речевого цикла. Видно, что границы реплик и Р. ш. не совпадают. Таким образом, реплика, или «монолог в диалоге», — скорее формальный фрагмент, чем функциональная единица речевого общения. Однако и особенности реплик— их сложность, протяженность во времени — также используются для характеристики устного дискурса, играют роль в его анализе. В целях точного изучения временных параметров во время речевого общения используется иная единица — Р. ш. хронографии дискурса, а именно: время от начала реплики одного из собеседников до начала реплики другого (т. е. время, равное самой реплике говорящего, плюс пауза до следующей реплики его партнера). Р. ш. называют также риторическим шагом, подчеркивая функциональную природу этой единицы речевого поведения — осуществление посредством ее речевого намерения говорящего. Лит.: Michaels S., Collins J. Oral Discourse Styles: Classroom Interaction and the Aqusition of Literacy // Coherence in Spoken and Written Discourse. — Vol. 12. - 1984 / Series «Advances in Discourse Processes». Ed. by R. O. Freedle, New Jersey; Sinclair J., CoulthardR. Towards in Analysis of Discourse. — L., 1975. A.K. Михальская 198

Просмотров: 975
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Деловое общение : психотехнологии речевого доказывания
  • Деловое общение: психотехнологии речевого опровержения
  • Докоммуникативный этап речевого акта
  • ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
  • ЕДИНИЦЫ РЕЧИ
  • ЕДИНИЦЫ РЕЧИ
  • Единица
  • Единица функциональная сетчатки глаза
  • Изменение стиля речевого общения
  • КОМПРЕССИЯ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА
  • НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
  • Нарушения правил речевого этикета
  • Нарушенного речевого общения восстановление. Направление Ю. Б. Некрасовой
  • Непринужденность речевого поведения
  • ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОГО СООБЩЕНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Посткоммуникативный этап речевого акта
  • РАССТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО ИЛИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ (МКБ 315.3)
  • РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК)
  • РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ
  • Расстройство речевого или языкового развития
  • СТЕРЕОТИП РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • СТИЛЬ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
  • Способ речевого поведения
  • Стереотип речевого поведения
  • Субъективные установки речевого/языкового коллектива в отношении
  • Толерантность речевого поведения
  • ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
  • Формы рационального речевого воздействия
  • ХРОНОГРАФИЯ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь