Разработала и провела: Воспитатель Бодякшина В.Н. 2019 г. МБДОУ д/с №34 п. Селекция
Актуальность:
Несколько лет назад в России появился экологический праздник «Синичкин день». Отмечается этот праздник 12 ноября. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. По народным приметам, именно к 12-му ноября синицы, предчувствуя скорые холода, прилетают из лесов ближе к жилищу человека и ждут помощи от людей. Наши предки приметили, если птицы появляются возле жилья человека целыми стаями, значит, очень скоро наступят холода. А еще в этот день наши предки предсказывали погоду по особым приметам, если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу, собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду. Название «синица» происходит вовсе не от цвета оперения этих птиц, как многие считают. Свое имя эти птицы получили за пение звонких песен, которые напоминают перезвон колокольчика. Как известно синицы приносят пользу человеку, а чтобы они и дальше могли приносить пользу человеку необходимо о них позаботиться в зимнее время.
Скачтаь конспект
Цель:
- формирование у привычки подкармливать зимующих птиц в зимнее время,
- воспитание познавательного интереса,
- воспитание бережного отношения к зимующим птицам.
Задачи:
- Познакомить детей с праздником «Синичкин день».
- Расширить и обобщить знания детей о зимующих птицах – внешний вид, строение тела, способ передвижения, среда обитания и питание.
- Развивать речевую активность детей при описании зимующих птиц.
- Научить заботиться о птицах в зимнее время.
- Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к птицам.
Ход занятия:
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. На Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши дедушки и бабушки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки, зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день. Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица» произошло вовсе не из — за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей. В старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…
Влетает Сорока
Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Хозяюшка:
Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Сорока:
Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!
Хозяюшка:
Что случилось, Сорока?
Сорока:
Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Хозяюшка:
Сорока, давай вместе отправимся в лес и разберемся. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
(Хозяюшка подбирает перышки и читает загадки)
1. Угадайте, что за птица.
Словно кошки не боится
Скачет по дорожке,
Собирает крошки, а потом на ветку прыг. И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей)
Вылетает воробей
Воробей: Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете?
Ребенок рассказывает стишок про воробья
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
Воробей: Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть
Хозяюшка: Давайте поиграем с вами в игру!
Игра «Птичья семья».
(Показываю картинку, где изображен цыпленок).
Хозяюшка: Кого вы видите на картинке?
Ответы детей: Это цыпленок, птенец.
Хозяюшка: давайте мы соберем всю птичью семью. Цыпленок есть, кого не хватает? С кем он живет? Кто у цыпленка родители?
Ответы детей: Не хватает курицы и петуха.
Дети находят картинки курицы и петуха и ставят в один ряд.
Хозяюшка: Давайте посмотрим, кто ещё живет на птичьем дворе.
Дети собирают семьи:
Селезень – утка – утенок;
Гусь – гусыня – гусенок;
Индюк – индюшка – индюшонок;
Петух – курица – цыпленок.
Хозяюшка: Молодцы, все справились.
Хозяюшка: Сейчас дети гр. «Колокольчик» споют песню, «Воробей». Выходите ребята.
Песня «Воробей»
Воробей, воробей,
Не боишься ты людей:
Если мы гулять пойдем,
Мы везде тебя найдем.
2. Не летишь ты от вьюг,
От холодных зимних вьюг
И купаешься весной
В первой луже дождевой.
3. К нам в окошко с утра
Долетает со двора
Твой веселый, звонкий крик:
С добрым утром, чик-чирик!
Хозяюшка: Спасибо, хорошо пели.
Хозяюшка:
1. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)
Появляется Ворона: Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс.
ХОРОВОД под песню «Бубенцы» ой, ребята та-ра-ра
Текст песни:
Как на нашем на лугу (Идут по кругу)
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Проигрыш: (Стоят)
Ой, ребята, та-ра-ра! (Идут в круг за руки)
На горе стоит гора, А на той горе дубок, (Из круга, Ворон остается в центре)
А на дубе воронок.
Проигрыш (Пружинка)
Ворон в красных сапогах, (Ворон кружится, остальные просто поют)
В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу, (Ворон играет на дудке, дети выставляют ногу)
Он играет во трубу. (ногу на пятку)
Труба точеная, (Дети хлопают, Ворон ногу на пятку попеременно) Позолоченная, Труба ладная, Песня складная!
Ой, ребята, та-ра-ра! (Идут по кругу)
На горе стоит гора,
ВСЕ! (Остановились и произнесли: «Все!»)
Хозяюшка:
3. Следующая загадка:
Далеко его стук слышится вокруг,
червякам он враг,
а деревьям – друг… (Дятел)
Прилетает Дятел: Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали.
Хозяюшка: Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России.
Дятел: А вы сможете узнать птиц по голосам?
Хозяюшка: Постараемся.
ИГРА «УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ».
Хозяюшка:
Следующая загадка:
4. Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
Снегирь: Добрый день. Вижу слушать птиц вы любите, про воробья стихи знаете. А про меня, снегиря расскажите стишок?
Ребенок:
Ой, какие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетели..
Снегирь: Молодцы! Мне очень понравился ваш стишок!
Хозяюшка:
5. Кто летает.
Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Сорока: Ой, и правда, эта загадка про меня: знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?
Хозяюшка: Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают). Теперь поняла?
Сорока: Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?
Хозяюшка: Наши ребята помогут тебе разобраться. А для этого я хочу поиграть с вами в игру.
ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ».
Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными — к солнышку.
Молодцы, отлично справились с заданием.
Хозяюшка:
6 Угадайте, какая птица,
бойкая, задорная, ловкая, проворная,
звонко тенькает: «Тень-тень, Как хорош осенний день!». (Синица)
Синичка: Добрый день, ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Хозяюшка: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).
Синичка: Но, сделать кормушку — мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Хозяюшка:
Ребята, помогите нам разобраться, что же едят и любят птицы, а чего им категорически нельзя. Давайте поиграем в игру:
«НАКОРМИТЕ ПТИЦ»
(на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины). Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц.
Хозяюшка: Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения.
Дети рассказывают стихи.
1ребёнок: Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 ребёнок: Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
3 ребёнок: Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 ребёнок: Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5 ребёнок: Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
6 ребенок
К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свирестели,
Песню севера запели
7 ребенок
Мимо сизых голубей
Пролетает воробей
Воробей такая крошка
На меня похож немножко
Шустрый, маленький птенец,
Непоседа и боец.
И звенит задорный крик:
Чик-чирик и чик черик!
8 ребенок
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари
Эти красные фонарики
Засветили снегири
9 ребенок
Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краев
Десять жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
Хозяюшка: Подошёл к концу наш праздник, сейчас наши птицы раздадут вам маленькие подсказки о том как бережно относиться к птицам.
Мы приглашаем вас, дорогие гости выйти на улицу и развесить кормушки для зимующих птиц.
|