З

ЗАБЫВАНИЕ(forgetting) Обычно обсуждается в разделах АМНЕЗИЯ и ПАРАПРАКСИЯ. Есть тенденция считать, что ere забывание обусловлено ВЫТЕСНЕНИЕМ, хотя мысль о том, что при идеальном здоровье мы должны помнить каждое переживание на протяжении всей жизни, как бы тривиально оно ни было, представляется невозможной apriori. Если, как утверждает биологическая теория, назначение запоминания – сделать прошлый опыт доступным для принятия решений в настоящем, то забывание лишь тогда является патологическим, когда касается фактов, имеющих отношение к настоящему.
ЗАВИСИМОСТЬ, ИНФАНТИЛЬНАЯ И ВЗРОСЛАЯ (dependence, infantile and adult) ИНФАНТИЛЬНАЯ зависимость относится или
а) к тому факту, что дети беспомощны и зависят от родителей или
б) к тому, что НЕВРОТИКИ фиксированы на своих родителях и воображают себя зависимыми от них (см. ФИКСАЦИЯ). Использование терминов «зависимость» и «независимость» в целях различения беспомощности незрелого от самостоятельности зрелого (для чего Пиаже использовал слова «гетерономия» и «АВТОНОМИЯ»), привело к нескончаемой путанице и мелочному педантизму: поскольку взрослые нуждаются в объектах для удовлетворения своих взрослых нужд, можно утверждать, что они от них зависимы. Фэрбэрн определил процесс взросления как продвижение от инфантильной зависимости к зависимости ЗРЕЛОГО человека. В этом смысле зависимость является антитезой НАРЦИССИЗМУ, а не уверенности в себе. ОРАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ есть зависимость ребенка от МАТЕРИ (см. также ОРАЛЬНЫЙ).
ЗАВИСТЬ (envy) «Недоброжелательное отношение к более удачливым людям» (С.О.Д.). Согласно McDougall (1931), это двойственное соединение отрицательного самоощущения и гнева". Согласно Фрейду, ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ занимает центральное место в психологии женщин (см. ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ) тогда как Мелани Клейн считает, что врожденная ЗАВИСТЬ к ГРУДИ МАТЕРИ и ее КРЕАТИВНОСТИ является первопричиной всех психических заболеваний (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). Оба предположения больше создают проблем, нежели решают. Первое предположение ставит вопрос о том, как в неповрежденном теле может возникнуть чувство телесного несовершенства, т.е. поднимает проблему ОБРАЗА ТЕЛА у девочек, тогда как второе ставит вопрос о том, как ЭМОЦИЯ, причем достаточно сложная, может быть врожденной и присутствовать с момента появления на свет. Взгляды Фрейда на зависть к пенису являются примером его ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИХ представлений о женщинах и связаны с убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не знакомы женщинам до наступления половой зрелости. См. КАСТРАЦИЯ.
ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (penis envy) ЗАВИСТЬ к пенису имеет место либо у женщин в отношении мужчин как таковых, либо у мальчиков в отношении взрослых мужчин. По Фрейду, зависть к пенису у женщин универсальна; она ответственна за их КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ и занимает центральное положение в психологии женщин. Стремление Фрейда интерпретировать психологию женщин в негативном аспекте, как реакцию на открытие ими того факта, что у них отсутствует пенис, т.е. рассматривать их как HOMMES MANQUES (неудавшиеся мужчины) было заклеймено Джонсом как «ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКОЕ». Сам Джонс интерпретировал желание девочки иметь реальный пенис как ЗАЩИТУ против ТРЕВОГИ, касающейся ФЕМИННЫХ желаний по отношению к ОТЦУ. См. также АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ (retardation) Симптом при ДЕПРЕССИИ, характеризующийся выраженным замедлением мыслительных процессов и физической активности пациента. Иногда используется для различения ЭНДОГЕННОЙ и ЭКЗОГЕННОЙ депрессии; считается, что замедленная реакция свидетельствует о физиологической природе депрессии.См. МАНИЯ; МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ ПСИХОЗЫ; УСКОРЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
ЗАЩИТА (defence) «Общее обозначение всех приемов, используемых Эго в тех конфликтах, которые могут привести к неврозу» – Freud (1922). Функция защиты – предохранение ЭГО. Побудителями защит могут быть:
а) ТРЕВОГА, обусловленная увеличением инстинктного НАПРЯЖЕНИЯ (см. также ИНСТИНКТ";
б) тревога, вызванная нечистой СОВЕСТЬЮ (угрозы СУПЕР-ЭГО);
в) реальные опасности. Понятие защиты обычно формулируется с позиции, подразумевающей, что существование человеческого Это подвергается угрозам, идущим от ИД, СУПЕР-ЭГО и внешнего мира и, следовательно, находится в состоянии постоянной обороны. Однако лучше рассматривать понятие менее драматично и включать в него все приемы Эго для управления, контроля, канализирования и использования сил, «которые могут привести к НЕВРОЗУ». Понятие также подразумевает, что невроз обусловлен несостоятельностью защиты; согласно этому взгляду, ТОРМОЖЕНИЯ, являющиеся результатом успешного ВЫТЕСНЕНИЯ, не есть невротические симптомы. Anna Freud (1937) перечисляет девять защит: РЕГРЕССИЯ, вытеснение, ФОРМИРОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ИЗОЛЯЦИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО, ПРОЕКЦИЯ, ИНТРОЕКЦИЯ, ПОВОРОТ ПРОТИВ СЕБЯ и ОБРАЩЕНИЕ, плюс десятую, СУБЛИМАЦИЮ, «которая имеет отношение скорее к здоровью, чем к неврозу». РАСЩЕПЛЕНИЕ и ОТРИЦАНИЕ обычно также относят к защитам.
Поскольку психоанализ считает, что тревога является стимулом РАЗВИТИЯ, некоторые защиты (возможно все) играют роль в нормальном развитии. Обычно предполагается, что определенные защиты соответствуют конкретным стадиям развития, например, интроекция, проекция, отрицание и расщепление – ОРАЛЬНОЙ фазе; формирование реакции, изоляция и уничтожение сделанного – АНАЛЬНОЙ фазе. См. также ПРИЕМ.
ЗДОРОВЬЕ (health) Здоровье и нормальное состояние (см. НОРМА) часто путают, но, строго говоря, здоровье имеет отношение к состояниям целостности и ИНТЕГРАЦИИ, тогда как нормальным считается состояние, соответствующее любой норме, которую автор выберет в качестве стандарта для сравнения. Когда, однако, автор в качестве своей нормы выбирает идеал психического здоровья, оба термина становятся синонимами. В таких фразах, как «движение за психическое здоровье», «здоровье» означает свободу от диагностических ярлыков в сфере ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. Здоровье является одновременно и медицинским, и религиозным термином, см. «Молитвослов»: «Мы не сделали того, что должны были сделать, и мы сделали то, чего делать не должны были, и вот – нет в нас здоровья».
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ (malignant) В медицине раковые образования являются ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫМИ, в противоположность нераковым, ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫМ. Истерию в тяжелой форме иногда называют ЗЛОКАЧЕСТВЕННОЙ ИСТЕРИЕЙ - возможно, частично из-за той бессознательной злобы, которая так часто присутствует.
ЗООФИЛИЯ (zoophilia) Скотоложество. Чрезмерная любовь к животным.
ЗРЕЛЫЙ И НЕЗРЕЛЫЙ (mature and immature) Хотя эти слова несут в себе оттенок похвалы и хулы, в биологии они имеют точное значение. Зрелым индивидом (организмом) является тот, в котором РАЗВИТИЕ завершено; незрелым – тот, в ком оно не завершено: ребенок – незрелый, взрослый же – зрелый. Когда речь идет о психологических процессах и поведении, употребление этих терминов, по-видимому, всегда подразумевает сравнение с НОРМАМИ, истоки которых неясны. Называя кого-либо незрелым. мы подразумеваем, что нам известно, какого рода поведение подобает его возрасту, и что его поведение, по сути, подходит человеку более молодого возраста.

«Д   Вверх   И»
Просмотров: 798
Категория: Библиотека » Постъюнгианство






Другие новости по теме:

  • 2. Архетип матери
  • 4. Религию может сменить только религия
  • 9. Яд ужасной матери
  • V. Символы матери и возрождения
  • VI. Борьба за освобождение от матери
  • XI. Определение терминов
  • А Первоначальное единство. Центроверсия и формирование Эго
  • ВВЕДЕНИЕ. Богини есть в каждой из нас!
  • Вер Герхард. Карл Густав Юнг (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни)
  • ГЛАВА XI. НАДЕЖДА, РАЗВИТИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
  • Глава 2. Обиталище образов - Вклад Юнга в развитие принципа «познай себя»
  • Глава 5 ОХОТА: КОГДА СЕРДЦЕ- ОДИНОКИЙ ОХОТНИК
  • Глава 9 ЧУВСТВО ДОМА: ВОЗВРАТ К СЕБЕ
  • Джин Шинода Болен "Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин."
  • Джэн Холлистер Уилрайт "Анимус. Для женщин в возрасте"
  • Дуранина Нина Викторовна "Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений"
  • Карл Густав Юнг "Об отношении аналитической психологии к поэзии"
  • Карл Густав Юнг. Определение основных терминов
  • Лори Лейтон Шапира "Комплекс Кассандры. Современный взгляд на истерию"
  • Мария Луиза фон Франц. "Что происходит, когда мы интерпретируем сновидения?"
  • ПСИХОАНАЛИЗ И НЕВРОЗ
  • Приложение. Кто есть кто в греческой мифологии
  • Приложение: кто есть кто в греческой мифологии
  • Розмари Гордон. Подход школы развития.
  • Часть IV. Найти свои мифы: вспомнить и восстановить себя
  • Эстер Мак, Фарланд Соломон. Школа развития.
  • Юнг К.Г. "Об отношении психотерапии к спасению души"
  • Юнг Карл Густав. Значение аналитической психологии для воспитания
  • Юнг Карл Густав. О психологии образа трикстера
  • Юнг,Карл Густав "Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь