Утренние размышления психолога
У вас бывает так, вы спите безмятежным сном и как будто вас в бок толкнули и вы проснулись , резко и не понятно от чего.
Сегодня я проснулась ,таким образом , очень рано. Что остается делать в такое раннее утро в деревне , когда еще все спят и сын сопит под боком, только думать и размышлять о своей жизни , ну иногда и чужой конечно )
Мои мысли привели меня к пониманию того , что лето кончается и скоро в школу.
Мой пост сегодня про то , как не просто сейчас учиться детям и их родителям.
Да - да это не описка. Родители сегодня учаться вместе со своими детьми. Заново проходят обучение в школе.
Повторение , как говориться ,
мать ученния
Моя средняя дочь перешла в пятый класс с углубленным изучением иностранных языков.
И мне это доставляет радость.
В каком направлении , т.е куда углубляться , она выбирала сама и к тестам готовилась сама . Я немного "подпиновала" конечно , но так , совсем чуть чуть.Незаметно для нее.
Когда она пошла в первый класс началось мое обучение , приходилось это делать , так как программа не стандартная , а эксперементально-развивающая. Учительница обьясняла , нам родителям , все на "пальцах" , чтобы помочь ребенку , если он не разберется.
Я тогда поняла,что не люблю посещать родительские собрания.
Почему?
Потому что на них , соревновательно- сравнительная атмосфера.
Моего ребенка сравнивали с другими. Оценивали по пятибальной шкале.
Иногда говорили хорошее , иногда плохое.
Меня окружали родители , некоторые были спокойны , некоторые испытывали смущение и даже стыд , а не которые проявляли особую активность!
По дороге домой ,после собрания, я разговаривала сама с собой , убеждая себя , что мне важно видеть мою дочь сначала счастливой, а уже потом успешной.
Для меня важно не заразиться состоянием гонки за хорошими оценками , потому что понимаю , что это просто мое эго дает о себе знать.
И мое нездоровое продолжение в ребенке, мои несбывшиеся ожидания , по поводу своей жизни.
Я шла домой и говорила себе , что это всего лишь оценки и к моей любви к дочери они не имеют ни какого отношения . Мой ребенок самый любимый и дорогой для меня , и никакие школьные оценки не изменят моего отношения к ней.
Это давало мне устойчивость , чтобы не сорваться , не накричать (хотя и не было особой причины) , не подорвать ее уверенность в том , что между нами все хорошо , что я ее люблю.
Нам родителям приходится не просто.
Были моменты , когда я осознавала , что мое настроение зависит от обучения моей дочери , и это вносило хаос в мою жизнь. И мне приходилось работать над собой.
Как же помочь себе и ребенку не "сломаться " в школьной гонке за отметками или как я это называю "кто лучше".
Есть моменты на которые важно обратить внимание:
Для ребёнка в первую очередь важно ваше отношение и любовь к нему.Он любыми способами будет добиваться этого , жертвуя всем , чем сможет.
Если мама или папа встречая ребенка из школы , спрашивают, "как твои успехи в учебе?", а не словами "я тебе рад, что интересного у тебя сегодня было?"
То ребенку будет сложно учиться. Вся его энергия будет уходить на то чтобы сохранить хорошие отношения с родителями, а не на то чтобы учиться. На то, чтобы справиться с чувствами вины и стыда , причем не своими изначально , а нашими , так как в основном каждый родитель смотрит на своего ребенка через призму собственной истории, если конечно , не прорабатывал свои детские травмы с психологом.
Ребёнку важно иметь опору в вашем лице и покой , когда он спокоен за ваше отношение к нему , он может учиться легко и спокойно.
Правда в том ,что очень сложно быть устойчивым в том, чтобы в первую очередь видеть свое чадо , а не его дневник.
Меня периодами захватывало состояние гонки за оценками, контроль домашнего задания, и это вроде вначале обучения присутствует.
Когда я поняла , что много думаю об ее уроках, я остановилась и нашла свое место покоя , это моя жизнь , то что происходит в моей личной жизни и моя жизнь не зависит от оценок учителей.
Мне очень помогло знание психологии развития , которая включат в себя понятия привязанность , уязвимость , зрелость и т.д.
Как я стала поступать , чтобы не превратить наши отношения в поле боя за оценки.
Я постепенно перестала делать уроки со своей дочерью , потихоньку отстронялась от ее обучения , передавая бразды управления своим обучением ей.
Было не просто именно мне. Мои тараканы не давали мне покоя , моя самооценка кричала внутри.
Где то примерно начиная с середины второго класса , я смогла это сделать.
Мне было страшно , я думала , что моя дочь не справиться.
Но она справилась. Моя поддержка , любовь и безоценочное отношение сделали свою работу.
А дальше стало еще легче, она почувствовала , что ей доверяют и не сомневаются в ней , что она может сама выбирать как ей учиться.
Она учиться хорошо , хотя она знает , что я не ругаю за оценки , она ввсе равно хочет радовать меня своими успехами , это уже происходит из ее желания , а не потому что надо.
Помню ко мне подошла учительница и спросила: "как вы это делаете , что ваша дочь так серьезно и ответственно относиться к своему обучению , хотя при этом говорит , что вы ни когда не ругаете ее за плохие отметки?"
-"просто я ей не мешаю учиться, ответила я")))
Учительница очень удивилась , а мне было легко и весело на душе.
Всем приятного учебного года!
Автор: Наталья Кощеева