ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ


ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ
    ПРЕФОРМАЦИЯ И ЭПИГЕНЕЗ — понятия натурфилософии, обозначающие противоположные взгляды на процесс формирования зародыша: преформация означает изначальное наличие в зародыше всех структур, которые затем вырастут в органы; эпигенез, наоборот, есть развитие зародыша путем возникновения (из бесструктурной материи) всех его органов. В донаучное время преформация и эпигенез естественно сочетались, в частности, в убеждении, что мужское семя прорастает в женском лоне подобно семени растения в почве. Греческая натурфилософия поначалу сместила акцент в сторону преформации: Алкмеон предположил, чтооплодотворение есть слияние мужского и женского “семени”, Эмпедокл добавил идею смешения отцовских и материнских свойств, а Анаксагор — идею “семян всех вещей”, т. е. мельчайших частиц, несущих свойства наблюдаемых предметов (в т. ч. живых). “Семена” организуются в наблюдаемые веши под действием либо “мирового ума”, либо (в организме) — материнского тепла. Стоицизм развил идею “семян” Анаксагора в концепцию “семенных логосов”, которые сами мыслились в качестве единиц организованности. Отцы церкви (Григорий Нисский и Августин) толковали творение мира как творение “семенных логосов”, в которых изначально заключены потенции всех появившихся и еще обреченных появиться в будущем объектов. Античный преформизм был вместе с тем и неким подобием теории предустановленной эволюции.
    Эпигенез был разработан Аристотелем в противовес Анаксагору и представлял собой возврат к древнейшей идее прорастания семени: самка дает материю, а самец — форму зародыша (ее содержит мужское семя). Эпигенез господствовал вплоть до В. Гарвея (1651), но микроскопические исследования (Я. Сваммердам, 1669, и др.) привели к возрождению преформизма, причем преформированный зародыш видели либо в спермин, либо в яйцеклетке. Преформизм плохо объяснял сходство потомства с обоими родителями, феномены уродства и регенерации органов, поэтому с 1780-х IT. вновь стал популярен эпигенез (работы К. Ф. Вольфа, показавшего, что органы у зародыша образуются в ходе развития). Однако эпигенез сводил развитие к питанию и не мог внятно объяснить феномен наследственности.
    Открытие хромосом и их роли вновь возродило в кон. 19 в. преформизм (теория зародышевой плазмы А. Вейсмана), особенно усилившийся в сер. 20 в. с открытием генетического кода. Утвердилась “центральная догма молекулярной биологии” (Дж. Уотсон, 1958): в ДНК закодированы все свойства организма, и организм никак не может на них влиять. В 1990-х гг. “догма” признана некорректной, т. к. биохимические процессы организма способны радикально изменять процессы копирования ДНК, чем порождается особая эпигенетическая наследственность. Но “центральная догма” сохраняет силу в том смысле, что ДНК хромосом в значительной мере изолирована от воздействий организма и тем более от внешней среды. Тем самым преформация и эпигенез демонстрируют взаимодополнительность (преформизм довлеет генетике, аэпигенез — эмбриологии и физиологии), и противостояние их, вероятно, закончилось: информация о зародыше предсуществует в генах, но может в ходе развития включаться, выключаться и просто изменяться; сам же зародыш не предсуществует, а формируется, но под контролем генов.
    Лит.: НидхэмДж. История эмбриологии. М., 1947; Баранов П. А. История эмбриологии растений. М.—Л., 1955; ГайсиноеичА. Е. Каспар Фридрих Вольф и учение о развитии организмов. М., 1961; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; Голубавский М. Д., Чураев Р. H. Динамическая наследственность и эпигоны.— “Природа”, 1997, ? 4; Maclaurin J. Reinwenting Molecular Weismannism: Information in Evolution.— “Biology and Philosophy”, 1998, ? l.
    Jц. B. Чайковский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2955
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
  • ВОЛЬФ Каспар Фридрих
  • Всех скорбящих радость
  • Голова всех голов
  • ДОГМА
  • ДОГМА
  • Зародыш
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
  • История женского образования
  • Компульсивность (навязчивая, иррациональная тяга к чему-либо)
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • Ориентация Живого Организма
  • Очи всех на Тя, Господи, уповают
  • ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ПРЕФОРМИЗМ
  • ПРЕФОРМИЗМ
  • Следовать за кем-либо
  • Сотворение мира, творение
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Творение мира
  • ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (организма)
  • ЭПИГЕНЕЗ
  • ЭПИГЕНЕЗ
  • догма
  • конституция организма
  • ориентация организма
  • эпигенез



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь