Автор: Мяснянкина Л.М.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения физического, психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин растет число детей с нарушениями речи. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Но нельзя забывать, что полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех участников воспитательно — образовательного процесса. Каждый из нас, решая свои задачи, определенные образовательными программами, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
В МАДОУ «Рябинушка» — две группы компенсирующей направленности. Специфика работы в группах для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого дошкольника ряд особенностей.
Как показывает практика, отклонения в речевом развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности и др.
У детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно- ориентированного подхода.
Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.
Деятельность педагога-психолога направлена на:
- ? создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи:
Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток в организованную деятельность включаются: режим смены поз, кинезиологическая гимнастика, психогимнастика, релаксминутки и др.
- ? совершенствование мелкой моторики:
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение пальчиковых игр, блоков Дьенеша, палочки Кьюзинера, различные творческие задания с использованием ножниц, пластилина, природного материала, работа с песком позволяют детям не только совершенствовать тонкую моторику, но и повышают интерес к организованной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой.
- развитие памяти, мышления, восприятия, воображения:
В каждое занятие включаются задание на развитие какого-либо познавательного процесса: «Нелепицы», «Разрезные картинки», «Угадай на ощупь», "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу".
- ? развитие слухового внимания и фонематического слуха:
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.
Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Развитию слухового внимания способствует игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность.
Отгадывание загадок, ребусы, игры: «Доскажи словечко», «Летает – не летает», «Испорченный телефон», «Съедобное – несъедобное», «Придумай конец истории», работа со сказкой и многие другие помогают детям овладеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
- ? развитие зрительно-моторной координации и графо-моторных навыков:
Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
- ? развитие коммуникативных навыков, произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств:
Подвижные игры с правилами, игры на развитие самоконтроля ("Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите..."), сюжетно-ролевые игры, дидактические игры формируют у детей с речевыми расстройствами волевые усилия, помогают следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявлять ответственность за начатое дело.
Ребенок учится сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС.
Упражнения на сплоченность группы; этюды на выражение страха, тревоги, гнева, радости; рисование на различные темы и т. п. помогают детям развивать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и являются главными условиями для личностного и эмоционального развития ребенка-дошкольника.
- ? повышение психологической культуры родителей:
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов и родителей в ДОУ выступают: родительские собрания, совместно организованные праздники, досуги, Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации.
- ? повышение психологической культуры педагогов:
В работе с педагогами я использую консультации, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование. В процессе такого взаимодействия удается сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать стратегии развития детей, имеющих определенные особенности развития.
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса. Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься диагностикой, всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста.
Таким образом, совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса направлена на полноценное проживание детьми всего дошкольного периода и успешный переход на следующую ступень – обучение в школе.
Литература.
- Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 160с.
- Арцишевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Рисуй, играй, смекай. Детям от 3 до5. М.: Академия развития, 2002. – 31с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Я учусь общаться и понимать окружающих М.: Академия развития, 2006. – 16с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Развиваем внимание. ООО «Изд-во «Росмен-Пресс», 2003.
- Гришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений. – Ярославль, Академия развития, 2009. — 192с.
- Дети в России. 2009: Стат. сб. /ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
- Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под общ. ред. С.В. Кривцовой. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016. — 334с.
- Игнатова С.В. Слышу, вижу, ощущаю: рабочая тетрадь по развитию всех видов восприятия у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2011. – 48 с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – ч.1: Формирование зрительно — предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – 184с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – ч.2: Формирование элементарного графического навыка.. – 112с.
- Князева О., Стеркина Р.Б. Веселые, грустные…: Учебное наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. – М.: ДиК; Дрофа, 1998. – 24с.
- Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет. М.: Академия развития, 2000. – 32с.
- Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия /авт. -сост. Д.Г. Кайль. –Волгоград: Учитель, 2016. – 131с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 208с.
- Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 156с.
- Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 158с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, с.н. Шаховской. — М.: Владос, 2003.
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2002. -32с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. – 190с.
- Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. –М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
- Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 192с.
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д.
- Половникова О.К., Черикова Е.П. Я готовлюсь стать учеником. Тетрадь для психологической подготовки ребенка к школе. Часть 1-2. – М.: Интеллект-Центр, 2013. -56с.
- Русскова Т.А. Учимся пространственной ориентации. М.: Изд-во Гном и Д, 2000. – 26с.
- Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист, 1998. -144с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 60с.
- Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения Программно-методическое пособие/ Под общей ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240с.
- Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В, Хухлаева О.Е. — М.: Академический Проект, 2001. — 224с.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000. -144с.
- Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 56с.
- Фишер Ю. «Все Знайки» — серия рабочих тетрадей многоразового использования для дошкольников. Рабочие тетради № 1,2, 3 «Логика и познание»: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского Университета, 2016. -33с.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2016. -128с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. – 175 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, — Детство-Пресс, 2003. — 384с..
- Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: изд-во «Ювента», 2011. – 48с.
- Юрковская И.Л. Мы идем в школу. Развитие мышления и внимания: Пособие для дошкольников /Авт. -сост. И.Л. Юрковская. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003. – 48с.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_173649/
|