загрузка...
"F71" Умственная отсталость умеренная
Анкета. Психологический климат в трудовом коллективе.
Аутотренинг «Волшебный лес»
Игра-разминка «Австралийский дождь»
Интерпретация факторов – Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
Кандыба Виктор - Криминальный гипноз. В двух томах. Том 1
Ковалев В. Мечты и цели (Азбука дистрибьютора)
Колризер Джордж. Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента.
Коммуникативные упражнения
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.
Литвак Б.М. Как вернуть любимого человека
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Особенности старшего подросткового возраста
Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика
Тест «установление закономерностей»
Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук
Тренинг «Сплочение коллектива»
Упражнение «Мотивация»
Упражнения разминки
Физминутка «Самолеты загудели»
Физминутка «Хома, хома, хомячок»
Юнг Карл Густав. Нераскрытая самость (настоящее и будущее)

Сергеечева Валентина. Азы общения стратегия и тактика

Категория: Библиотека » Популярная психология | автор: admin | 19 августа 2016 | Просмотров: 3758

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Общаться и ходить мы начинаем примерно в одно и то же время. Но если способность ходить зависит напрямую от нашего физического здоровья, то умение общаться — это наука, которую следует кропотливо изучать. Известный петербургский психолог-практик Валентина Сергеечева в своей первой книге из авторского проекта "Стратегия и тактика общения" легко и с юмором поможет вам постичь азы этой нелегкой, но необходимой каждому науки. Читая книгу, вы сами не заметите, как научитесь преодолевать информационные и речевые барьеры, которые в русском языке метко названы терминами "пустословие" и "косноязычие". Читайте и помните: избавившись от комплексов общения, люди достигают в жизни невероятных высот. Творите свое будущее и будьте уверены — нет тех вершин, которые нельзя покорить!

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
КОММУНИКАЦИИ 8
Глава 1. КОММУНИКАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ,
УЧАСТНИКИ И ПРОЧЕЕ 9
Глава 2. ПЕРЕДАЧА И ПРИЕМ ИНФОРМАЦИИ. ОШИБКИ И БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ
ДАННОГО ЭТАПА 18
Глава 3 ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ 33
Глава 4. ИНФОРМАЦИОННО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
БАРЬЕРЫ 51
Глава 5. БАРЬЕРЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПЛАНА 67
Глава 6. БАРЬЕРЫ НА ПОЧВЕ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ УЧАСТНИКОВ
КОММУНИКАЦИИ 78
Глава 7 МАНИПУЛЯЦИИ С ИНФОРМАЦИЕЙ 91
РАЗДЕЛ 2. БАРЬЕРЫ РЕЧИ 104
Глава 1. БАРЬЕРЫ РЕЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОНЕТИКОЙ 105
Глава 2 СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ РЕЧИ 119
Глава 3. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ.. 133 ЛИТЕРАТУРА 155
3
ВВЕДЕНИЕ
Информация — ведущий инструмент в системе управления. Лозунг современного человека, в разных вариациях, звучит так: "Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией". Информация — поистине высшая ценность, которую можно купить или продать. Информация — это, без преувеличения, власть, инструмент манипулятора и многое другое. Любой начальник, преподаватель, менеджер, передавая, перерабатывая, получая информацию, организует, руководит, обучает, воспитывает людей, с которыми связан жизненными и профессиональными интересами.
Принято утверждать, будто информация носится в воздухе, ею пронизано буквально все. Однако сознавать и признавать такую особенность современной жизни — полдела. Результаты опроса выпускников средних школ 1999/2000 года неутешительны. На вопрос: "Чего вы недополучили за время обучения?" — абитуриенты дали множество любопытных ответов. Их изучение позволило специалистам выделить некоторые заставляющие задуматься претензии, пожелания:
• не научили общаться (особенно со взрослыми людьми, официальными лицами), разбираться в мотивации поступков окружающих, интерпретировать их высказывания, опираясь не только на слова, но и на сигналы "языка бессловесного";
• не привили умений и навыков самопознания, не познакомили с приемами самопрезентации и техникой самореализации (организационной, интеллектуальной, эмоциональной);
• совершенно не подготовили к разрешению деловых и бытовых конфликтов.
Сами того не подозревая, молодые люди перечислили основные элементы, слагаемые личностного роста — самого актуального для них процесса на данном жизненном этапе. И, отбросив юношеский максимализм, честно признали собственную несостоятельность и выразили тревогу за успешность будущей, уже взрослой, деятельности.
Вот и получается: молодых людей, шагнувших за школьный порог, бросили в информационный океан, не научив плавать даже со спасательным кругом. Стоит ли удивляться обилию ошибок, неверных выборов и оценок и не сложившихся в итоге судеб. Выигрывая у американских сверстников в эрудиции, демонстрируя подлинную энциклопедичность знаний, наши ребята проигрывают по критерию адаптивности. Если любой школьник из США не считает зазорным заработать средства для продолжения образования, то российские дети полагаются на родителей, зная, что те будут стараться материально обеспечивать их на всех жизненных этапах, пусть даже остальным членам семьи придется отказывать себе во всем.
Между тем, подрастающему поколению, прежде всего,
4
необходима наша помощь в социальной адаптации — вхождении во взрослую жизнь. Одной теории мало — нужны знания, выработанные на их основе навыки, с помощью которых легче осуществить данный переход. Но есть ли такие знания и навыки у самих родителей? Во многих случаях собственная некомпетентность родителей в этих вопросах восполняется стремлением уберечь своего ребенка от жизненных трудностей, подольше опекать и обеспечивать его все возрастающие потребности.
В то же время сами взрослые, жизнь которых, казалось бы, переполнена информацией, находятся не в лучшем положении. Современный жизненный уклад требует от них постоянного обучения, повышения квалификации, а то и переучивания. Одного высшего образования порой оказывается недостаточно, знания быстро устаревают. Отличительными чертами стиля, менталитета человека XXI века будут оперативные превращения информации в знания конкретного рода деятельности, отбор, фильтрация и практическое применение информации на фоне нарастания ее объема. Перспективы выглядят несколько устрашающе, однако наводят на следующие размышления: ценностью станет не только и не столько информация как таковая, но коммуникативная грамотность, компетентность людей, пользующихся ею.
Ведущую роль коммуникативной компетентности сознавали и наши предшественники, наиболее преуспевшие в бизнесе. Дж. Д. Рокфеллер утверждал: "Умение общаться с людьми — это товар, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете". Современный российский экономист Т. Н. Малькова на основе анализа личностных достижений и падений пришла к заключению: "Выжили не самые агрессивные и сильные, а коммуникабельные, способные к общению".
Если отвлечься от проблем, связанных с бизнесом, и присмотреться к самым обычным людям, становится ясно, что они, обучающиеся в школе жизни, действующие методом проб и ошибок, могли бы избежать многих неурядиц, если бы занимались по другой, более современной программе. Учиться общаться на интуитивном, житейском уровне, спотыкаясь, получая синяки и шишки, слишком долго, а порой болезненно и даже катастрофично. Вместо диплома можно получить несложившуюся личную жизнь, распавшиеся семейные пары, непонимание между взрослыми и детьми, начальниками и подчиненными, комплексы и болезни.
Именно это и заставляет обратиться к проблеме предупреждения и минимизации ошибок коммуникации за счет использования и пополнения психологических знаний. И помочь в этом призвана наша книга, в которой теоретические психологические посылки сочетаются с грустными и веселыми примерами.
Как известно, на ошибках учатся, но умные учатся не на своих,
5
а на чужих да еще предпочитают совмещать учение с развлечением. Последнее замечание призвано подготовить читателя к тому, что иллюстративный материал по большей части — из разряда юмористического, фольклорного, литературно-художественного. На наш взгляд, это не только не снижает его информационной ценности, но и облегчает чтение, понимание и усвоение незнакомых понятий, терминов. В подтверждение сошлемся на высказывание Г. Гейне: "Чем важнее и серьезнее предмет, тем веселее нужно рассуждать о нем" — или Н. В. Гоголя: "Что сильно действует на воображение, то не скоро выбьется из головы".
Знакомясь с материалом, читатель, возможно, обратит внимание на частоту обращения автора к иллюстративному материалу современных популярных писателей и классиков детективного жанра (С. Шелдона, А. Кристи, А. Конан Доила, Э. С. Гарднера, Ю. Семенова, А. Марининой и др.). Их выбор объясняется не просто личным предпочтением или ограниченностью кругозора создателя книги. Причина в другом: произведения перечисленных авторов снискали популярность именно благодаря присутствию в них тонкого психологизма, анализу поведенческих типов. Они основаны не только на закрученной интриге, но и на психологическом подходе к описанию даже самых обыденных житейских коллизий. Потому-то их читают в разных странах мира и цитируют профессиональные психологи. Еще один нюанс:
даже в популярных психологических трудах ссылаться лучше на то, с чем большинство людей знакомо. Автор отдает себе отчет в том, что его коллеги — ученые-психологи — неоднократно обращались к творчеству классиков, в их монографиях есть ссылки на произведения Достоевского, Булгакова, Ильфа и Петрова, Маркеса и Кафки. В нашей книге можно найти анализ фрагментов книг и фильмов, ставших поистине народными, — тех, что "растащены на цитаты", — примеры ошибок и умных тактических ходов, манипуляции и противодействия ей, сильных и слабых личностей и многое другое.
На наш взгляд, материал представляет интерес и может принести пользу не только молодым (и немолодым) людям, испытывающим затруднения в установлении контактов, но и руководителям разных уровней, начинающим бизнесменам, предпринимателям, рядовым потребителям и клиентам, журналистам, торговым, рекламным, страховым агентам, преподавателям, воспитателям и т. д., короче — людям, в той или иной ситуации столкнувшимся с необходимостью ликвидировать дефицит информации по проблемам общения. Надеемся, что изучение даже отдельных глав или частных рекомендаций позволит читателю повысить собственную коммуникативную компетентность (можно и проще — грамотность) — одно из самых востребованных деловых качеств современного человека.
6
Определимся с первых строк: коммуникацию мы будем понимать не просто как синоним общения, но гораздо шире — как передачу, прием информации, не обязательно при личных контактах.
И это будет одной из причин частого обращения к самому доступному чтиву — рекламе как источнику иллюстраций, поводу для предостережений, рекомендаций.
Коммуникативная компетентность личности слагается из следующих аспектов:
1) информационного (ему мы посвятим первый раздел);
2) личностного (он будет присутствовать практически во всех разделах, главах, а в итоге будут определены и раскрыты черты, отличающие успешного коммуникатора);
3) перцептивного (перцепция — восприятие) — касающегося ошибок при приеме, интерпретации (осмыслении, истолковании) и оценке информации;
4) познавательного — заключающего в себе анализ психологических особенностей оценки информации, выявления разного рода уловок, сигналов обмана и манипуляции и, разумеется, приемов противодействия им;
5) управленческого (его так или иначе будем касаться, рассматривая прочие).
7
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ
КОММУНИКАЦИИ
Где чего-то слишком мало — Жди серьезного провала. Где чего-то слишком много, Жди плачевного итога.
В. Шефнер
Не правда ли, странно: если вы заорете "А-а-а-а!!!" в библиотеке, на вас уставятся, как на идиота, а если то же в самолете, все подхватят... Из баек пользователя персонального компьютера:
— Ввожу слово "задумывали ", на что редактор грамматики мне отвечает: "В словаре отсутствует слово «задумывали». Возможно, пропущен пробел. Заменить на «задумывали»?.. " Светская беседа двух дам:
— Вы знаете, дорогая, мы с лордом Б. занимаемся любовью по переписке.
—Как это современно! Но мне любопытно, в какой же момент вы получаете удовлетворение?
— Когда не получаю его дурацких писем. Мужик звонит в дверь приятеля:
— Гоша дома?
— Гоша умер.
Мужик спускается по лестнице, выходит на улицу, затем возвращается и вновь звонит:
— Гоша дома?
— Вам же сказали: Гоша умер!
— Так я не понял: он что, на рыбалку не поедет? Претензии абонента, владельца пейджера:
—Девушка, до меня не доходят сообщения. Оператор:
— Так в чем проблема? Прочтите их еще разок-другой.
Что общего в этих примерах? На первый взгляд — ничего. При более внимательном подходе возникает мысль, что все эти казусы случились в процессе общения. Несмотря на различия, приведенные ситуации так или иначе иллюстрируют процесс коммуникации. Психологи бы объяснили это так:
• во-первых, все они — суть различные аспекты коммуникации, а в каждом из них возникли какие-либо препятствия, трудности, барьеры;


Скачать по прямой ссылке



Похожие публикации:

  • Агапова Анжелика Васильевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА НА ТЕМУ: 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Как общаются дошкольники?
  • Спиридонова Гульфия Назиповна. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»
  • Душкина Татьяна Евгеньевна. «ФОРМИРОВАИНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ»
  • Рудакова Е. В. Жизнь по сценарию
  • Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием.
  • Альбина Гаврикова. Разработка содержания мероприятия с родителями «Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении» в возрастной младшей группе
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Чуркина Анна Иннокентьевна. Клубный час как эффективная технология коммуникации
  • Шейнов В. П. - Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг
  • Файн С. Динамика коммуникации в терапевтическом интервью
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Что такое "ВОРКШОП"?
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Основные понятия динамической теории информации – Неизвестен
  • Эффективное общение с "управлением коммуникативным процессом"
  • Квалитативный (качественный) анализ текста
  • Развитие языка жестов, мимики. ЗАНЯТИЕ 2
  • Экман Пол - Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Миникес Л. Искусство делового общения.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • Главный Редактор. Компетентность педагога и здоровьесохранение
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Особенности формирования жизненных компетенций у учащихся 1 класса с глубоким нарушением зрения в условиях школы-интерната
  • Распределение ответственности между участниками коммуникации (треугольник Карпмана)
  • Психологические аспекты создания имиджа
  • Александрова Елена Александровна. Статья «Ребенок в современном мире»
  • Составляющие коучинга (coaching)
  • Эссе школьного психолога «Я – учитель»
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Дирксен, Джули. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным.
  • Писарева Людмила Викторовна. Практическое руководство для родителей: «Безопасность Вашего ребенка»
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Селина Светлана Анатольевна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАРТИННЫМ МАТЕРИАЛОМ
  • Роман Перин. Гипноз и мировоззрение.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.








    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь