|
Самооценка и тревожность у футболистов дошкольного возрастаАвтор статьи: Татарчук Екатерина Романовна
Татарчук Е.Р. По данным Росспорта, сейчас в футбольных секциях, спортив- ных школах и клубах страны занимаются более полутора миллиона человек. Особая привлекательность футбола объясняется его до- ступностью. История развития футбола в России берет начало с первых футбольных лиг в Москве и Санкт-Петербурге [1] что способствует столь актуальному на тот всестороннему развитию личности. По- явление этого популярного вида спорта началось с портовых и промышленных городов России в начале прошлого века. Спорт был способом отвлечь работников от революционных движений. Люди много трудились и им нужна была разгрузка, а современный футбол им привезли европейские коллеги. Забава быстро перешла в вид народного увлечения. В отличие от многих видов спорта он не требовал оснащения или специального пространства. Одновременно с этим в педагогической науке возникает по- требность осмысления проблем физического воспитания человека. Именно поэтому в 20 в. начинает развиваться такое направление физического воспитания, как подвижные игры. С этого моментам игра, находившая свое место лишь в народной педагогике, благо- даря теоретическим обоснованиям П.Ф. Лестгафта, постепенно становится одним их механизмов педагогического воздействия. Важность подвижных игр у дошкольников и школьников об- суждается не первый год, это связано также и с потребностью к движению, которая у мальчиков в три раза выше, чем у девочек [2]. Футбольное поле может играть роль предметно-развивающей среды. А в игре быстрее, чем во всех других видах деятельности развиваются психические процессы.
Поэтому актуальным становится исследование особенностей влияния футбола на личность. Особенное значение приобретают исследования влияния подвижных игр (футбола) на личностные особенности у дошкольников. Именно в детском возрасте психологические проблемы напрямую зависят от окружения, больше чем в какой-либо период жизни. Но игра как коллективная деятельность несет сильную эмо- циональную нагрузку, что в свою очередь влияет на тревожность детей. Тревожность (англ. anxiety) – индивидуальная психологиче- ская особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. [3] Данное свойство пагубно влияет на производительность юного спортсмена и фрустрирует его в кон- тактной игре. Возвращаясь к проблемам футбола стоить сказать, что дети при приеме в спорт секции проходят лишь физический отбор и ни- когда не рассматривается их личностный показатель готовности. Однако, спорт, как любой новый вид деятельности, при его возникновении в жизни ребенка создает кризисный момент. Дети вливаются в коллектив, у них появляется новая роль, изменяется контроль за собственным поведением и повышается концентрация. Все эти факторы являются стрессорами способными усугубить психологическое состояние и без того не окрепшей мозговой орга- низации. Пагубными чертами футбола, влияющими на личность, явля- ется так же регулярная проверка самооценки ребенка. Публичная критика и груз коллективного долга, таят в себе снижение уверен- ности и подвергают сомнению чувство собственного благополучия юного футболиста. Футбол, как командный вид спорта не дает игровику оста- ваться наедине и малейший игровой конфликт или критика спо- собны оставить неизгладимый след на удовлетворенности лично- сти от своих действий. Именно с удовольствием связана произво- дительность в детском возрасте. Л.С. Выготский писал о том, что спортивная игра может приносить удовольствие, если результат удовлетворяет ребенка [5]. Но специфика футбола в непредсказуемости результата, что (заставляет подсознательно ожидать пораже- ния) и пагубно влияет на самооценку малышей. Подрыв авторитета деятельности может помешать рождению самого решающего чувства для спорта высших достижений – лю- бовь к игре. Технические и тактические приёмы требуют и без того колос- сальных усилий переключаемости внимания и высококоординаци- онных актов одновременно с анализом игры в движении. Подобная многозадачная работа возможна только на сформированном ряде мотивов, которые не могут в полной мере возникать при понижен- ной самооценке. Зарождающийся мотив будет подвергаться рам- кам: «А могу ли я?». Психика может выбрать свой, часто непред- сказуемый, способ самозащиты организма избегания неудачи или внутреннего конфликта. Но чем разнообразнее и прочнее мотивы, тем выше самооценка у ребенка, как индикатор низкого уровня тревожности и отсутствия фрустрации. Поэтому целью нашего исследования стало выявление осо- бенностей тревожности и самооценки у юных футболистов. Методики исследования: тест Розенцвейга «Методика рису- ночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В. Тарабри- ной)»; тест «Рисунок семьи»; тест «Лесенка»; тест «Рисунок чело- века» К. Маховер. Все методики помогают создать психограмму ребенка- игровика в футболе как личности, разбирая не физиологическую, а именно психологическую сторону его деятельности. Выборка составила 8 чел. Все юные футболисты 2008-2009 г.р. С одинаковым материальным статусом, сиблинги (имеют братьев или сестер), из полных семей и одинаковым уровнем интеллекта. Опишем полученные результаты. Так по результатам диагностики самооценки с помощью ме- тодики выявлено, что у 6 детей показатель адекватной самооценки, как индикатор правильного самовосприятии. У 2-х диагностирова- на заниженная самооценка, что говорит о необходимости обнару- жения фактора влияющего на личность подавляюще. При опросе родителей и педагогов были выявлены характер- ные типологические признаки поведения ребенка: постоянное бес- покойство; трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); раздражительность; нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечис- ленных выше, постоянно проявляется в его поведении. У всех восьми обследуемых нами детей выявлены один или более критериев, что дало основание для проведения более деталь- ной диагностики наличия и уровня тревожности посредствам теста Розенцвейга. Каждый из полученных ответов оценивался, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. Оказалось, что у 5 человек – экстрапунитивные направления реакции; у 2 человек – интропунитивные направления реакции, у 1 человека – импунитивные направления реакции. Необходимо- упорствующий тип реакций наиболее распространенный, в то время как самозащитный тип диагностируется только у одного футболиста. Данные результаты показывают, что дети не рассматривают фрустрирующую ситуацию, как благоприятную. А отсутствие пре- пятственно-доминантных типов говорит об умении преодолевать препятствия без фиксациинаних состояний. Интропунитивные направления реакций наблюдались у детей с ночным энурезом на фазе активного лечения, как медикаментоз- ного, так и психотерапевтического. При интерпритации «Рисунка семьи» выявлено, что ни один из детей не показал воспитание по типу «кронпринца» – все рисун- ки располагались в нижней части листа, отличались сильным нажимом и штриховкой. Двое откладывали изображение себя . Анализ проективной методики «Рисунок человека» показал нормальное умственное развития у всех детей. При этом изображе- ние у 50% оказался фигурой в футбольной экипировке. Что говорит о выше упомянутой неразделенности по ролям. Отождествления себя и своей игровой деятельности. В результате проведенной диагностики можно утверждать, что высокий интеллект, обнаруженный у всей группы, повышает тревожность [6], а вместе с этим и тормозит спортивную актив- ность детей. Способы реакции детей на фрустраторы и стрессоры обуслов- лены регулярным принятием публичной критики. В то время как ребенок не способен к сложным способам саморегуляции и кон- троля. Поэтому наиболее продуктивный способ терапии – это игро- терапия, групповая психотерапия и арт-терапия. Не стоит и недо- оценивать роль сказки в коррекции поведения у детей, но эту рабо- ту можно после инструктажа доверить родителям. Проведенное исследование показывает насколько важно, за- нимаясь педагогической частью тренировок в массовом спорте, не забывать о психологической составляющей. Надеемся, что данная статья поможет тренерам в подготовке мониторинга качества тре- нировок и выявления группы риска во избежание психологических травм молодых футболистов. Библиографический список 1. Геращенко Д. История возникновения и развития футбола. – Волго- град, 2011. 2. Пенькова Л.А. Развитие игровой активности дошкольников. – М., 2010. 3.Мещеряков Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – Спб., 2003. 4. Выготский Л.С. Стенограмма лекции Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – М.,1933. 5.Раншбург Й, Поппер П. Секреты личности. – М., 1983
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|