Ахмеева Наталия Анатольевна. Речевое развитие с использованием мнемотехники

Речевое развитие с использованием мнемотехники

Ахмеева Наталия Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №202 г.Чебоксары»

Современное поколение читает мало книг, что вызывает замкнутость, неумение общаться, вырабатываются слабые навыки пересказывания текстов и чтения стихов. В данных условиях становится актуальным развитие личного общения, коммуникативных навыков, умение рассказывать и сочинять тексты.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод облегчает овладение детьми связной речью, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы и сказки четкими, связными и последовательными.

 

Скачать конспект

Целью использования мнемотехники является развитие памяти и связной речи у детей дошкольного возраста. Доподлинно известно, что способ общения с мозгом — это воображение. И, прежде всего, зрительные и тактильные образы. Если обращаться к мозгу на его алгоритме, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить» или «воспроизвести». Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Приемы мнемотехники осваиваются обучающимися постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию. На начальном этапе педагог предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы, например:

Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

«Велико ли перо, а большие книги пишет»

После перекодирования пересказываем текст с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания. При этом пересказывают сами дети, прибегая к незначительной помощи.

Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно, используя приём наложения.

Мнемотаблицы особенно эффективны и при разучивании стихотворений, пословиц и поговорок, например:

«Что написано пером – не вырубишь топором»

Результатом использования методов мнемотехники является развитие интереса к заучиванию стихов, пословиц, загадок, увеличение словарного запаса, улучшение коммуникативных навыков, у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные сказки. Облегчается запоминание и увеличивает объем памяти, развивается речемыслительная деятельность детей, развивается творческое познание.

Литература:

  • БольшоваТ. В. «Учммся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Спб, 2005
  • Омельченко Л.В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Логопед 2008 №4
  • Ушаков О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» М.просвещения, 1993.
Просмотров: 164
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Екатерина Тарасова. Презентация 'Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)'
  • Наталия Владимировна Стивкина. Аннотация к проекту «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
  • Крючкова Елена Юрьевна. Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
  • Кухарева Ольга Анатольевна. Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
  • Кирута Ирина Робертовна. Семинар – практикум для педагогов «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
  • Савельева Марина Станиславна. Использование мнемотехники для развития связной речи детей с ОНР
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.
  • Круглякова Татьяна Александровна и Травина Ирина Владимировна. Использование приемов мнемотехники в развитии фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.
  • Харитонова Юлия Сергеевна. Опыт работы по формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Гущина Юлия Викторовна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ. «Мы спешим к друзьям на помощь»
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Ситникова Т. Н.. Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Шавлач Светлана Федоровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники и драматизации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна. Перелетные птицы»
  • Криворучко Ольга Николаевна. Педагогическая статья Тема: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками с ОНР»
  • Острикова Наталья Васильевна. Мастер-класс «Развитие связной речи старших дошкольников с помощью дидактических игр и игровых приемов»
  • Борисова Мария Александровна. Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов мнемотехники (приёма мнемокарты).
  • Трушнина Л. В., Туралева Ю.Г., Баронина Ю.А., Мальченко В.А.. Формирование развития речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники. (Методическая разработка)
  • Исаенко Елена Юрьевна. Конспект занятия по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
  • Поликарпова Галина Михайловна. Конспект занятия по развитию речи на основе мнемотехники в подготовительной к школе группе «Видеописьмо из Африки»
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Игнатьева Анна Валерьевна. Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
  • Большакова Елена Анатольевна. План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
  • Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Андреева Елена Владимировна. Педагогическая статья 'Метод моделирования русских народных сказок — эффективное развитие связной речи дошкольника'
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Родионова Ирина Алексеевна, соавтор Ежикова Лариса Ивановна. Применение мнемотехники в коррекционно – образовательной работе с детьми с нарушением речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь