Чвирова Виорика Николаевна. «ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК (МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

ПОДГОТОВИЛА: учитель-дефектолог Чвирова Виорика Николаевна

Среди педагогов и родителей все еще бытует мнение, что гиперактивность- это всего лишь поведенческая проблема или просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе дошкольного учреждения излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист.

 

В основе изменения поведения дошкольника в сторону гиперактивности лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте. Основные признаки синдрома гиперактивности — чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Надо помнить, что это не результат плохого характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность развития, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, заострять внимание на деталях. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других, поэтому включать таких детей в коллективную игру целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

Необходимо приучать детей к усидчивости также постепенно. Чаще предлагать им игры, требующие терпения. Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, также в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре.

Беда лишь в одном — приохотить гиперактивного ребенка к подобным играм непросто. Желательно участие в них взрослого: для переключения интереса, его поддержания, увлечения собственным примером. Пусть рисунок ребенка раскрашен небрежно и неаккуратно, цель в данном случае — не получить прекрасное изображение, а довести до конца предложенное задание, удержание на нем внимания.

Так же хорошо использовать пальчиковые игры с целью направить избыточную активность в нужное русло или игры, подобранные для данной категории детей.

ИГРАЕМ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Клубочек»

(обучение ребенка одному из приемов саморегуляции)

Ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, так сразу успокаивается.

«Бездомный заяц»

(игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми)

В игре принимают участие 3-10 детей. Каждый игрок-заяц — чертит вокруг себя круг диаметром 50 см. Один из зайцев- бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно для него (взглядами, жестами) договориться об обмене жильем и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового?»

(развитие умения концентрировать внимание на деталях)

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.

«Разговор с руками»

(научить детей контролировать свои действия)

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Предложите ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключился к беседе, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (или другого времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и др. И через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Археология»

(развитие мышечного контроля)

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями с взрослым.

«Послушай тишину»

(развивать внимание и умение владеть собой)

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, топать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

«Сделай так»

(игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой)

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих разные действия. Взрослый показывает карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д. На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или берут новые у педагога.

«Маленькая птичка»

(развивать мышечный контроль)

Ребенку в ладошку дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку

(или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Поддержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, успокаивает, гладит ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно просто напомнить ребенку: «Помнишь, как надо успокоить птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится, складывает ладошки и успокаивается.

«Веселая игра с колокольчиком»

(игра развивает слуховое восприятие)

Все садятся в круг, по желанию выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится взрослому. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Придумывайте свои игры. Творческих вам успехов!

Просмотров: 603
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Козырь Наталья Валерьевна. Мастер-класс 'Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого'
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Жеребцова Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ Деловой игры в рамках взаимодействия с семьями воспитанников по теме: «Правила дорожные все должны мы знать, правила дорожные надо выполнять»
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Иванова Татьяна Николаевна. Детско-взрослый проект 'Когда вместе - это интереснее'
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Сташкова Татьяна Николаевна. РЕБЕНОК У ЭКРАНА. ТЕЛЕВИЗОР СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ «ВОСПИТАТЕЛЕМ» ДЕТЕЙ
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Старкова Таисия Сергеевна. Как по рисунку определить, какие проблемы у ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь