Феномен "Золотого сечения"

 

В данной статье я хочу затронуть вопрос о важнейшем для каждого человека явлении, которое с одной стороны крайне для него желательно, а с другой - активно им игнорируется, причем особенно тогда, когда он в этом нуждается более всего. Речь идет о состоянии "золотого сечения". Описывается это состояние через категории "оптимальной включённости", "наибольшего коэффициента полезного действия (КПД)", сбалансированности, центрированности, взвешенности, конгруэнтности....

Идея заключается в том, что для каждой жизненной ситуации существует некоторое своё оптимальное состояние. Каждая ситуация содержит комплекс требований к субъекту (как правильно ситуацию воспринимать, какие усматривать задачи, какие действия следует предпринимать). Если субъект обретает данное состояние, то это означает, что он адекватно воспринимает эти требования, действует точно и великолепно себя физически и эмоционально чувствует!

Эта гипотеза многократно подтверждалась мной каждый раз, когда в результате психологического консультирования и психотерапии клиентам удавалось решать свои проблемы. Решение психологической проблемы как раз и означает появление нового состояния. Именно это состояние предполагает полноту понимания бывшей ранее проблемной ситуации, субъектность - то есть инициативность, ответственность и готовность самостоятельно решать вопросы и действовать. При этом наблюдается очень важное качество, характерное для любого здорового человека - ресурсность. Ресурсность я рассматриваю как системное качество индивидуальности, заключающееся в способности человека спонтанно получать доступ к необходимым для высокого качества жизни ресурсам.

Итак, феномен "золотого сечения", отражающий личностную зрелость человека и его субъектность в конечном итоге выражается в своеобразном автоматическом выборе оптимальной стратегии восприятия и поведения в тестовых для него ситуациях. У субъекта формируется интуиция действовать адекватно, точно и с максимальным КПД практически в любых ситуациях! Стоит ли удивляться тому, что для человека, жизнь которого организована по принципам и механизмам "золотого сечения" гарантирован социальный, профессиональный и личный успех и, что самое главное, - высокое качество жизни!..

Исследуя структуру феномена "золотого сечения" я прихожу к выводу об обязательности следующих его составляющих:

- Понимание относительности так называемой "правды". Правда у каждого является своей. Сражаться за правду и доказывать свою правоту является проявлением гордыни, категоричности и ограниченности одновременно;

- Доминирование значения над знаком. Слова являются знаками содержания, имеющего определённое значение. "Глупый" ориентируется на слова, умный - на значения слов. Важно не то, что человек утверждает, а то, что он при этом выражает.

- Безусловный приоритет имеет "здесь и сейчас". Подлинным является то, что происходит, а не то, что произошло или произойдёт. Умение ценить настоящее есть мудрость, воплощающая в себе способность учиться и извлекать уроки из прошлого и опираться на чудесные перспективы в будущем. Я уже писал в одной из своих статей о том, что прошлое и будущее являются крыльями нашего бытия в настоящем;

- Доминирование ценности процесса над ценностью результата. Главным является то, что и как мы делаем для получения результата. Примером может быть продажа как процесс и продажа как результат; знакомство как процесс и знакомство как результат; понимание как процесс и знание как результат, радость как процесс и радость как результат (цель), отношения как процесс и отношения как результат. Результат всегда есть функция определенного качества процесса. Но результат - категория, предполагающая некоторую возможность, в то время как процесс - категория, описывающая действие в деталях и конкретных условиях настоящего;

- Ориентировка на объект и его характеристики в выборе стратегии восприятия и поведения. Если в коммуникации или в действиях предметной активности человек не ориентируется на партнёра или на параметры меняющейся ситуации, то им руководит не разум (информация и обратная связь), а наваждение, галлюцинация, - то есть собственные представления как "должно быть", а не то, "как есть". Такие "наваждения" зачастую лежат в основе гиперопеки родителей, ревности, обиды, "начальственного произвола", когда авторитарная фигура априори "точно знает как правильно". Самонадеянность безнадёжно глупа и преступна;

- Предполагаемые представления, гипотезы и цели, если они доминируют в восприятии тестовых ситуаций, делают субъекта слишком жёстким, ригидным. То есть неспособным действовать спонтанно и креативно. "Человек предполагает, а господь располагает" - гласит в связи с этим известная народная мудрость;

- Доминирование "холодного разума" над "горячей головой". Великий швейцарский учёный, психоаналитик К.Г.Юнг противопоставлял эмоции и мышление. Если в ситуации человек движим в своём поведении преобладающими эмоциями, то там нет места разуму. И наоборот. В тестовых ситуациях есть тенденция "эмоционального саботажа" рациональных форм. На своих семинарах я предлагаю серию инструментов для распознавания и утилизации этой опасности. Например в ЗЛ №... в моей статье "Как перестать беспокоиться и начать думать" описывается "приём катапульты" и "приём зеркала" для прерывания негативного переживания и включения мышления;

- Доминирование ценности эстетики над этикой. Соображения "как правильно" важно заменить на соображения "как красиво" и "как гармонично". Принципы этики хорошо работают на запрет нежелаемого поведения, но очень плохо ориентируют нас в направлении желаемого. Очень важно понять, что этично всё то, что красиво и гармонично в этом мире. В том числе и поведение. Поведение, построенное на принципах красоты и гармонии с другими людьми и окружением в целом, само является красивым и гармоничным. И в этом качестве - оно и есть самое правильное и нравственное.

В следующем номере, уважаемый читатель, я продолжу говорить о феномене "золотого сечения". Речь пойдёт о сознательных способах, инструментах актуализации и реализации этого феномена ("принцип аутентичности в системе идентичности", принцип целесообразности [модель ТОТЕ], принцип взвешенности, принцип соразмерности и психологического шкалирования и др.).



Просмотров: 306
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь