загрузка...

Стереотипы пожилых и отношение к ним

Среди распространенных мифов и представлений о старости и людях пожилого возраста в нашей стране и за рубежом можно выделить следующие: старый человек – это существо болезненное, слабое, без средств к существованию, которое не может работать и нуждается в постоянной помощи и опеке; это существо заброшенное и одинокое, консервативное, нередко страдающее нарушениями мозговой деятельности; с возрастом человек утрачивает умение принимать правильные решения, его развитие затормаживается, он не способен к дальнейшему обучению, постепенно утрачивает память и сексуальные функции.

Как отмечает С. Collette-Pratl (1976), позитивное отношение к жизни коррелирует с удовлетворенностью, которая представляется тремя факторами: продолжением социальных связей, финансовой независимостью и хорошим здоровьем. В старости именно эти факторы становятся негативными: появляются или возможны социальная изоляция, финансовая беспомощность и плохое здоровье. Они могут влиять на негативное отношение к пожилым.

Другое объяснение девальвации старого возраста – невозможность для пожилого человека быть продуктивным, ориентированным на достижение. Для индустриальных западных обществ характерна высокая оценка таких качеств, как вера в собственные силы, автономность. При этом зависимость считается признаком слабости. К важным ценностям современной западной цивилизации можно отнести также социальную этику активности и продуктивности (в противоположность пассивности и потребительству), которая отдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной, косной, старомодной старости. Все эти ценности передаются в ходе социализации новым поколениям, которые усваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций. <...>

Таким образом, понятие «стереотип» в геронтологической литературе традиционно применяется для выражения негативного отношения к пожилым. М. Кермис (1984) суммировала стереотипы пожилых в современной западной культуре:

  1. Все пожилые одинаковы.
  2. Старые люди бедные.
  3. Все пожилые нездоровы.
  4. Все пожилые подвержены депрессии.
  5. Пожилые – обуза для других.
  6. Пожилые не могут функционировать в обществе.
  7. Все старые люди одиноки.
  8. Все старые люди становятся слабоумными.

В то же время достаточно много исследований не подтвердили очевидность негативного стереотипизирования пожилых людей (Braithwaite, 1986). Они оцениваются более негативно чем молодые только в том случае, если они физически недееспособны или умственно отсталы. <...>

В нашей стране много лет подспудно формировалось негативное отношение к старости. Появился общественный стереотип пассивного пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, являющегося лишь дополнительной ненужной нагрузкой для здоровых людей, что способствует появлению у пожилых людей чувства вины. Негативные стереотипы пожилых и аттитюды к ним говорят о том, что общество пока не смогло найти адекватные формы взаимодействия с ними.

Социальный стереотип (в нашем случае стереотип пожилых) включает в себя оценку определенного объекта (пожилых людей) и ее эмоциональную окраску (отношение к ним), т.е. когнитивный и аффективный элементы в сумме с поведенческим дают особый аттитюд (установку на пожилых). Установки в отношении лиц преклонного возраста не являются универсальными и зависят от специфического стереотипа, сформировавшегося у индивида.

Поэтому при изучении стереотипов и ожиданий пожилых, проведенном в Москве в 1996 г. нами обнаружено следующее. Почти во всех половозрастных группах присутствуют такие представления о пожилых, как их социальная изоляция (одиночество), низкий материальный уровень, плохое здоровье. Однако проведенное выше разделение понятий стереотипа и аттитюда дает основание полагать, что к пожилым людям не всегда относятся в действительности негативно. Знание особенностей, сопутствующих поздней жизни, еще не означает плохого отношения к пожилым людям в целом. Более того, в молодых группах оказались значимыми представления о том, что «старших нужно уважать», «пожилые вызывают жалость и сострадание», «необходима социальная защита для пожилых». Оказались незначимыми или вообще не встретились такие мнения, как: пожилые все одинаковы, подвержены депрессии, не могут функционировать в обществе, становятся слабоумными.

В содержании стереотипа российских пожилых наряду с негативными характеристиками (консерватизм, критичное отношение к молодежи, занудство, ворчливость) присутствуют и позитивные (забота о семье, доброта, наличие большого опыта, мудрость, духовная значимость пожилых для молодежи, пожилые прожили достойную жизнь). В группе пожилых присутствуют все выделенные характеристики, однако удельный вес негативных показателей значимо уменьшается, а позитивных соответственно увеличивается. Это указывает на высокую степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых в нашем обществе. Таким образом, наличие «негативного имиджа» у пожилых в представлениях различных групп нашего общества, включая группу пожилых, не обнаружено.

Исследуемые ожидания отражали представление о том, что должны делать пожилые люди на пенсии, об их ролевом поведении. Обнаружены две основные группы этих представлений. Первая – занятие собой, которое включает следующие подкатегории: пожилые люди должны отдыхать, развлекаться, вести активный образ жизни, общаться, жить для себя. Вторая – помощь семье: пожилые должны воспитывать внуков, помогать семье и детям, выполнять домашнюю работу.

При этом группа пожилых людей имеет представления о своем ролевом поведении, сходные с представлениями других половозрастных групп. Однако за выполнение основных своих функций и социальных ролей, которые приписываются пожилым людям в нашем обществе, пожилые несут ответственность только перед собой и своей семьей. Это свидетельствует о ролевой неопределенности пожилых людей, о том, что в обществе не сложились представления о тех ролях людей позднего возраста, которые бы имели общественную значимость, т.е. налицо недооценка социального значения общественных форм поведения людей старшего возраста.

Из книги: Краснова О. В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психология зрелости и старения, весна. 1998 (1). М.: Центр Геронтолог. С. 10-18


Просмотров: 8827
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология






Другие новости по теме:

  • Адаптация пожилого человека к роли пенсионера
  • Возрастная стратификация
  • Возрастные закономерности изменения познавательной сферы
  • Геронтопсихология
  • Геронтофилия
  • Группы демографические
  • Диагностика здоровья по почерку
  • Жизненный цикл семьи
  • Защитные механизмы личности в позднем возрасте
  • Изменения личностной сферы в позднем возрасте
  • Изменения самосознания пожилых людей
  • Инволюционные процессы старения личности. Психология смерти
  • Институты социализации
  • Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков
  • Новообразования пожилого и старческого возраста
  • Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко
  • Периодизация позднего возраста
  • Подходы к классификации возрастной структуры населения
  • Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности
  • Положение единственного ребенка
  • Правила этикета – Этикет для малышей Шорыгина Т.А.
  • Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений
  • Проблема межгрупповых отношений в рамках принципа деятельности
  • Проблемы молодой семьи
  • Психическое старение, психическая жизнь в старости
  • Социальные стереотипы и межэтнические отношения. Т.Г. Стефаненко
  • Старость и трудовая деятельность
  • Теории старения
  • Третичная память
  • Факторы, препятствующие старению человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь