|
СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ: ИГРА ПО ЗАКОНАМ АРХАИКИНе ставя перед собой задачу рассмотреть весь спектр психоаналитических трактовок политики и власти, остановимся подробно на анализе современных политических мифов как достаточно показательной области в отношениях "человек - авторитет" ("масса - власть"). Нельзя не согласиться с рядом положений, касающихся психоаналитической трактовки власти, а именно, что "политическая власть - это желание массы по отношению к некой структуре (или фигуре) встать в положение ребенка, опекаемого и защищаемого", что "власть - это регрессивное отношение", что "политическая масса объединена энергетикой аутоагрессии, выплескиваемой вовне" и даже с такими оригинальными пассажами, что "политика есть форма отреагирования массой эдипального комплекса", а "политик есть фигура с гипертрофированной латентной женственностью (гомоэротизмом) и развитым материнским комплексом". Нас же, прежде всего, будет интересовать общая методология в образовании политических мифов и политических текстов. Здесь мы видим ту же опору на архаику, на исследование архетипических образов и попытку их эксплуатации. При изучении наиболее значительных политических партий России становится ясно, что практически во всех программных документах наличествуют элементы архаики. Поэтому изучение основных мифологических образов, используемых политическими партиями и их лидерами, дает возможность не только выявить наиболее предпочтительные для массового сознания политические партии, но и определить вероятные тенденции в развитии массового сознания общества. Программы политических лидеров построены по классическим канонам мифологического мышления, включающим следующую структуру: эсхатологическое запугивание масс в программах партий и лидеров предъявление массам персонифицированного "образа врага" как объяснительной модели трудностей и повода для снятия ответственности персонифицированный "образ героя" использование архаической символики (трансформированные образы отца и матери, образ самости в виде образов государства, родины и т.п.), апелляция к прошлому как к "золотому веку". Воспользуемся в качестве иллюстрации проведенным Н. Н. Фирсовым блестящим исследованием текстов программных документов основных политических партий России, занимающих ведущие (по состоянию на 1994 год) позиции на политической арене ("Выбор России", ЛДПР, КПРФ, АПР). Так, например, во всех программных документах присутствуют эсхатологические фрагменты, рисующие картины разрухи, кризиса, потрясений, вплоть до апокалиптических. Особенно это заметно в программных заявлениях КПРФ и Аграрной партии, как партий активной оппозиции, стремящихся к власти: "Так называемые реформы фактически проводятся во имя обогащения коррумпированных чиновников и спекулянтов. В обществе нарастают социальное расслоение и антагонизмы. Поощряются низменные инстинкты, моральное растление молодежи, растет преступность. Происходит гниение общественной жизни. Под угрозой оказалось само существование отечественной государственности, экономической и политической независимости и целостности страны". Рисуются образы могущественного, весьма коварного врага. При этом "образ врага также выполняет компенсаторную функцию, консолидируя общность "мы" для решения какой-либо проблемы. Ведь именно с образом врага в массовом сознании ассоциируются все несчастья и беды, нарастание дискомфортного состояния, развал обычного образа жизни, всего общества в целом". Любопытна "коллекция" разновидностей врагов: для "Выбора России" - это некие "влиятельные силы, которые толкают на путь восстановления высокомонополизированной экономики", для ЛДПР образ врага имеет расплывчатые очертания, врагами являются практически все (от "жидомасонов" до "лжедемократов" и "агентов каких-либо разведок"), доля КПРФ - это, в первую очередь, внутренние враги, которые предали идеалы социализма и коммунизма. Проявлением персонификации причинности как элемента архаического мышления является также "образ героя", во многом зависимый от "образа врага", но в то же время противопоставляемый ему и в той или иной степени присутствующий во всех программных документах политических партий. С этим образом связаны как эсхатологические элементы коллективного бессознательного, так и стремление массового сознания к избавлению от трудностей и лишений современной жизни, от личной ответственности, замещаемой ответственностью коллективной. Для "Выбора России" образ героя ассоциируется прежде всего с образом "всенародно избранного президента", символизирующего демократические преобразования, возможность преодоления кризиса, для ЛДПР образ героя непосредственно связан с лидером партии Жириновским. В массовом сознании лидер ЛДПР выступает как вождь-герой, призванный спасти Россию от коммунистов и лжедемократов. Для КПРФ наиболее характерен образ героя, потерпевшего поражение от врага, подвергавшегося гонениям и вновь возродившегося, чтобы спасти Отечество. Активно используется архаическая символика, сводящаяся в целом к образам "государства - закона" и "Родины-матери" (архетипические фигуры "отца" и "матери"). "Выбор России" и ЛДПР в большей степени апеллируют к образу "отца-закона" в противопоставлении произволу, который, как правило, идентифицируется с образом врага. Абсолютизация закона сама по себе является проявлением архаического сознания. Истинный закон для архаики - категория тотальная и персонифицированная, в этой "мифологической реальности государственности" ни о каком разделении властей не должно быть и речи. Демократический императив разделения властей компенсируется равными правами и непреложным законом, возведенным в абсолют, "священным писанием" Конституции, символизирующей высший закон и высшую справедливость. КПРФ и АПР эксплуатируют образ матери в виде "униженной и оскорбленной Родины" и "земли-матушки", которых некому защитить перед наступающим хаосом. Опираясь на инфантильные структуры сознания, в котором прошлое ассоциируется с "Золотым веком", все политические партии используют ориентацию на прошлое. Но, если для "Выбора России" как правящей партии она определяется насущной необходимостью, оправдывающей власть и борьбу за право обладать ею, то для КПРФ "золотой век" равен возврату к временам СССР и господства коммунистической идеологии. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что сила эсхатологического запугивания, широта обещаний и масштаб магических последствий - вот что является ответом на запрос мифологического сознания масс и обеспечивает популярность политических лидеров. Не ставя под сомнение и не умаляя значения мифологического сознания, мифа как компенсаторных механизмов реакции психики человека на внутреннюю и внешнюю нестабильность и попытку поддержать нормальное функционирование человека, организации массы по ее самосохранению, пытаясь уйти от односторонних интерпретаций архетипических моделей сознания и поведения как отклонения от психической нормы, как состояний, близких к состоянию психопатии, нельзя не высказать ряд опасений, связанных с искусственной актуализацией архетипического и бессознательного и попытками их использования. Во-первых, актуализация архетипических моделей сознания обеспечивает эффект "заражения" и порождает определенный тип действий людей. Так, используемый, в частности, в политической культуре миф - миф границы, - представляющий собой специфическую императивную модель сознания и поведения, которая противополагает рациональной идее однородного и универсального политического мира дихотомическую систему межличностных ориентаций: "родная земля - чужая земля", "наши - не наши", "царство благочестия - царство зла", "справедливый политический порядок - несправедливый политический порядок" - может проявляться не только в вербализованных и рационализированных формах политических лозунгов, языковых клише, но и в реакциях, действиях, симпатиях и антипатиях людей. Во-вторых, формирующийся в таких условиях тип политического сознания отличается неразвитостью индивидуальной самоидентификации, крайней стереотипизацией исторического опыта, ориентацией на бескомпромиссность и конфликтное разрешение возникающих проблем. Архаичность в данном случае представляется антитезой самостоятельности, о чем уже подробно писалось выше. В-третьих, благодаря актуализации архаического, может быть порожден определенный тип коммуникаций, соответствующих архаике. Эта переоценка живучести архаических представлений приобретает сейчас характер пересмотра динамики вытеснения архаики цивилизационным процессом. Как писал А.С. Ахиезер, "длительные, по видимости нормальные отношения между этническими группами мгновенно разрушаются в моменты кризисов любого типа, так как может оказаться, что в соответствующей культуре разрешение конфликта видится именно на пути избегания, изгнания иной этнической группы. Происходит, казалось бы невероятный, возврат к оттесненным, исчезнувшим программам архаических пластов культуры:, восстанавливается архаическое представление о том, что "они" - нелюди, а значит диалог, коммуникация с ними - невозможны". Используя политику как механизм организации массы по ее самосохранению, манипулируя архаикой и бессознательным массы, применяя типы страхов, толкающих человека в массу и предлагая массе систему "искупительных ритуалов", не следует забывать о том, во имя чего, для каких целей используются эти механизмы: не используются ли специфические особенности массы для поддержки "пожирания" ею самой себя, для унификации и деперсонализации личности в массе через усиление механизмов массообразования, не превращается ли человеческая масса в объект манипуляции вождями всех типов и мастей, ибо, как уже было продемонстрировано выше, насильственно поддерживаемый механизм инфантилизации сознания и методики работы с инфантильным сознанием масс отработаны веками человеческой истории. 1994 г. Текст статьи взят с сайта Свердловского Центра Психоанализа Категория: Библиотека » Постъюнгианство Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|