Р

РАБОТА (work) Серьезная деятельность, обычно противопоставляемая ИГРЕ или ЛЮБВИ. На заре психоанализа восстановление способности пациента любить и работать рассматривалось как критерий эффективности аналитического лечения.
РАЗВИТИЕ (development) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, ИНФАНТИЛЬНОГО поведения, и что его «высшие» формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. ТРАВМАтическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; ТОЧКИ ФИКСАЦИИ обусловливают ТОРМОЖЕНИЕ развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (СТИМУЛЬНАЯ депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ связана с идеей деления ПСИХИКИ на ЭГО и ИД, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: РАЗВИТИЕ ЭГО и развитие ЛИБИДО. Первое заключается в приобретении ФУНКЦИЙ ЭГО, увеличивающих его АВТОНОМНОСТЬ, а второе – в превращении ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ сексуальных и агрессивных влечений (см. СЕКС и АГРЕССИЯ) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. СУБЛИМАЦИЯ).
РАЗВИТИЕ ЭГО (ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе – ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток – это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго.
Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное Эго, либидное Эго и антилибидное Эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе – Ид, а третье – СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ).
РАЗРЯДКА (discharge) Понятие подразумевает предварительное образование заряда НАПРЯЖЕНИЯ, ЭНЕРГИИ, ИМПУЛЬСА или ЭМОЦИИ, разрядка которых ведет к снижению напряжения. Терапевтический эффект ОТРЕАГИРОВАНИЯ объяснялся предположением о том, что сдерживание вытесненной эмоции (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) ведет к состоянию внутреннего напряжения, которое снимается разрядкой. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ предполагает, что инстинктные импульсы создают состояние напряжения, которое разряжается, активностью инстинктов. РАЗРЯДКА АФФЕКТА - безличностное теоретическое определение того, что, как полагают, происходит в ПСИХИЧЕСКОМ АППАРАТЕ при выражении эмоций. АФФЕКТ РАЗРЯДКИ - это эмоция, возникающая во время разрядки импульса, в противоположность АФФЕКТУНАПРЯЖЕНИЯ, сопровождающего сдерживание импульса. См. также АФФЕКТ.
РАППОРТ (rapport) «Та таинственная эмоциональная связь» между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение. Вероятно, именно в силу интеллектуальной направленности психоанализа раппорт представляется ему таинственным. Понятие подразумевает, что изначально отношение одного человека к другому – это отстраненное наблюдение, как если бы другой был вещью; но если два человека намерены общаться (см. КОММУНИКАЦИЯ), то должен иметь место какой-то особый таинственный процесс. Но, возможно, все как раз наоборот, и раппорт происходит естественно, если только не тормозится (см. ТОРМОЖЕНИЕ) такими факторами, как отсутствие общих СИМВОЛОВ, подозрительность со стороны одного или обоих участников или недостаток ВООБРАЖЕНИЯ у терапевта. См. АФФЕКТ; ЭМПАТИЯ.
РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (personality disorder) См. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО.
РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого психическая структура теряет свою целостность, образуя взамен две или более подструктуры. Описано как расщепление Эго, так и расщепление ОБЪЕКТА. После расщепления Эго обычно лишь одно из образовавшихся частичных Эго ощущается как «САМОСТЬ», другое же представляет собой (обычно) бессознательную «отколовшуюся часть Эго». После расщепления объекта эмоциональное отношение к двум подструктурам обычно прямо противоположное: один объект ощущается как «ХОРОШИЙ» (принимающий, добрый и т.д.), другой – как «ПЛОХОЙ» (отвергающий, злой и т.д.). Расщепление Эго и объекта часто связывается с ОТРИЦАНИЕМ и ПРОЕКЦИЕЙ; это трио составляет ШИЗОИДНУЮ защиту, посредством которой части себя (и ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ) не признаются своими и приписываются объектам в окружении. Выражение «РАСЩЕПЛЕНИЕ ЭГО» употребляется в четырех различных, вносящих путаницу, значениях:
а) для обозначения полного расщепления личности на две части, напр., в двойственной или множественной личности, в этом значении оно является синонимом «ДИССОЦИАЦИИ»;
б) для обозначения ЭГО при сексуальных ПЕРВЕРЗИЯХ, особенно при ФЕТИШИЗМЕ (согласно Freud (1927, 1938), Эго фетишиста расщеплено, так как его отношение к своему объекту позволяет отказаться от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, которую другая часть его Эго признает);
в)для описания рефлексивного САМОосознания (согласно Sterba (1934), психоаналитическое лечение требует расщепления Эго пациента, при этом одна часть идентифицируется с аналитиком (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), наблюдая и размышляя над СВОБОДНЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ, которые продуцирует другая часть в таком понимании расщепление, вовсе не будучи патологическим явлением, становится проявлением самоосознания);
г) для описания приведенного выше процесса развития и защиты.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) Процесс, при помощи которого действия объясняются ех post facto причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию.
РЕАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ (real, reality) Психоанализ сочетает приверженность здравому смыслу, или естественнонаучному взгляду, согласно которому может быть сделано различие между внешними явлениями, которые «реальны» или «действительно существуют», и психическими явлениями, которые являются субъективными образами, с убежденностью, что психические явления – суть динамические следствия, и поэтому, в определенном смысле, тоже реальны. В результате психоанализ использует понятие «реальный» в значении или объективно существующего, или субъективно значимого. Он также полагает, что все объективные явления расположены в пространстве, внешнем по отношению к субъекту и называемом ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ (или реже ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ), а образы, мысли, ФАНТАЗИИ, чувства и т.п. расположены в пространстве внутри субъекта называемом ВНУТРЕННЕЙ, или ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. И внутренняя, и внешняя реальности являются теми сферами, в которых существуют явления и происходят процессы. Предположение о внутренней сфере реальности является КОНСТРУКТОМ, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесенные друг с другом: их связи существуют в категории времени. Хотя использование этого конструкта соответствует общепринятому пониманию – мы все помещаем наши мысли и чувства внутри себя – он дает возможность психоанализу, не уточняя смысла понятий, просто приравнивать «значимый» к «реальному» и тем самым игнорировать различие между мыслью и внешними явлениями, считая и ТО и ДРУГОЕ реальностями, существующими в пространстве. Такое логическое построение дает возможность психоанализу утверждать, что он является естественной, а не гуманитарной НАУКОЙ.
Психоанализ, таким образом, постулирует две реальности: внешнюю (объективную) и внутреннюю (психическую, субъективную). В таких понятиях как ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ и ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ «реальность» означает «внешнюю реальность»; ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, однако, относится к психической реальности, поскольку пациенты с этим симптомом жалуются, что, хотя они и воспринимают внешний мир правильно, он для них больше не значим, он кажется «нереальным» (см. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ).
Процессы ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, ИНТРОЕКЦИИ и ИНКОРПОРАЦИИ обычно означают, что объекты могут быть перенесены из внешней во внутреннюю реальность, а ПРОЕКЦИЯ и ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ означают движение объектов в противоположном направлении. Однако фактически эти понятия относятся скорее к изменению значимости, которая придается внешним объектам и психическим образам (ПОНЯТИЯМ). См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ; ВНУТРЕННИЙ; СМЫСЛ; НЕВРОЛОГИЯ; АДАПТАЦИЯ.
РЕВНОСТЬ (jealousy) Отличается от ЗАВИСТИ том, что включает трех участников: СУБЪЕКТА, ОБЪЕКТА, которого субъект любит, и третьего, который вызывает у субъекта ТРЕВОГУ относительно прочности чувств второго участника. Зависть подразумевает лишь двух участников: субъект и объект; первый завидует удаче второго или тому, чем он обладает. РЕВНОСТЬ имеет отношение к обладанию другим, ЗАВИСТЬ - к сравнению себя с другим. Ревность, по МакДугаллу, – сложная эмоция, предполагающая наличие чувства ЛЮБВИ. Обычно она вызывается Эдиповой ситуацией и является частью ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ, т.е. стойкая, необоснованная, бредовая ревность (см. также БРЕД) имеет внутреннюю связь с ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬЮ и ПАРАНОЙЕЙ. Freud (1911) считал, что в триаде ревность – паранойя – гомосексуальность ревность и паранойя являются защитами от гомосексуальности; в настоящее время существует тенденция считать ведущим членом этой триады паранойю.
Просмотров: 1023
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 4. Религию может сменить только религия
  • 5 Развитие личности
  • 6 Аналитический процесс
  • 9. РАЗВИТИЕ ПСИХОЗОВ
  • D. Центроверсия и стадии жизни
  • IV. ВНУТРЕННЯЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ: РЕАЛЬНОСТЬ АНИМЫ И РЕЛИГИЯ
  • ГЛАВА XI. НАДЕЖДА, РАЗВИТИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Жизнь после смерти
  • Карл Густав Юнг "СТАДИИ ЖИЗНИ"
  • Кеннет Ламберт "Процесс индивидуации"
  • Мария Луиза фон Франц "Процесс индивидуации"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • О.Горнева "Человек и символическая реальность: опыт тренинга Лабиринт"
  • ОЦЕНКА ФРЕЙДОВСКОЙ ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ С. ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КЛИЕНТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
  • ПСИХОАНАЛИЗ И НЕВРОЗ
  • Пол Кюглер. Психические образы как мост между субъектом и объектом
  • Розмари Гордон. Подход школы развития.
  • СМЫСЛ СНОВИДЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А.АДЛЕРА
  • Случай Джоан: подходы школ развития, классической и архетипической
  • ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИЗА
  • ЧАСТЬ IV ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СУПЕРВИЗИИ
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Часть вторая ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
  • Часть первая МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ
  • Эрих Нойманн "ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ"
  • Эстер Мак, Фарланд Соломон. Школа развития.
  • Юнг Карл Густав. Либидо, его метаморфозы и символы
  • Юнг Карл Густав. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ Я (ЭГО) И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь