Жил в Нью-Йорке один религиозный еврей, назовём его мистер Д., который чтил заповеди Господа и строго соблюдал законы. Судьба была благосклонна к нему: он был богат. Занимался он тем, что покупал и продавал недвижимость.
Купил он однажды высотное здание, и приблизительно через месяц после покупки, появился покупатель, который предложил за этот дом сумму больше на миллион долларов.
Сделка была очень выгодной, и мистер Д. радостно предвкушал грядущую прибыль.
А надо сказать, что при покупке на большую сумму, от момента соглашения обеих сторон и до момента окончательной передачи собственности в руки нового владельца, должен пройти — ни много, ни мало — месяц. В течение этого месяца, продавец не имеет права продать собственность другому лицу.
В течение месяца, вдруг мистер Д. узнает, что фундамент здания значительно повреждён, то есть дом этот не стоит суммы названной покупателем, и даже не стоит суммы, которую заплатил он сам.
Мистер Д. посоветовался со своим адвокатом, и тот сказал:
— Послушай, покупатель уже назвал тебе цену, если он при осмотре не заметил повреждения в фундаменте, то это его проблемы. Ты тоже обнаружил повреждение случайно, ты мог и не знать о нём.
Мистер Д. задумался. Как бизнесмену, ему, конечно, хотелось оставить всё как есть. Однако, как человек порядочный и к тому же религиозный, он считал своим долгом сообщить покупателю о трещине в фундаменте.
— Послушай, — продолжал адвокат, не мне тебе объяснять, что покупатель тут же расторгнет сделку, а здание требует серьезного ремонта, ты потеряешь на своей честности очень много.
Мистера Д. терзали сомнения.
Что делает еврей, когда не знает что ему делать? Он идёт к раввину.
Выслушав историю про здание, раввин вскричал:
— Ха! Миллион долларов чистой прибыли! Ты хорошо подумал прежде, чем рассказать покупателю о повреждении?
— О-кей, — сказал мистер Д. — А если я вырученные полмиллиона пожертвую бедным или отдам на строительство школ, больниц, синагог?
— Ха! — вскричал раввин ещё раз. — Ты хочешь дать взятку Богу?
Мистер Д. ушёл от раввина в ещё большем смятении.
Последующие дни он думал над проблемой, перечитывал Тору, взвешивал все «за» и «против». Через несколько дней он появился опять на пороге у раввина.
— А что, если я весь миллион вырученный от покупки отдам бедным?
— Послушай, — ответил раввин, — если ты пожертвуешь такую сумму на школы, больницы и синагоги, все будут считать тебя очень щедрым и благочестивым человеком. Тебя будут ставить в пример молодежи, твои друзья будут гордиться знакомством с тобой, но весь этот почёт и уважение будут куплены путём обмана, ведь тебе придётся обмануть другого человека.
— Значит законы Торы предписывают мне рассказать покупателю о трещине в фундаменте?
— В Торе ничего не сказано о миллионе долларов прибыли.
— Но так что же мне делать!
— Есть два пути: получить благословение или же получить проклятье.
— Что это значит?
— Талмуд учит нас: один еврей купил осла. Но когда он вывел осла за ворота рынка и осмотрел свою покупку, то обнаружил у него в ухе крупный бриллиант. Не задумываясь, еврей вернулся на рынок, разыскал человека, продавшего ему осла, и сказал: «Возьмите ваш бриллиант. Я заплатил за осла, но я не платил за бриллиант». И тогда продавец осла воздел руки к небу и сказал: «Да будет благословен этот человек и его народ!» У тебя тоже есть шанс получить благословение. Или же тебе вслед понесется проклятие.
И вот наступил день завершения сделки.
Мистер Д. со своим адвокатом и покупатель со своим адвокатом встретились в офисе. Адвокат мистера Д. сказал:
— Ввиду того, что за это время была обнаружена трещина в фундаменте, наша сторона не будет возражать, если ваша сторона расторгнет сделку. Никаких претензий с нашей стороны не последует.
Адвокат покупателя вскочил со своего места:
— Скажите, а зачем вы это делаете? Цена была названа за здание в таком виде, как оно есть. Нет ли здесь какого-нибудь умысла?
— Нет, — отвечает адвокат мистера Д. — Дело в том, что мой клиент — человек глубоко религиозный, и, согласно его религиозным убеждениям, не может скрыть факт обнаружения трещины в фундаменте.
Адвокат покупателя уединился со своим клиентом в другой комнате для совещания, где сказал ему:
— Послушай, эти евреи такие хитрые. Я тебя уверяю, что там нет никакой трещины. Просто они нашли покупателя, который готов заплатить больше чем ты, и хотят, чтобы ты сам отказался от покупки. Таким образом, они не будут платить неустойку.