|
Психологическая инициация женщины.Автор статьи: Колпакова Галина Александровна
Традиционно под понятием «стать женщиной» в обществе понимают первый сексуальный опыт, вступление в брак, рождение ребенка. Однако это в основном физиологические признаки, которые хотя и несут некоторый психологический опыт, но не исчерпывают понятие «Женской психологической инициации». Для реальной инициации нужен внутренний переход из одной стадии в другую. Оглянувшись вокруг, вспомнив своих знакомых женщин, вы наверняка найдете среди них и «Вечных девочек» - которые ведут себя словно пятнадцатилетние школьницы и в 35 и даже в 60. Найдете и «Железных леди», которых и язык-то не очень поворачивается назвать «Женщина», потому что женская у них только физиология и внешность, но характер, стиль мышления, тип отношений с людьми – во многом мужские. С давних времен по сегодняшний день ведется спор – что же такое «Быть Настоящей Женщиной»? Про это пишут стихи и книги, снимают кинофильмы и ставят пьесы, но, тем не менее, понятие «Настоящая женщина» каждый человек понимает по-своему. А между тем, всем нам с детства известна яркая представительница этого типа - Василиса Прекрасная. Не менее известны и другие сказки про женскую инициацию – «Морозко», «Крошечка - хаврошечка», «Золушка», «Сказка о мертвой Царевне» и другие. Однако настоящей женщиной героини становятся только к концу сказки, а основной сюжет посвящен процессу инициации. Все мы родом из детства… От того, была ли настоящей женщиной мать девочки зависит женская судьба дочери, а потом – ее собственной дочери и т.д. Такая вот матрешка, уходящая корнями в далекое прошлое и устремленное в будущее. В каждой семье, где растет девочка, изначально присутствует набор ролей: Отец – Мать- Ребенок. Когда девочка вступает в подростковый возраст и становится девушкой, роли меняются: в семье присутствуют Мужчина (отец) – Женщина (мать) и Молодая женщина (дочь). Соответственно должны поменяться и отношения – родителям необходимо УВИДЕТЬ, что дочь выросла, что она уже не ребенок, изменились ее потребности, образ мыслей и пр. Они должны ПРИЗНАТЬ этот факт, во многом изменить свое поведение по отношению к дочери, РАЗРЕШИТЬ ЕЙ становиться ВЗРОСЛОЙ, отделиться от родителей и начать искать СВОЕГО МУЖЧИНУ среди сверстников. Львиная доля во всем этом принадлежит матери. Во-первых, потому, что отцы часто заняты на работе, а воспитанием, как правило, занимаются матери. Во-вторых, кто еще может передать сакральный опыт женственности, как не мать, которая имеет этот опыт в любом случае больше, чем он есть у дочери на момент созревания. И здесь возникает ряд сложностей. 1.Женская конкуренция. Потому что на самом деле в этом процессе две линии инициации – когда дочка превращается в молодую женщину, ее мать постепенно переходит в фазу стареющей женщины. Нужно немало мудрости, терпения принимать свои возрастные изменения! Осознавать, что «И кожа уже не та, и фигура расплывается, хотя с диет не слазишь, и мужчины оглядываются все реже….» И все эти тягостные изменения – на фоне расцветающей красоты собственной дочери, у которой – все в настоящем и будущем – любовь, поклонники, восхищенные взгляды мужчин!…Здесь и появляется чисто женская зависть стареющей женщины к молодой красавице, неслучайно во всех женских сказках основная соперница героини – мачеха, которая стремится «сжить со свету» падчерицу. В наши времена мало что изменилось – по- прежнему женщинам сложно расставаться с былой красотой, уметь принимать свой возраст. Хорошо, если эти процессы осознаются и контролируются. Однако часто зависть к молодости и конкуренция «отыгрываются» напрямую, маскируясь под добродетельное: «Я тебе добра желаю!» Наверняка, можете вспомнить из собственного опыта или рассказов подружек «добрые» высказывания матерей: « В короткой юбке ты выглядишь как проститутка!», «На дискотеку? Только через мой труп!», «Никакой косметики! Скромность – лучшее украшение девушки!» и т.д Согласитесь, сложно в такой обстановке почувствовать радость от своей сексуальной внешности, не стесняться своей фигуры, научиться ощущать сворю женскую часть и гордиться ею. 2.Опыт собственной психологической инициации. У матери, как отмечалось ранее, не всегда есть подобный опыт. Возможно, ей не повезло со своей матерью, которая научила бы ее – как быть Женщиной. Поэтому мать сознательно и бессознательно транслирует дочери только то, что имеет. И тогда звучит: «Счастье для женщины – ее дети», «Главное – будь независимой от мужчины!», «Все мужчины - эгоисты!» и т.д. Хорошо, если в окружении молодой девушки все-таки есть инициированные женщины – тетки, более взрослые подруги, коллеги по работе. Тогда у девушки есть шанс «добрать» необходимый опыт, пройти по дорожке Женской инициации дальше, чем ее мать. Таким образом, есть два пути психологического развития женщины: 1. Если мать инициирована – она дает дочери разрешение быть женщиной - дочь «умирает» как девочка и «рождается» как женщина, и, со временем выбирает своего мужчину на рынке женихов. 2.Если мать неинициирована – мать запрещает дочери быть женщиной – дочь выбирает асексуальность. Варианты этого могут быть различными. Дочь может подчиниться и всю жизнь играть роль «Вечной девочки», «Наивной дурочки». Или, наоборот, из чувства протеста выбрать противоположный по отношению к матери сценарий – с частой сменой партнеров, несколькими браками. Несмотря на утрированную внешнюю сексуальность этого образа – внутри героиня ощущает свою женскую несостоятельность, неспособность жить счастливо с одним партнером. Третий вариант асексуального поведения - изоляция себя от отношений с мужчинами. Это может быть уход в работу («Железная леди», «Синий чулок»), в религию («Монашка»), в заботу о родственниках и чужих детях («Добрая тетушка» постепенно превращающаяся в «Бабушку»)
Итак, подведем итоги. От того, являешься ли ты, дорогая читательница Женщиной зависит – сможет ли пройти сложный путь психологической инициации твоя дочь (реальная или пока существующая в твоем воображении), а также (возможно!) все твои потомки по женской линии. Ответственно? Очень. Но это означает , что многое – в наших руках – обрести (или сохранить) «Женское счастье» можно - анализируя, какие именно модели поведения мы унаследовали от своих матерей и других родственников по женской линии. Это можно делать самостоятельно, а также в индивидуальной и групповой работе с психологом.
Литература : 1. Роберт А. Джонсон: «Она», институт общегуманитарных исследований, Москва 1996г. 2. Р. Ефимкина, М. Горлова «Психологическая инициация женщины», сборник «Российский гештальт», Новосибирск – Москва 1999г. 3. М-Л. Фон Франц : «Психология сказки», Б.С.К, Санкт-Петербург 1998г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|