7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

к оглавлению

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Одно из основных требований к исследованиям свойств нервной системы – совпадение диапазона по двум или нескольким методикам. Нередко, наряду с экспериментальными аппаратурными методами, при исследовании свойств, определяющих тип нервной системы, используются наблюдения за их жизненными проявлениями и опрос.

С помощью опросника судят о силе и подвижности основных нервных процессов, об интроверсии (направленность личности внутрь, в глубину своих интимных переживаний) или экстраверсии (направленность личности вовне, ориентировка преимущественно на внешнюю оценку).

Бланковый тест ЧХТ

Бланковый тест ЧХТ (черты характера и темперамента), разработанный в Военном институте физической культуры на основе многопрофильного опросника (ММПИ), оценивает эмоциональную реактивность, невротичность и уровень притязаний, типологические особенности и некоторые другие показатели.

В обследовании используется метод «жизненных показателей». Процедура сводится к коллективному прослушиванию вопросов и бинарным ответам «да – нет». На ответы по каждому вопросу дается по 7-10 с. Для работы с группой 20-30 человек необходимо около получаса. Ряд вопросов составлен по методу взаимного исключения.

Данные, полученные при опросе, являются вспомогательным материалом для составления характеристики обследуемых лиц и должны быть дополнены по результатам изучения их деятельности и быта, а также путем психологических испытаний бланковыми и аппаратурными методами. Опросник можно дополнить разделом, где дана методика по исследованию степени мотивации к определенной профессиональной деятельности (с учетом ее особенностей).

При проведении обследования большинство вопросов ставится в утвердительной форме. Испытуемые инструктируются следующим образом: Если вы безусловно согласны с тем, что я зачитаю, напишите «да», если не согласны, напишите «нет»; если сомневаетесь или не поняли вопроса, поставьте вопросительный знак. (Знак вопроса при подсчете результатов рассматривается как отрицательный ответ.)

Опросник имеет 10 разделов, содержащих ряд сведений:

  • 1-й раздел – о силе нервных процессов по возбуждению (преимущественно это работоспособность, соответствие «закону силы», доминантность);
  • 2-й раздел – об измерении психофизических порогов нервной системы (чувствительность);
  • 3-й раздел – о силе нервных процессов по торможению;
  • 4-й раздел – о подвижности нервных процессов;
  • 5-й раздел – об эмоциональной лабильности, реактивности;
  • 6-й раздел – о развитии первой сигнальной системы;
  • 7-й раздел – о развитии второй сигнальной системы;
  • 8-й раздел – о повышенной нервозности и о некоторых психопатических отклонениях в характере человека;
  • 9-й раздел – об искренности;
  • 10-й раздел – об уровне притязаний.

Оценки, полученные в результате обследования по ЧХТ, выведены на основании опроса 5000 человек и уточнялись по мере накопления данных.

Оценка проводится по сумме положительных ответов. В тех случаях, когда имеются дублирующие разделы (2а, 7а, и др.), положительные ответы дублирующих разделов вычитаются из суммы положительных ответов по основным разделам.

При наличии восьми-девяти положительных ответов в разделах 1-7 и 10, девяти и более положительных ответов в разделе 8, а также при отсутствии положительных ответов в разделе 9 признаки считаются безусловно доминирующими.

При наличии пяти-семи положительных ответов в разделах 1-7 и 10, шести-восьми положительных ответов в разделе 8 и наличии одного-двух положительных ответов в разделе 9 признаки считаются выраженными (преобладающими).

Наличие трех-четырех положительных ответов в разделах 1-8 и 10, четырех-пяти положительных ответов в разделе 8 и трех-четырех положительных ответов в разделе 9 характеризуют средние показатели выраженности признака.

Наличие одного-двух положительных ответов в разделах 1-7 и 10, одного-трех положительных ответов в разделе 8 и пяти положительных ответов в разделе 9 характеризуют слабую выраженность признака.

Для удобства статистической обработки материалов ЧХТ может быть применена и девятибалльная оценка:

  • 9 баллов – при девяти и более положительных ответах по разделам 1-7 и 10 и при отсутствии положительных ответов по разделам 8 и 9;
  • 8-7 баллов – при восьми и семи положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при одном-двух положительных ответах по разделам 8 и 9;
  • 6 баллов – при пяти-шести положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при четырех положительных ответах по разделу 8; но по разделу 9 такой оценки нет;
  • 5 баллов – при трех-четырех положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при пяти-шести положительных ответах по разделу 8 и трех положительных ответах по разделу 9;
  • 4 балла – при одном-двух положительных ответах по разделам 1-7 и 10, при семи-восьми положительных ответах по разделу 8, четырех положительных ответах по разделу 9;
  • 3 балла – отсутствие положительных ответов по разделам 1-7 и 10, девяти положительных ответов по разделу 8, пяти положительных ответов по разделу 9;
  • 2 балла – преобладание дублирующих ответов на одну единицу (сумма равна минус 1) в разделах 1-7 и 10, десяти положительных ответов по разделу 8, пяти-семи положительных ответов по разделу 9;
  • 1 балл – преобладание дублирующих ответов (сумма равна минус 2 и менее) в разделах 1-7 и 10, двенадцати и более положительных ответов по разделу 9.
Просмотров: 7504
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • Анкета В.Ю. Рыбникова Прогноз-2
  • Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  • Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний
  • Личностный опросник Айзенка (форма А)
  • Личностный опросник Плутчика Келлермана Конте (Life Style Index, LSY)
  • Методика «Тип поведенческой активности» Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика Айзенка EPQ
  • Методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов
  • Методика измерения уровня тревожности Тейлора
  • Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
  • Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
  • Опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие Интернета»
  • Опросник ОСТ Русалова (детский вариант)
  • Опросник Русалова (ОСТ)
  • Опросник Шмишека. Акцентуации характера
  • Опросник Юнга
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина)
  • Оценка своих сильных и слабых сторон
  • Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
  • Тест на демонстративность
  • Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
  • Тест-опросник КОС
  • Тест-опросник оценки «Социально-коммуникативной компетентности социального работника»
  • Типы темперамента и нервной системы
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Экспресс-диагностика организаторских способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь