РЕКА

РЕКА
Важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижний миры, выступает т. н. космическая (или мировая) Р. Она обычно является и родовой (или шаманской) Р. Иногда её составной частью бывает символически переосмысленная реальная главная Р. данного региона. Примером космической Р. может служить эвенкийская Мумонги хокто бира («водяная дорога-река»). В её верховьях (в верхнем мире), в болотистом месте с обильными пастбищами живут души оленей, а рядом обитают души людей, служащие источником продолжения человеческого рода; вдоль среднего течения Р. (в среднем мире) обитают живые люди и животные, в низовьях помещается мир мёртвых, куда шаман провожает душу умершего. Эвенки отождествляют с космической шаманской Р. и шаманское дерево туру, и шаманский чум с примыкающими к нему с востока молодыми лиственницами и деревянными изображениями духов - дарпэ и с запада ритуальной галереей - онанг: дарпэ символизирует верховья Р. и верхний мир, чум - средний мир, а онанг - Р. мёртвых (онанг поэтому делался из мёртвого леса - валежника). В ряде традиций, характеризующихся дуальной организацией общества, описываются две космические родовые Р., символизирующие каждую из двух фратрий; эти Р. текут параллельно (иногда с неба) и впадают в общее море. Эвенкийские, орочские и т. п. изображения такой космической Р. или двух Р. показывают, как всё, что есть в трёх мирах, располагается по течению космической Р. и её земного воплощения - реальной Р. У енисейских кетов осью вселенной является Енисей. В верховьях Енисея (тёплый верх, небо) находится добрая Томэм, оттуда прилетают птицы и приходит весна, в низовьях Енисея (холодный низ, преисподняя) находится злая Хоседэм (в царстве на острове в устье Енисея собираются мёртвые души).
Другим вариантом образа космической Р., вероятно, является находящееся в центре вселенной большое море или озеро, из которого вытекают главные Р. (иногда они текут из центра, отмеченного древом мировым) или одна Р. В калмыкской космологии из середины озера Марво растёт древо жизни Замбу; из него в направлении сторон света текут четыре большие Р., которые, сделав по семь меандров, возвращаются в озеро. Озеро центра находится на высокой горе, и Р. свергаются вниз по скалам, имеющим облики голов слона, быка, лошади, льва. Таким образом, широко распространённая в разных традициях идея четырёх стражей стран света в данном случае соединяется с образом четырёх Р., которые не только задают структуру пространства, но и выступают как элементы мифопоэтической классификации (характерно также, что Р. несут в своих водах элементы, из которых состоят скалы: золотой песок, серебряный, красный и голубой). Четыре Р., указывающие стороны света, известны в библейских легендах (ср. Быт. 2, 10-14). На мусульманских персидских миниатюрах иногда изображается четыре потока воды, растекающихся по четырём направлениям из-под райского дерева туба, на котором сидит птица Хома; вокруг находятся Мухаммад и его сподвижники. Упомянуты четыре реки и в «Младшей Эдде» - Кермт, Эрмт и две Керлауг, которые Тор переходит вброд, когда асы у ясеня Иггдрасиля вершат свой суд. В «Речах Гримнира» описывается, как олень Эйктюрнир поедает листья мирового дерева и из падающей с рогов в Хвергельмир влаги образуются многочисленные Р., одна из которых находится у жилища богов, другие - в земле людей, но устремлены в хель. В «Прорицании вёльвы» (19-20) сообщается об источнике Урд, омывающем Иггдрасиль и ставшем местом, откуда произошли три девы - Урд, Верданди и Скульд.
Ещё одно отражение образа Р. как космических вод можно видеть в мифопоэтических представлениях о происхождении Р. из первозданного океана мирового: его вездесущность объясняет помещение Р. по краям земли, на небе, в преисподней. В греческой мифологии Океан - величайшая река в мире (Нот. II. XIV 245-246), окружающая землю и море, дающая приют небесным светилам и начало всем водам, в т. ч. и Р. (XXI 195- 197 и др.). Грекам было знакомо и представление о Р., падающей с неба. В Древнем Египте считалось, что Нил является порождением Нуна, открывающего Нилу два истока. Согласно Геродоту, Нил выходит наружу между скалами Крофи и Мофи и течёт и на север, в Египет, и на юг, в Эфиопию (Herodot. 2, 28). Космичность Нила, его подземный и небесный характер подчёркиваются во многих текстах. В гимне богу Атону (14 в. до н. э.) говорится: «Ты создал Нил в преисподней и вывел его на землю по желанию своему, чтобы продлить жизнь людей... Ты даровал небесам их Нил, чтобы падал он наземь... Нил на небе для чужестранцев и для диких животных о четырёх ногах, а Нил, выходящий из преисподней, - для земли возлюбленной...». Нил был тем мифологическим и ритуальным объектом, который соединил многие локальные варианты мифологических представлений и ритуальной практики. В «Текстах пирамид» об Осирисе говорится как о «новой воде», при этом имеется в виду разлив Нила (поздняя традиция склонна соотносить разливы Нила именно с мифом об Осирисе). Вместе с тем Павсаний в своём «Описании Эллады» (X 32, 18) связывает разливы Нила со слезами Исиды, которая ежегодно оплакивает Осириса; Гелиодор в «Эфиопике» называет величайшими праздники египтян, посвящённые Нилу. Плутарх («О реках», 16) сообщает о фараоне, который принёс в жертву Нилу собственную дочь. Овидий, Диодор, Ювенал и некоторые другие античные авторы нередко говорят о человеческих жертвах Нилу, однако собственно египетские источники не содержат подобных сведений. Вместе с тем образ «подземного Нила» был тесно связан со смертью, с душами умерших и судом над ними в загробном мире (опять-таки важна его ассоциация с Осирисом - верховным судьёй мёртвых). Аналогичную роль играют Р. нижнего мира во многих других традициях. Примерами могут служить чёрная Р. смерти подземного царства Туони в «Калевале» (в неё, в частности, бросают разрубленного на части Лемминкяйнена) или подробная гидрография греческого аида - Р. забвения Лета; Р., окружающая подземное царство; Стикс; Кокит; Пирифлегетон; Ахеронт. С этими Р. связан мотив переправы душ мёртвых, в которой участвуют Гермес Психопомп и Харон. И в этом случае топографические объекты нижнего мира обнаруживают связь с посмертным судом. В некоторых традициях сама Р. выступает как божество, символизирующее высший суд (ср. Р.-Судию у хеттов или ханаанеян, обычай испытания водой - как одной из форм ордалии - «божьего суда»; так же объясняется и обычай клятвы при воде).
Следы космической, мироустрояющей роли Р. отражаются и в создании особого пласта имён - сакральной гидронимии, предполагающей, с одной стороны, сакрализацию реально существующих Р., и, с другой стороны, соотнесение этих реальных Р. с их небесным мифологическим прообразом - космической Р. Все крупные Р. каждого ареала: Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Ганг, Инд, Тигр, Евфрат, Волга, Днепр, Обь, Амур, Конго, Замбези, Миссисипи, Амазонка и т. п. - могут быть сакрализованными или, во всяком случае, входящими в мифологические мотивы. В «Ригведе» прославляется Синдху (Инд) как Р., текущая впереди всех струящихся вод и превосходящая их по силе; Синдху богата конями, колесницами, одеждами, золотом, шерстью. Восхваляются и притоки Синдху, и другие крупные реки Индии - Ганга, Ямуна, Сарасвати, Парушни, Шутудри и др. Главной рекой ведийской сакрализованной географии является Сарасвати. Сарасвати хорошо известна в персонифицированном виде: она не только богиня Р., но и нередко отождествляется с Вач, персонифицированной Речью. Связь Р. с речью принадлежит к числу архетипических образов. В основе идентификации не только акустический эффект шумно текущей воды, но и образ самого потока Р. и речи, последовательного перетекания - развития, от начала до конца, до состояния смысловой на-полненности. Образ Сарасвати оказался настолько влиятельным и индуцирующим новые элементы содержания, что к нему было создано мужское соответствие - Сарасват, которое подчёркивало мужской аспект плодоносной силы Р. (как и речи). В «Ригведе» Р. не раз называются божественными (IV 55, 3; V 46, 6; 49, 4) и бессмертными (I 62, 10). Часто обыгрывается сакральная речная нумерология - 3, 7, 3Х7, 99; есть упоминание и о четырёх сладкотекущих Р. (I 62, 6). Р. - супруги быка-Индры (V 42, 12), они сестры Варуны (VIII 41, 2), и он живёт в них. Один из наиболее известных «речных» мифов - рассказ о сошествии на землю Ганга, дошедший до нас в разных версиях древнеиндийского эпоса (Мбх. III, Рам. I) и в ряде памятников изобразительного искусства (ср. рельефное изображение мифа в храме Махабалипурам, Мадрас). Царь Бхагиратха умолил прекрасную деву Гангу (образ небесной Р., не смешивавшейся с земными Р.) смыть её священными водами грехи предков. Её воды низринулись с вершины снежной горы на землю, заполнили пересохший океан, проникли в подземное царство, коснулись праха предков Бхагиратхи, которые получили очищение и обрели небесное блаженство. С тех пор Ганга течёт по земле и впадает в океан. С Гангой связаны такие важные мотивы, как проглатывание Ганги мудрецом Джахну, пребывание в Ганге семени Шивы и омовение сестёр Криттик в мифе о рождении Сканды и др.
В китайской традиции рассказывается о небесном духе Цзюй-лин, который происходил из верховьев реки Фэныпуй и некогда был духом Р. Он не только расколол и раздвинул гору Хуашань, которая мешала течь Хуанхэ, и открыл Р. прямой путь к морю, но и выступил (в даосской традиции начала нашей эры) как космический первотворец, отделивший небо от земли. В водах Хуанхэ Юй увидел речного духа, давшего ему карту рек, благодаря которой Юй догадался, как нужно бороться с потопом. Важную роль в мифе творения сыграл хеттский бог Р.: после того как небо и земля были разделены, он «взял себе очищение, жизнь потомства и силу плодородия». Известный хеттский ритуал Туннави иначе называется обрядом Р.: «Когда Старая женщина (жрица) приходит на берег реки, она отламывает тонкий кусок хлеба для божества берега реки, и она кладёт его на берег реки, и она разбрасывает муку и куски пирога на берег, и льёт на берег вино, и говорит: божество берега реки! Смотри! Я пришла к тебе. И ты, божество реки, с берегов которой взята эта глина, возьми её в свою руку, и очисти этого человека глиной; очисти все двенадцать частей его тела». При обряде очищения бога и человека от заклятия перед храмом вырывают водоём, соединяют его каналом с Р., делают образы клятв и проклятий из серебра и золота, кладут их в лодку и выпускают её по каналу в Р. Старая женщина произносит заговор: «Как лодку река унесла..., так точно река унесёт всех тех, кто виновен в заклятиях... Пусть злые слова уплывут в далёкие страны, за море! Вспять не обратится река, обратно пусть не приплывут заклятия и злые слова!».
Существенна роль Р. в библейской и христианской мифологиях. В награду людям Р. прокладываются в пустыне, открываются в горах, иссекаются из скалы; в наказание же Р. иссушаются, превращаются в пустыню, в смолу, в кровь, наполняются гадами. Одна из казней египетских состояла в том, что господь (руками Аарона} ударил жезлом по воде, и она превратилась в кровь (Исх. 7, 17- 21). Фараону снится сон о семи тучных и семи тощих коровах, выходящих из Р. (Быт. 41, 1-3); на берегу Р. фараонова дочь находит корзину с младенцем Моисеем (Исх. 2, 5-6) и т. д. В новозаветной традиции в Р. Иордане происходит крещение водой; один из эпитетов Иисуса Христа - «Река жизни».
В Древней Греции (как на Балканах, так и в Малой Азии) очень многие Р. были включены в сакральную топографию. На их берегах разворачивается действие многих мифов, они населены наядами. Некоторые мифы разыгрываются именно в «речном» коде; ср. миф об Алфее и Аретусе, сходный мотив в «Фьезоланских нимфах» Боккаччо, где любовное соединение героев продолжается посмертно, когда они превращаются в два сливающихся ручья - Африко и Мензола. Греки мифологизировали и свои Р. [Пермес (ср. пермесские девы - музы}, источник Иппокрена, Алфей, Пеней, Меандр, Скамандр] и чужие (Стримон, Гебр, Падус, Роданус, Фасис и др.), а часто создавали полностью мифические, как гиперборейский Эридан, с которым связана гибель Фаэтона, Особое место в греческой мифологии занимает Нил, сын Океана и Тефиды, у которых родились три тысячи сыновей - речных божеств.
Один из вариантов т. н. основного мифа актуализирует роль Р. Поединок между громовержцем и его противником в значительной степени объясняется тем, что последний запрудил воды Р., чем вызвал угрозу плодородию и жизни. Само имя древнеиндийского чудовища Вритры означает «затор», «запруда», «преграда». Индра «убил дракона, он просверлил отверстия для рек, он рассек чресла гор», и теперь «как мычащие коровы, спеша, прямо к морю сбегают воды» (РВ I 32, 1-2). Имя матери Вритры Дану означает поток, воду; этот же корень используется в названиях ряда мифологизированных Р. иранского происхождения - Дон, Днепр, Дунай и т. п. Сходные мотивы поражения чудовища, удерживающего воды, и его матери - Р. известны во многих традициях (ср. южноамериканские мифы о змее - удерживателе вод, при том, что змей связан с огнём, ср. Змей Огненный Волк), но бывает, что главная функция змея - охранять Р. (кстати, иногда змея превращается в Р., чем и объясняется извилистость её течения). Многочисленны предания и легенды, относящиеся к Днепру (этимология названия этой Р. восходит к иран. dânu, «река», «вода», и индоевроп. *iebhr- с идеей соития, плодородия). В них сочетается, по крайней мере, два слоя: миф о небесном происхождении Днепра и его порогов и одна из версий основного мифа, согласно которой божий коваль гнал запряжённого в плуг змея вплоть до Чёрного моря [отсюда - т. н. Змиевы валы (сам корень слова «вал» неотделим от имени противника громовержца - Волос/Велес, др.-инд. Вала, Вритра и т. п.)], не давая ему напиться воды из Днепра: разрешение на это было дано змею лишь по достижении Чёрного моря. Реконструируется и мотив происхождения днепровских порогов в местах остановки змея. Сходные мотивы отмечены в гуронском дуальном мифе об Иоскехе и Таеискароне. Спасаясь от погони, Тавискарон создавал на Р. пороги и быстрины; капли его крови, падая на землю, превращались в кремень (ср. близкое объяснение Р. Дунай как потока крови одноимённого богатыря в русских былинах). Существует огромный фольклорный материал, мотивирующий происхождение Р. Образ Р. играет значительную роль в сказочных мотивах (ср. в русских сказках такие мотивы, как Р.-оборотень, огненная Р., за которой живёт змей, Р. и баба-яга, молочная Р. с кисельными берегами, Р. из пива, мёда, вина и водки и т. п., ср. также важный мотив купания героя или девиц царевен и т. п. в Р. или озере). У американских индейцев многочисленны сказки о духах Р. (нередко в противопоставлении к духам гор), о Р. и соответствующем животном (ср. сказку «Бобр и река Гранд-Ронд»), о падении моста богов в Р. и т. п., этиологические сказки о происхождении Р. и о том, почему они текут в одну сторону, почему они меняют направление (здесь особая роль отводится Койоту). Роль Р. как места совершения ритуалов в значительной степени объясняется пограничной функцией Р.: она рубеж между этим и тем, нижним миром, между своим пространством и чужим.
Символические значения Р. - препятствие, опасность, потоп, наводнение; ужас, вход в подземное царство; речь, сила прорицания (в древней Англии Р., в частности, почитались и за их пророческие свойства). Мотив вступления в Р. означает начало важного дела, подвиг; переправа через Р. - завершение подвига, обретение нового статуса, новой жизни (ср., в частности, буддийскую символику). В христианской символике с образом Р. связаны святые Христофор и Евстахий.
Лит.: Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865- 1869; Пропп В. Я., Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; его же, Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959;
Соколова В. К., Типы восточнославянских топонимических преданий, в кн.: Славянский фольклор, М., 1972; Иванов В. В., Топоров В. Н., Исследования в области славянских древностей, М., 1974; их же. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян, в сб.: Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев, М., 1976;
Коростовцев М. А., Религия Древнего Египта, М., 1976; Ганаланян А. Т., Армянские предания, Ер., 1979; Harva U., Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker, Hels., 1938; Bonneau D., La crue du Nil, P., 1964; Belt Н. von, Symbolik des Märchens, Bd 1-3, Bern, 1952-58; Haavio М., Suomalainen mytologia, Porvoo-Hels., 1967; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt. 2, N. Y., 1962, p. 1341-42.
В. Н. Топоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Синонимы: аа, ааре, аба, абакан, абан, аввакумовка, ага, аган, агапа, агитка, агрыз, агул, адзьва, адыча, азанка, аим, ай, айва, айдар, айтонйоки, айюва, аконкагуа, аксай, аксакай, акча, акша, алазея, алай, алатырь, алгама, алгашка, алдан, алей, аллах-юнь, алле, алсма, алука, алферовка, алчан, альза, амазонка, амалат, амба, амга, амгунь, амгуэма, аму-дарья, амур, анабар, анадырь, анап, ангара, андарма, андоба, андома, аниш, антипинский исток, ануй, анюй, апшуяхта, аракс, аратка, арбас, арги, аргун, аргунь, аргут, арда, ардон, арзинка, арканзас, арму, арно, арсеньевка, архара, арчеда, арька, арья, аря, асса, астра, атабаска, ахерон, ахеронт, аша, ашкадар, ашлык, ашуя, ая, аякли, аят, бабка, баган, бадяриха, байгора, баксан, баланда, балахлей, балта, барабашевка, баргузин, барда, барнаулка, барыш, басандайка, басков дол, батомга, бахта, бачелаза, бегуновка, бездна, безменец, бейсуг, бейсужек левый, белавка, белая, белая холуница, белбаж, белый лух, бель-су, беляковка, беляна, березайка, березина, березняк, березовка, берека, беседь, бесюке, бзыбь, бикин, биобио, бира, бирюса, битца, битюг, бия, боганида, богучар, бойня, боковая, болва, болжбино, большая балахня, большая визинга, большая дубенка, большая ижорка, большая исня, большая какша, большая коша, большая кулянка, большая кутра, большая куча, большая лоптюга, большая маза, большая нера, большая пудица, большая тира, большая уссурка, большая хващевка, большая эрча, большой анюй, большой гашун, большой ик, большой иргиз, большой кизил, большой кинель, большой кочмес, большой кумак, большой кушум, большой ломовис, большой мендерес, большой мормаз, большой пит, большой уран, большой утрус, большой черемшан, большой юган, боровичка, боровка, бортная, брахмапутра, буб, бузан, бузулук, буй, була, булун, буотама, бур, бурея, буртас, бурунда, бусловка, бухтарма, буюнда, бык, былыгычан, бысса, быстрая, быстрая сосна, быстрица, бытантай, бычиха, бёрёлёх, вааге, вага, вагай, вагиль, вад, вадок, ваенга, вазуза, вал, вала, валгма, валдайка, валек, валуй, вама, варзуга, варта, васюган, ватома, ватьма, вах, вахерйоки, вахтан, вахтана, вахш, вашка, вая, вегарусйоки, ведомка, вежак, вежать, везлома, вейка, велеса, велетьма, великая, вель, вельмо, вельяканйоки, верея, верхняя ангара, весляна, ветлуга, виви, вига, видлица, вижас, виктория, вилга, вилия, вилюй, виля, виндрей, виннипег, висла, вита, витим, витсаоя, вихра, виша, вишера, вишка, вишня, вобля, водла, водная артерия, водная дорога, водная магистраль, вожега, воинка, войтоловка, вокшерка, вол, волга, волготня, волманга, волнушка, вологда, волотова, волошка, волхов, волчина, волчья, воль, вондель, вонячка, вопь, воркута, ворон, ворона, воронеж, воронка, воронья, ворсила, ворскла, воря, восточная хандыга, вотка, вохма, вохна, вощиха, воя, вруда, вторая речка, вуокса, вывенка, вывож, вымь, высунь, вытебеть, вытегра, вычегда, выша, вышковка, выя, вьюн, вьюна, вьюница, вяземка, вязь, вязьма, вятка, вёкса, газимур, гайва, гакугса, галка, гамбия, ганг, гижига, гилюй, гипанис, гладышевка, глухая, гнилуша, годавари, голодаевка, голубая артерия, голубая дорога, голубая магистраль, голубая трасса, голубой нил, гонам, горда, горынь, горькая речка, гремячий, гремячка, громушка, грязаловка, грязева, губерля, гудзон, гумбейка, гусь, гушкалка, гыным, гюльгерычай, гюнц, да, дальняя, дарлинг, дарья, дарьял, даугава, двина, девица, дедова, делавэр, делинне, демьянка, деп, дербина, деревянка, держа, дериножка, деркул, десна, джамна, джарджан, джигитовка, джида, джогджа, джурак-сал, ди, дикая, днепр, днестр, дон, донец, донховка, дрезна, дрисса, дубешня, дубна, дубровка, дубчес, дудыпта, дунай, дунка, дянышка, дёма, евфрат, егоров ключ, егошиха, ежать, езженица, ейка, елань, елбань, елица, елнать, елогуй, елтырева, ельтма, емец, емьева, енисей, ермиш, еруслан, ея, жабня, жарлы, желвата, железница, желтуха, жиздра, жиломостка, жошуй, жужла, жуковка, жукола, журавлевка, журуа, жутаи, жуя, заборовка, завитая, заир, зай, замбези, западная двина, западный буг, зароченка, засик, заячий пузырь, звениха, звероножка, зева, зеравшан, зея, зилим, зима, зименка, зингейка, зуевка, зуша, зырянка, иванишка, ивановка, ивица, иенин, иж, ижма, ижора, извилинка, изер, иййоки, ик, икса, илга, илек, илекса, илеть, илешма, или, илим, илимдиг, илимпея, иллинойс, иловка, иловля, илыч, ильма, ильменйоки, ильмис, илья, ильяк, имгышь, имза, инбожка, инга, ингода, инд, индига, индигирка, инема, инза, инзер, инишка, инн, инопаш, иноч, инсар, инта, иньва, инюха, иня, иоканга, иордан, ипуть, иравади, ирбит, ирва, иргень, иргиз, ирень, иресть, иреть, иркинеева, иркут, ирмес, ирса, ирсеть, ирста, иртек, иртыш, иружа, исеть, иска, искона, искра, исток, истра, истья, ита, итиль, итомля, ить, ича, ичежа, иша, ишим, ишлей, ишня, ия, йеллоустон, йоканьга, каартайоки, кабак, кабул, кабули, кава, кавалерка, кавожа, кагальник, кадада, кадкуновка, казанка, казачка, казым, казыр, каква, калакан, калар, калининка, калитва, кальджир, кама, камелик, каменка, камчатка, камышевка, кан, канзас, кантегир, канчалан, капша, карабашка, каренга, карла, касмарка, каспля, катанга, катера, катунь, катэн, каука, кафэн, кашинка, кашкендур, кашма, кегали, кедон, кеза, келка, келноть, кема, кемь, кена, кепа, керенка, керженец, керша, кесьма, кеть, кешка, киевка, киевский еган, киекуанйоки, кизир, кильмезь, кимерка, кинделя, кинешемка, киргизка, киренга, киржень, кирккойоки, киря, кисловка, кисма, кистега, кисть, китенйоки, китмар, китой, кичьменьга, кишма, кия, клевень, клюкинка, клязьма, клятная, ко, кобожа, кобра, кобылка, кова, ковакса, ковач, коваши, ковда, ковжа, когаша, когель, кодина, кожа, кожва, кожым, койка, кокаиновые горы, кокколанйоки, кокса, кокша, кокшеньга, кола, колва, колдома, коливец, коликъеган, колласйоки, колобиха, колода, колокша, коломенка, колорадо, колоч, колпакова, колумбе, колумбия, колыма, конго, конда, кондома, кондоша, кондра, кондурча, коннектикут, корба, коркодон, корожечна, коротаиха, коса, косес, косма, кострома, кось, косью, котловка, которосль, котуй, котуйкан, коцит, коча, кочевник, кочечум, кошлаушка, красивая меча, красная, красница, крепенькая, крестьянка, кринка, кришна, крутик, крынка, кубань, кубена, кубня, куга, кугай, кугоея, куда, кудь, кудьма, кузома, кузрека, кузюг, куйдусун, куйкканйоки, кулой, култаевка, кулынигол, кума, кумак, кумашка, кумбаса, кумса, кунаш, кунашка, кундала, кундрючья, кунья, куолума, кур, кура, курах, курдома, курдомка, курейка, курка, куртлак, курчум, куса, кусца, кутижма, кутулук, кухтуй, кучка, кушалка, кшень, кызылсу, кёнга, ла-плата, лаба, лава, ладога, лайма, лама, ламна, ланцуг, лапка, лапшанга, ларьеган, ласа, ласковка, лахость, лая, лебедь, левангур, левая мама, ледь, лежа, лекма, лемва, леметь, лемишка, лемна, лемь-ю, лемью, лена, ленивая, лерма, лесной воронеж, лета, летка, летовка, лефу, лехта, лжа, лиард, лига, лижма, лимпопо, линда, линде, липка, липовцы, лисица, лоб, лоба, лобань, лобва, ловать, логовеж, лоза, лозьва, лоймина, лоймож, локчим, локша, ломами, ломов, ломовка, лопасня, лопухинка, лососинка, луара, лубья, лубянка, луга, лугань, луданга, лудяна, лужа, луженьга, луза, лука, лумбас, лумпун, лунка, лусянка, луть, лух, лыжа, лыка, лып, лысая балда, люнда, ляля, лямин, ляохэ, магдалена, маглуша, мадейра, мазиха, маймакан, маймеча, майн, майна, макензи, маккензи, малая дубенка, малая истра, малая итомля, малая какша, малая коша, малая кутра, малая покша, малая пудица, малая решемка, малая самарода, малая северная двина, малая шилекша, малая шилокша, малая якшенка, малиновка, малка, малкачан, малодельня, малый анюй, малый иргиз, малый кинель, малый кушум, малый мормаз, малый узень, малый уран, мальцевка, мама, мамакан, маморе, мана, манома, мантуровка, маныч, маревка, марица, марна, марха, матай, матуговка, машозерка, мая, мга, меандр, мега, мегрега, мегри, медведица, медведка, медведовка, межа, меза, мезенская пижма, мезень, меконг, мелеча, мельгуновка, менам-чао-прая, менза, менкере, мера, мерчисон, мессояха, мета, мзымта, мианг, миасс, мига, мийналанйоки, милорадовка, милява, мимошня, миня, миссисипи, миссури, митька, миус, могза, могоча, модан, мозель, мойеро, мокрая буйвола, мокрая чеварда, мокрый еланчик, мокрый карай, мокша, мокшура, молога, молодильня, молодо, молокша, молома, мома, морава, морана, море-ю, морква, моркока, мормаз, москва, мостовая, моторчуна, мотра, моховая, моча, моша, мошна, мрас-су, мста, музга, мулянка, муна, мура, муравей, муравейка, муравлевка, мурат, муя, мыла, мытец, мюррей, мяря, мясновая, мятевка, навля, наврас, нагольная, надым, названка, назия, накринка, намана, наньга, нара, нарва, нарзимка, нарица, наровож, нарым, нарын, натал, наумовка, нахавня, нацма, нашига, нева, невольничья, неглинная, недуга, нейва, нелидовка, нельсон, неля, неляди, нем, неман, немина, неня, непа, нерехта, нерль, нерусса, неручь, нестяй, нея, ниагара, нива, нившера, нигер, нидым, нижняя старица, нижняя тунгуска, никс, нил, нилгысы, нимингде, ница, новаженка, новзема, ноля, нора, норвакэнот вээм, носка, ночной вол, нугрь, нугуш, нужна, нуотара, нуса, нуча, нуя, нылга, нытва, нюньга, нюролька, нюя, няльма, няпма, нёмда, обва, обнора, обша, обь, огайо, одарка, одра, ожогина, озерки, озерная, озерочная, ока, окатовка, оккервиль, оклан, олекма, оленек, олова, олой, олойчан, олонка, олым, ольга, ольховка, олёкма, ома, омня, омолой, омолон, омь, онега, онон, опала, оранжевая, оредеж, ореховка, ориноко, орлик, орлинка, орловка, орхон, орча, орша, орь, осень, осередь, осиновка, оскол, остер, остречина, осуга, осьма, осётр, отломка, отрок, оттава, охота, охта, охтома, оша, оя, оять, павлиновка, павловка, паж, пажа, пайдугина, пакаша, палец, пална, паляваам, панзелка, пара, парабель, парагвай, параиба, парайба, парана, параназальный, парат, параулозень, парбиг, парень, парнайба, партизанская, паршевка, пары, патерга, пахача, пахма, пахнутиха, пахра, паша, педня, пекса, пекшать, пеледуй, пелым, пенжина, пенсанйоки, первая речка, перголя, перевальная, перенга, перифлегетон, перша, песковатка, песочня, песчаная, песь, пет, петух, пехорка, печегда, печка, печора, печуга, печухня, пеша, пивоварка, пижма, пизь, пизьма, пиклия, пильва, пилькомайо, пим, пинега, пинтрохоть, пионерка, пис-ривер, пиштань, плава, плюсса, по, поведь, пода, подкаменная тунгуска, подкумок, подорожная, подыкса, пожня, пой, пойка, пойма, поколяйка, покша, пола, полдневой вол, полевая, полисть, половчановка, полометь, поломка, полоновка, польный воронеж, понеретка, поной, поноша, попигай, поржма, поронай, порос, порусья, поршта, постная, поток, потомак, потудань, пошма, пра, правая мама, преголя, припять, приток, проня, прорва, протва, протока, прут, пряжка, псел, пугай, пугайчик, пужава, пукстерь, пукша, пулохма, пур, пура, пурус, пустая, путумайо, пчевжа, пыдрейка, пыж, пысса, пышма, пьяна, пьянка, пякупур, пяльма, пяндж, пярну, пясина, раба, равань, рагнукса, разварня, раздериха, раздольная, ракитня, ранова, рассомаха, рассоха, раужа, рахма, рачайна, рачка, ревда, ревна, ред-ривер, редья, реж, рейн, рейчваж, река святого лаврентия, репруа, ресса, рессета, реут, реченька, речка, речонка, речушка, решемка, ржавка, ривица, рио-гранде, рио-колорадо, риу-негру, рога, рогожка, родиловка, рожайка, рождественка, ройка, рокша, рона, росомаха, рось, рощинка, рпень, рубас, рубикон, рудная, рудня, ружа, руза, руна, рур, рутка, ручей ледь, рыхотка, рюмжа, саар, саба, саблинка, сабун, савайнйоки, савала, саванна, сагыз, садуин, сакмара, сакраменто, сал, салакса, салда, салий, салка, салмыш, салуин, саля, самара, самарга, самарода, саминка, самур, самуська, сан-франциску, санахта, сангилька, санда, санкуру, санохта, санта-крус, сара, сарагожа, сарбай, сариярвянйоки, саркайоки, сарма, сарматская, сарс, сартанг, сарыкокша, саскачеван, саскуэханна, сатис, сатка, свапа, свеча, свидь, свинка, свирь, свияга, святица, святого лаврения, святого лаврентия река, святрека, сдериножка, себла, сев, северка, северная, северная двина, северная кельтма, северная мылва, северный козленец, северный уй, северский донец, сегжа, седедема, сежа, сейм, селекша, селемджа, селенга, селижаровка, сельчиха, селянка, семча, семьянка, сена, сенегал, сент-джон, сеплас, сергеевка, серебрянка, сережа, серет, серьга, сестра, сетунь, сива, сивинь, силигир, сим, синара, синеборка, синегорка, синтуха, синьга, синюха, синяя, сисим, систа, ситница, сить, сицзян, сишка, сиязьма, славутич, случь, смуряк, снейк, снов, снопоть, соанйоки, соболох-маян, сога, согожа, сож, созь, сойва, сойма, сок, соленая, соловьевка, солодомня, солоница, солянка, сомба, соминка, сомма, сон, сона, сонохта, соньга, сорочья балка, соскуанйоки, сосна, соснова, сосновка, сосыка, сосьва, сотимка, соть, спассовка, средний егорлык, станко, старка, старчанка, стафиевский, стежера, степаниха, стикс, столовая, сторожка, стоянка, стрелка, стрый, стырша, стырь, сугой, суда, суджа, судница, судогда, судость, суккозерка, суклай, сула, сулак, сулла-чубутла, сума, сумка, сун, суна, сунгари, сунгача, сундоба, сундовик, сунжа, суойоки, сура, сургут, сусквеганна, сутам, сутень, сутка, сутяга, суундук, сухая балка, сухая водла, сухода, суходол, сухона, сухумка, сучок, сущевка, сходня, съежа, сыда, сылва, сым, сын, сыр-дарья, сырая каменка, сырдарья, сырой изряк, сысола, сюзюм, сюнгюде, сюнь, сяпся, сясь, тавда, тагил, таз, таймура, тал, талица, талка, таловка, тамбалиха, танаис, таналык, танама, танана, таныл, танюрер, тапажос, тапти, тара, тарасйоки, тарея, тарим, тарка, тартас, таруса, тасеева, таста, татарка, татьяна, тахо, тверца, темза, темная, темник, темпа, теннесси, теплуха, терек, терешка, терса, терсь, тетерев, теча, теша, тибр, тигиль, тигма, тигода, тигр, тигровая, тилица, тим, тимптон, тимшор, тирас, тиржа, тиса, тисса, тихая сосна, тихвинка, тишнин, тобол, тобыш, тогузак, тоймина, ток, токай, токантинс, токарка, токко, толучеевка, толшма, томна, томпо, томузловка, томь, тонлесап, торгун, тором, торопа, торосозерка, тосна, тохмайоки, тоша, тошма, травяна, тромъеган, тропка, троца, туба, тугояковка, тугур, тугус, тугуттур, тудовка, туй, тукалан, тукса, тулажка, тулва, тулема, тулокса, тулома, туманная, туманская, тумара, тумнин, тунгуска, туниха, туношонка, тура, туранка, тургай, туртас, турухан, турья, тускарь, тутончана, тутуяс, туханька, тухлянка, тушама, тылхой, тым, тымь, тында, тыркан, тырма, тыры, тычаны, тьете, тьма, тьмака, тэтэрэ, тюзьма, тюй, тюкян, тюма, тюнг, тюньга, тёбза, тёша, уальяга, уба, убанги, убыть, ува, увелька, уверь, уводь, угра, угрюмка, уда, уджа, удина, уж, ужгур, ужовка, ужокин, уза, узола, уй, уймень, укаяли, уксунйоки, уланка, улла, уловка, улучай, улуюл, ульба, ульбея, улькан, ульма, улья, улюсть, умайка, умба, унга, унгра, ундюлюнг, унев, унжа, уница, ункор, унья, упа, ур, ура, урак, урал, урга, урдома, уржумка, урик, урица, уркон, урманйоки, урми, урна, уролка, урочь, урсул, уругвай, урумчи, уруп, уршак, урынга, урюм, ус, уса, усмань, усожа, уссури, уста, устея, устье, устья, утка, уткашь, утроя, утугай, утулик, уть, уфа, уфтюга, ухра, ухта, ухтома, ухтыш, учами, учур, ушайка, ушна, ущерка, уян, уяндина, фаленка, федоровка, фиагдон, фиумара, фицрой, флай, флегетон, флиндерс, фомич, фонтанка, фрейзер, фудзи, хава, хайпудыра, халкан, халхин-гол, хамбер, ханда, хандыга, хання, хантайка, ханшуй, ханьшуй, хара, хара-мурин, харенец, хари, харьков, хатанга, хахряк, хейняйоки, хета, хмара, хмелевка, холова, холопка, холохольня, хонгха, хопер, хор, хорол, хоруонка, хоска, хотан, хотча, хохол, храма, хрома, хуанхэ, хупта, царица, цедень, церква, цзялинцзян, цивиль, цильма, цимла, ципа, цна, чаган, чагода, чагодоща, чагра, чадобец, чадра, чай, чална, чапаевка, чар, чара, чардым, чарыш, чая, чеба, чебаркуль, чегем, чека, челасин, челновая, чемодановка, чепца, чергатка, черемошня, черемуха, черенай, череха, черкуша, чермасан, черная, черная калитва, черная маза, черная речка, чернижка, черничка, черновка, черноголовка, чернуха, чернушка, черный, черный лух, чертала, чертовик, черчилл, честка, четь, чечера, чжуцзян, чибагалах, чижалка, чикой, чинаб, чиндуин, чир, чирка-кемь, чирчик, чичкаюл, чна, чона, чондон, чу, чуга, чугор, чугунка, чузик, чуи, чулковка, чулым, чумыш, чуна, чуня, чусовая, чуча, чуя, чёрная холуница, чёчёлюгюн, шава, шавка, шада, шадерка, шайтанка, шаква, шакша, шалдежка, шалица, шалма, шаня, шапкина, шапша, шара, шаранга, шарженга, шари, шат, шатт-эль-араб, шаха, шача, шевли, шегарка, шексна, шелонь, шемлей, шептун, шерша, шешуле, шея, шижма, шилекша, шиликша, шилка, шилокша, шиминер, шингу, ширмакша, шиха, шиш, шкотовка, шмиль, шнара, шокша, шомба, шомохта, шопша, шоса, шостка, шохна, шоша, шошма, шпре, шу, шуда, шукшова, шула, шумлевая, шумна, шунгут, шуравка, шуршма, шутинка, шушь, шуя, щетка, щиголость, щугер, щугор, щучья, ыгыатта, ык, эдома, эльба, эльги, эмайыги, энмываам, эняйоки, эр, юг, юга, юдома, южный буг, южный козленец, юкон, юла, юма, юнга, юндокса, юргамыш, юрибей, юровка, юронга, юрумкувеем, юрьевка, юрюзань, юхоть, юшут, явонь, ягорба, ягыльяк, языковка, язьва, яик, яйва, яковка, ялунцзян, яма, ямница, яна, янисйоки, янцзы, япокша, ярань, яренга, яри, яркова, ясиновка, яуза, яхра, яхрома, яхта, ячменка, яя, ёрса
Просмотров: 1899
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АВТОНОМНАЯ (или малая) РЕЧЬ
  • Аякс Большой
  • бог как источник и гарант познания
  • Большая Пятерка
  • большая пятерка
  • БОЛЬШАЯ СИСТЕМА
  • большая фурия
  • Большой Палец
  • Гендер как культурный символ
  • группа большая
  • Животные как модели (animal models)
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КРУГ БОЛЬШОЙ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Мозг большой
  • осла большой нож
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • представление как репрезентация
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РОБЕРТ БОЛЬШАЯ ГОЛОВА
  • СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ
  • Социальная группа большая
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Хорея большая



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь