|
Перерастает ли подростковая депрессия?Автор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
Страну всколыхнули новости о вступлении подростков в социальные группы смерти с целью самоубийства. Что это? Игра? Дань моде? Желание быть причастным к какому-то тайному обществу? Почему у подростка отключается самое важное – чувство самосохранения? Как распознать, что подросток впал в депрессию и ищет из неё выход? Мы вместе подумаем о том, как предвестником игр со смертью выступает состояние, которое мы привыкли называть словом «депрессия». Итак, депрессия. Начнём со взрослых. Каждый взрослый немножко знает, что это такое. Все мы живём в меняющемся мире и у каждого были потери, смерть близких, неожиданные трагедии, известия о неизлечимой болезни, что-то случилось с детьми, материальные трудности, неприятности на работе и т.д. На все эти жизненные трудности человек реагирует состоянием, которое или является депрессией или напоминает депрессивное состояние. Все немножко об этом знают. Что такое депрессия? Депрессия это патологическое (болезненное) состояние, в основе которого лежит сниженное настроение. Плохое настроение может быть разным: подавленным, тоскливым, тревожным, боязливым, злым, раздражительным, никаким и т.д. Много разных оттенков плохого настроения. Плохое настроение является ядром депрессии. Но это ещё не депрессия, потому что плохое настроение может продолжаться два-три часа или чуть дольше и благополучно заканчивается. Для того чтобы это было депрессивным состоянием, кроме плохого настроения нужны ещё расстройства, которые выступают в сочетании. И это, прежде всего, двигательная и мыслительная (интеллектуальная) заторможенность. Двигательная заторможенность − трудно ходить, трудно встать, хочется лежать, движения медленные, шаркающая походка, сутулость, бегать или танцевать тем более невозможно. Интеллектуальная заторможенность − плохо думается, трудно подбирать слова, трудно формулировать даже самые стереотипные мысли, забывается самое элементарное (например, название предметов), снижается концентрация внимания и прочее. Из-за двигательной и интеллектуальной заторможенности у человека появляются негативные ситуации: может неожиданно травмироваться (порезался, облился, случайно разбил посуду и прочее), забывчивость (потерял ключи или забыл куда что положил и т.д.), невнимательное отношение к деньгам, к вещам. Таким образом, чтобы это было депрессией мы должны увидеть плохое настроение, двигательную и интеллектуальную заторможенность. И этим депрессивный синдром ещё не кончается. Мы все знаем, что возникает соматические (физические) жалобы. Человек встаёт утром разбитый. Хоть 10, хоть 12 часов спи, а всё равно усталость, вялость, болит голова, болит живот, обостряются хронические заболевания, на каждой ноге по пуду тяжести. И этим синдром тоже не кончается. Есть ещё снижение аппетита, ухудшение качества сна, снижение либидо и сопротивляемости организма к инфекциям. При многих депрессивных состояниях человек начинает очень часто болеть простудными заболеваниями: грипп, ОРВИ, бронхит, другие инфекции. И, наконец, ещё один компонент, возникающий практически в каждой депрессии − депрессивная идея. Попросту, это называется – депрессивный бред, который проходит вместе с депрессией – вина направленная на себя (я плохой, я неспособный, я никчёмный, я дурак, я неудачник, я грешник), т.е. идеи самоуничижения. То есть, если все шесть компонентов присутствуют в состоянии, то мы говорим о депрессии. Депрессии бывают разные. По книжке болезни не бывает. Поэтому можно встретить дополнительные симптомы. И вот, человек сам понимает, что с ним что-то не так, и идёт … в интернет. Там изучает форумы, переписывается с такими же депрессивными людьми. И… происходит обмен симптомами среди участников беседы.
«Вот, один пишет, что у него депрессия, и у него покалывает в голове. Он ходил на МРТ. А у меня вроде депрессия, но в голове не колет. Через два дня у меня тоже стало колоть там же, и я боюсь, что это опухоль. Надо срочно идти на МРТ» − заметили, что страдалец добавил себе? Идентификацию с симптомами другого. Полезен ли обмен ощущениями при депрессии? К доктору с жалобами на депрессию приходят тогда, когда уже ничего не помогло, ни участие в тренингах, ни чтение о волшебных «Как за 10 шагов избавиться…» и т.д.. А это не один месяц упущенного времени.
Или больной жалуется близким. Тогда близкие обычно сначала сами пытаются полечить родственника: сходи, погуляй; «это у тебя от безделия»; «с жиру бесишься»; сходи в тренажёрный зал; иди в гости; почитай что-то; «не бери в голову»… и прочее «лечение». И вот, когда такое лечение тоже не помогает, то приводят к доктору истощенные, озлобленные своим бессилием и раздражением на то, что «мы ему и то и это, а он, как будто и не собирается выздоравливать» или из последнего монолога: «Так, наверное, внимание к себе зарабатывает». Знакомо? Мне, как специалисту, да. Человеку с депрессией необходима помощь специалиста. Депрессия проходит, если к её лечению подходить правильно. Сначала возникает ослабление симптомов, потом становится легче, и, в конце концов, депрессия проходит.
Что касается ребёнка, то, как здесь? Дело в том, что дети бывают разного возраста. И депрессия может быть в очень раннем возрасте, когда у ребёнка нет речи. Иногда речь ещё не совершенна. Как пожалуется ребёнок без речи на сниженное настроение? Никак. А если речь несовершенна? Он не может пожаловаться на сниженное настроение, потому что пока нет слова, которым можно назвать это состояние. Иногда взрослый, который не испытывал на себе то или иное состояние может назвать словами то, что почувствует. Ребёнок не знает слова «тоска» и заменяет на слово «скука». А «тревога» заменяется словом «страшно». И прицепляет слово «страшно» к разным ситуациям. То боится ответить, то ведьм, то глаз из-под кровати, то какого-то дядьки и т.д. Но кроме этого, есть ещё одна вещь, которая мешает контакту и жалобам – алекситимия, то есть невозможность осознать и передать словами своё душевное состояния. Это касается не только детей, это касается подростка. Спросите подростка «Как твоё настроение?» и ответ будет всегда «Нормально». Для того чтобы выявить это настроение нужен очень долгий специальный разговор, который в сопоставлении что было, что стало, как оценивает – это очень непростая вещь. Чем ещё отличается детская и подростковая депрессия от депрессии взрослого? Депрессия у взрослого не меняется, состояние однообразно плохое. А у ребёнка состояние меняется в зависимости от внешних обстоятельств. В игре ребёнок как будто забывает о депрессии. Что-то заинтересовало – и на время депрессия отошла в сторону. Но это не исцеление! Это просто гибкость симптомов. Хорошо ребёнку – ему становится лучше. Плохо вокруг – становится гораздо хуже. Привезли игрушку или какой-то планшет новый, и он на несколько часов или дней спокоен. Обидел кто-то, получил двойку – становится хуже, усиливается депрессия. И такая волна – то лучше, то хуже. То весёлый, то злой и драчливый. И это тоже необходимо обследовать и выяснять. У взрослого уж если тоска, то тоска. Если злость, то злость. А у ребёнка всё время изменения. То ребёнок сердит, то апатичен, то выглядит утомлённым, то ленивым, и такое в течение дня. У взрослого, при не очень тяжёлых формах депрессии существуют суточные колебания – утром плохо или совсем плохо и это «плохо» продолжается до пяти часов вечера. И к вечеру становится лучше. К пяти часам вечера человек становится деятельным, с подъёмом сил и это возможность восстановиться. Вечером и всё по дому сделает, и с детьми поиграет, и на завтра что-то приготовит, и книжку почитать успеет, и за компьютером что-то почитать, чтобы завтра с утра снова выдерживать состояние «плохо». У ребёнка так не бывает. Утром он вялый, подавленный, апатичный, капризный или злой, слезливый. При наступлении вечера появляется тревожность, ему страшно, нарушается сон, нарушения засыпания вообще. О очень часто вечером двигательная активность, но при этом он становится злым, либо тревожным, либо боязливым. Сомато-вегетативные признаки появляются вечером. И, как правило, суицидальные настроения и попытки возникают в основном в вечернее время, когда активизируется двигательная и эмоциональная деятельность. Что ещё не так как у взрослых? У детей и подростков очень быстро наступает дезадаптация. Школьная дезадаптация наступает очень быстро, потому что нет времени у ребёнка для восстановления. Нет даже вечернего времени, как у взрослого, чтобы найти ресурс. Помните, у взрослых вектор вины направлен на себя. А у ребёнка, и тем более, у подростка, вектор вины направляется во вне. Он не себя винит, а как правило окружающие. Он говорит, что его не любят родители, что его не любят учителя, что специально занижают оценки, что дети с ни не хотят дружить – то есть идеи недолюбленности, заброшенности возникают при депрессии у детей и подростков. То есть у ребёнка депрессия другая. Она и выявляется иначе. На консультациях специалист обязательно говорит с ребёнком или подростком о его отношении к окружающим, исследует вопросы негативного отношения к родителям и его отношение к ситуациям, чтобы исследовать разные его проявления реагирования, мышление и идеи. Нельзя по одной злости, не желанию учиться или повышенной конфликтности с родителями говорить о том, что у ребёнка или подростка имеется депрессия. Не все депрессивные состояния выявляются. Потому что их расценивают как-то иначе. Поэтому относительно недавно было очень много публикаций, в основном зарубежных авторов, которые убеждены в том, что депрессия – это реакция зрелой личности и поэтому до подросткового возраста искать депрессию искать не надо. В ответ вышли клинические исследования детских специалистов, которые наглядно показали, что депрессия у детей бывает, и начинаться может в любом возрастном периоде детства, начиная с младенчества (анаклитическая депрессия). Анаклитические депривационные депрессии грудничков, к сожалению, оказывают разрушительное влияние на всю жизнь человека. Сказываются на отношениях с окружающим миром, на мыслительной и эмоциональной сферах, на судьбе человека. Как-нибудь об анаклитической депрессии я расскажу. Сколько депрессивных состояний в детском и подростковом возрасте никто не считал. В основном эти состояния пропускаются самими родителями или игнорируются словами «перерастёт». Такие дети переносят депрессию в подростковый возраст и тогда она «расцветает» полным цветом. От этого страдает вся семья, потому что подростком перестаёт себя контролировать, курит, принимает алкоголь, занимается опасными для жизни развлечениями, плохо учится, защищается от родителей грубостью и нападениями. Проводились исследования подростков в России по многим границам возрастов, и оказалось, с 13 до 17 лет депрессивное расстройство является в 30% случаев. Количество депрессивных детей в каждом классе выявляется 19,5%. То есть, пятая часть класса испытывает депрессивное страдание. Самая главная особенность депрессии у детей и подростков – маскировка. С другой стороны, это способ выйти из депрессии или как-то к ней приспособиться. Перечислю четыре варианта: 1. Депрессия прячется за соматическими расстройствами (телесные боли), когда депрессия скрыта за фасадом физической болезни. Мы все знаем, что когда человек болен любым заболеванием (например, грипп), возникает быстрая утомляемость, апатия, раздражительность, желание побыть одному, снижение продуктивности, и эти симптомы схожи с депрессивными. Но как депрессию это не принимается, если человек действительно болен гриппом. То есть внимание на основные жалобы – насморк, кашель, температура. При депрессиях дети могут жаловаться на боли в животе, в эпигастральной области, может быть понос или рвота, и можно выявить заболевание желудочно-кишечного тракта. Однако симптомы заболевания не являются основными. Например, болей в животе нет в каникулы, нет в субботу и воскресенье. И с симптомами соматическими разбираться надо очень внимательно. Бывают вегетососудистые дистонии, нарушения ритма сердца, боли в сердце − кардиальная маска депрессии. Бывают нарушения дыхания − дыхательная маска. Нарушение дыхание похожа на бронхиальную астму, но это не астма, а диспноэ – невозможность вдоха. Припомните, при бронхиальной астме нарушается выдох, а не вдох. Это важный показатель дыхательной маски депрессии. Может быть особый кашель, который не проходит ни от чего, ни от каких препаратов, ни от кодеина, ни от других лекарств. Неврологическая маска депрессии у детей и подростков очень разнообразна. Обмороки, снижение зрения, снижение слуха, потеря голоса, тянущие боли в суставах, параличи, невозможность стоять, нарушения чувствительности «по типу перчаток и носков». То есть истерические нарушения. Их очень много, и появляются они одни и те же или стразу несколько симптомов. Я не всё буду описывать, потому что этого очень много. Есть ещё одна маска – фебрильная – термоневроз. Когда к вечеру повышение температуры тела на фоне полного здоровья. Не высокая по цифрам, и может быть в течение нескольких месяцев или лет. Могут быть подскоки температуры до 40. Любые соматические проявления ОБЯЗАТЕЛЬНО должен исследовать соматический врач!
Из очень печального опыта. В марте 2017 года обратилась мама с 12-летней девочкой. Жалобы на вялость, апатию, невнимательность, капризность, злое настроение, грубит всем в семье. Уже прошли трёх психологов, но ничего не помогает. Проходили и арт-терапию, и водили на музыку, и внимание уделяют, как психологи говорят, но ничего не меняется. Мама читает книги по воспитанию детей, участвует в тренингах по налаживанию отношений с ребёнком. И вот, обессиленная уже не знает, что бы ещё сделать, чтобы девочка была как прежде. Жалобы девочки – живот болит. Мама говорит, что она вечно, как уроки, так живот болит. Что она так манипулирует, что это способ забрать внимание. Девочка была направлена на анализы, абдоминальное УЗИ, гинекологическое УЗИ, УЗИ почек, исследование кишечника. Диагноз знать хотите? Я была в шоке! Рак матки IV стадии. Девочка умерла в июле 2017 года. Дорогие родители, психологи! Жалобы есть у ребёнка на телесные состояния – ведите к врачам! Не надо исправлять психосоматику арт-терапией или психотехнологиями, которые вы иногда даже объяснить не можете, почему именно при этом состоянии нужен именно этот инструмент воздействия!
2. Депрессия может прятаться за нарушением поведения (чаще у детей 9-13 лет). Так называемые психопатоподобные депрессии, когда за поведенческими безобразиями скрываются очень тяжёлые душевные состояния (например, шизофрения). А иногда и не душевные, а даже физические – например опухоли головного мозга или нарушения электрической активности головного мозга. Тут тоже надо подробно разбираться. В школу не ходит, прогуливает, дерётся, ничего не делает, пьёт, курит, ворует, пошёл в плохую компанию… − психопатия. А если приглядеться, то он не может с утра встать, его с трудом собирают в школу, в которую доходит он еле-еле, потом разворачивается, и идёт гуляет или сидит за компьютером. Ни чтения, ни уроков, одни игры. И так продолжается у подростка до пяти часов вечера. Он подросток, у него суточные колебания уже схожи со взрослым. К моменту прихода родителей с работы он исчезает. Зачем он пошёл? За лечением. Он пошёл за тем, что даст облегчение от всего того, что переживалось днём. Активность поможет общаться, но друзья не будут говорить про школу, заставлять что-то делать, не будут пугать будущим, они дадут ему что-то, что облегчит ему состояние – сигаретку, бутылочку пива или что покрепче, хохот, отвлечённые темы для бесед. И в это время ему становится ХОРОШО. И вот, он приходит вечером домой поздно, получает сполна всё от родителей (даже побои), а на другое утро ему становится ещё хуже. На таком фоне возникает суицид. Дай бог, чтобы он был незавершённый! Кто поймёт, что с ним происходит? Он такой противный, что никто не хочет с ним разговаривать, никто не поможет озвучить накопившиеся в душе гадости в адрес родителей (родители это не выдерживают) или тех, кто обижает, а если и приводят такого подростка к психологу, то ожидают, что состояние подростка изменится встречи за три, чтобы не возить и не платить. Подросток становится изгоем. Перерастёт он это? У каждого здесь своё мнение. Но мнение специалистов – психопатия становится частью личности (Отто Кернберг и др.). 3. Депрессия может быть скрыта за интеллектуальным крахом. Ступидная депрессия. Когда на первый план выступает один из компонентов – невозможность по-прежнему хорошо учиться, по-прежнему общаться. Когда резко снижается успеваемость, и ребёнок производит впечатление интеллектуально неполноценного. Ребёнок становится глупым, вдруг впадает в детство, кушает сопли из носа, плохо понимает что от него требуется. И такого ребёнка, по неуспеваемости, могут перевести в коррекционную школу. Могут перевести на домашнее обучение по слабой программе. А на самом деле нет там умственной отсталости, так находятся и прочие признаки депрессии: и двигаться стал хуже или вообще на месте не сидит, и то, чем было интересно заниматься уже бросил, или начинает что-то делать и бросает. Часто в депрессии дети начинают делать долги. Занимают у своих друзей деньги, тратят их на какие-то простые покупки. Или воруют деньги у родителей и развлекают на них своих друзей. Тут, надо помнить, что друзья у ребёнка – это части его самого, части его личности. Поэтому оскорбление в адрес друга – это оскорбление в часть личности ребёнка или подростка. Это больно! 4. Отказ от своего тела. Подросток может вдруг обнаружить, что ему надо срочно сменить пол. Девочки начинают стричься под мальчика, носить мужскую одежду. А мальчики начинают пользоваться косметикой, и часто воруют женские вещи у своей матери или сестры. Сюда же можно отнести самоповреждающее поведение: грызёт ногти до крови, ковыряет в носу до крови, порезался, попал в травму, что-то на себя уронил. А так же более серьёзные проявления – нанесение себе порезов.
Главное понимать, что перечисленные варианты могут сочетаться. Депрессия – это комплекс симптомов. По одному «он плохо себя ведёт» о депрессии мы не скажем, пока ребёнок или подросток не пройдёт качественную патодиагностику и несколько диагностических встреч. А как выудить депрессию родителю? Прежде всего, надо сопоставить, какой ребёнок был и каким ребёнок вдруг стал. Ведь это не бывает так, чтобы характер изменился так резко. Был умный – стал глупый, был хороший – стал противный, занимался спортом и был целеустремлённым – вдруг всё бросил и сидит дома за компьютером, был добрый – стал нападающим на родителей и окружающих. Как это? Весёлый, подвижный, находчивый, общительный вдруг дома сел, ни с кем не разговаривает или вдумчивый, милый, становится своей противоположностью. Дело в том, что у каждого человека на протяжении жизни меняется основной вид деятельности. У детей это игра. А как она меняется при депрессии? Например, играл всегда на улице, носил игрушки, везде лез, а тут вдруг стал тихим и спокойным (на счастье родителей), уселся дома и стал тихо катать машинки по полу. Или вытаскивает свои коллекционные пазлы, и начинает их собирать. То есть менее высокий уровень игры. Интеллектуальный ребёнок играл в шашки, приставал с беседами, и вдруг залез под стол, начал примитивно, почти манипулятивно играть, перестал читать. Если это компьютер, то и в компьютере игры становятся более примитивными, чем были до этого. Компьютерная зависимость возникает очень часто на фоне депрессии. Депрессия кончается, и зависимость компьютерная тоже кончается. Если вылечили депрессию, то кончается и зависимость. При любом изменении у ребёнка или подростка в поведении, мышлении, состоянии – надо очень внимательно отнестись к этому и идти к специалисту – клиническому (медицинскому) психологу, психотерапевту или психиатру. И вот тут, я должна сказать очень важную вещь. Представление о депрессии в быту не правильное. У депрессии есть начало и конец. Лечить депрессию необходимо, чтобы облегчить состояние, чтобы не наступила дезадаптация, чтобы ускорить окончание депрессии. Но лечить надо хорошо. Не просто ноотропами и витаминами, а специальными препаратами, которые ПОЗВОЛЕНЫ в том, или ином возрасте, с учётом особенностей проявлений депрессии. Никакой пустырник, ново-пассит, персен и прочие (не являющиеся лекарствам от депрессии) вам не поможет излечить депрессию! К каждой конкретной депрессии подбирается своё лекарство и назначает его психиатр. И принимается лекарство под постоянным контролем у врача. Ещё очень важно сказать. Депрессия – это не диагноз − это синдром. Это расстройство, которое выступает в рамках различных болезней. Бывают реактивные депрессии – при остром стрессе, невротические депрессии – при длительной психотравмирующей ситуации (школьная среда, конфликты и пр.), депрессии, возникающие при неправильном поведении взрослых с ребёнком или подростком. Это экзогенные депрессии – т.е. причина во внешних обстоятельствах и реакции на них. А есть эндогенные депрессии – возникающие при широком спектре заболеваний внутренних органов и систем, заболеваний головного мозга. Это и органические поражения головного мозга, и эпилепсии и многое другое. Но особенно тщательно надо наблюдать депрессии, возникающие в рамках маниакально-депрессивного психоза (биполярно-аффективного расстройства), циклотимии, циркулярной шизофрении. Не леченные эти состояния приведут к серьёзным изменениям личности и полной неработоспособности. Итак, я думаю, что депрессия перестала быть для вас игрушкой, в которую сейчас так модно играть. Вы теперь знаете, как она проявляется у взрослых, и чем отличается депрессия детская от взрослой. И теперь, вы точно знаете, что если вы не доктор, то лучше не читать форумы, а сходить к специалисту, и если нужно, пройти психотерапевтическое обследование и лечение. И вы точно понимаете, что быстро не бывает! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|