|
ВИНЦЕНТВИНЦЕНТ из Б о в e (Vincent de Beauvais; Vincentius Bellovacensis), педагог, монах-доминиканец. Автор «Великого зерцала» («Speculum majus», 1473) — всеобъемлющей энциклопедии ср.-век. знания, пользовавшейся большой популярностью и содержавшей «зерцала» природы (широкий круг естеств.-науч. сведений), науки (не только метафизики, математики и теологии, но также и разнообразных практич. знаний) и истории (от «сотворения мира» до крестовых походов); в нач. 14 в. в энциклопедию была включена 4-я часть — «зерцало» морали. Lemoine M., L'oeuvre encyclopedique de Vincent de Beauvais, «Cahiers d'histoire mondiale», 1966, v. 9, №3. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВИНЦЕНТ ВИНЦЕНТ из Бове (Vincent de Beauvais, Vincentius Bellovacensis), <между 1184 и 1194—ок. 1264)—французский энциклопедист. Учился у доминиканцев в Париже, стал лектором и проповедником в придворном цистерцианском монастыре и воспитателем детей короля; на миниатюрах Винцент, сидя за кафедрой, читает перед стоящим св. Людовиком IX с семьей. По заказу короля составил крупнейший алфавитный свод цитат, сведений и рекомендаций на все темы—от богословия до хозяйства и спорта—“Большое зерцало историческое (событияанекдоты от начала мира до 1244), естественное и вероучительное”; в нач. 14 в. к нему добавили “Зерцало нравственное”. Цель “Зерцал” помочь человеку стать зеркалом творения, образом вселенной. Они призваны искоренить три причины упадка (невежество, похоть, немощь), показать три блага (мудрость, добродетель, техника), найденные на трех путях (теория, практика, механика). Считая правом христианина доступ ко всему человеческому знанию (“все испытывайте, хорошего держитесь”, Фесс. 5, 12), Винцент помимо Библии и богословов (вплоть до Альберта Великого и Фомы Аквинского) привлекает “язычников” (Овидий, Сенека, Цицерон, Аристотель, Квинтилиан, Гораций, Катон), новых поэтов (Матвей Вандомский, Вальтер Шатильонский), арабов {Аль-Фараби, чей трактат “О происхождении наук” почти полностью вошел в “Speculum doctrinale”), еврейских мыслителей (Ибн Гебироль, Исаак Израэли) часто без упоминания имен. В тоне серьезного благочестия и почитания “авторов” (особенно Аристотеля^ в жанре флорилегия (избранных цитат) выдержан написанный для королевы Маргариты педагогический трактат “О воспитании благородных детей” (1247—49), прообраз гуманистических воспитательных проектов Ренессанса. Соч.: Speculum quadruplex: naturale, doctrinale, historicale, morale, Venetiis, 1484—1494; 1591; Diaci, 1624; De eruditione filiorum nobilium, ed. by A. Steiner, Cambr., (Mass.), 1938. Лит.: Gabriel A. L. The educational ideas of Vincent of Beauvais. Notre Dame, 1956; McCarthy l. M. Humanistic emphases in the educational thought of Vincent of Beauvais, 1976; Bein K. B. Vincent of Beauvais “De eruditione filiorum nobilium”: The education of women. N.Y.— Bem-Fr./M., 1984. В. В. Бибихин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|