Коррекция детской фобии

 Сеанс психологической коррекции фобии у мальчика 8-и лет

Коррекция детской фобии

Женщина обратилась с просьбой помочь ребенку (мальчик 8 лет), по ее рассказу мальчик боялся темноты с 4 лет, спать мог только при включенном свете. До этого женщина обращалась несколько раз к психиатрам и к экстрасенсу. Сеанс психологической терапии проходил в жилом домике на базе отдыха, вечером, когда на улице была уже темно. Далее, приводится последовательность действий, с небольшими сокращениями,  включая элементы установления раппорта.

Мы сидим в комнате, где на столе расположены его рисунки акварелью. В комнате диван, несколько стульев и кресло. Мальчик сидит в кресле справа. Далее по тексту вводятся обозначения: Т – терапевт-психолог, К – клиент.

Действия терапевта комментируются по ходу развития сеанса.

Т: Привет! Ну, и как тебя зовут герой?

К: Ваня.

Т: Ваня значит? Ну, давай знакомиться. Меня зовут дядя Павел.

Какое-то время молчим, даю ему возможность присмотреться. Рассматриваю его рисунки.

Т: Это ты так здорово нарисовал?

К: Да, у меня еще есть.

Т: Мне нравится, очень хорошие рисунки.

Видно, что ему нравится похвала. Щеки его порозовели, и голос стал громче. А рисунки и в самом деле хорошие. Теперь можно переходить к сути.

Т: Ваня, а вечером ты ходишь на рыбалку?

К: Нет, мне нельзя?

Т: Что такое происходит, когда ты выходишь на улицу?

К: Я боюсь.

Конфлуэнция. Границы контакта со средой  размыты.  Из контекста ясно, о чем идет речь, но в данном случае я посчитал целесообразным уточнить.

Т: Ваня, а чего ты там  боишься? (Показываю рукой на дверь)

К: Темноты.

Говорит, и прикасается правой рукой к грудной клетке, что может служить невербальным сигналом, указывающим на место, где он физически ощущает свой страх. Далее я пытаюсь выделить фигуру, с которой мы будем работать.

Т: А что бы ты хотел Ваня, когда выходишь на улицу?

К: Не бояться.

Цель формулируется через отрицание, поэтому несколько уточняющих вопросов.

Т: Не бояться чего?

К: Темноты.

Т: Ты этого хочешь?

К: Да!

Т: А что ты будешь делать, если перестанешь бояться?

К: Я смогу тогда ходить ночью с мальчишками на речку и сидеть у костра. Смогу печь картошку.

Говорит живо. У него есть цель, и он мотивирован на ее достижение. Поэтому можно идти далее. Далее большое желание поговорить с темнотой. Сдерживаю это желание и предлагаю поговорить   о способностях. У него есть способность бояться темноты. И можно уточнить, как он знает, что он боится. Мне кажется полезным фрустрировать.

Т: Ваня, а как ты знаешь, что ты боишься.

К: Просто знаю.

Т: А  где ты испытываешь страх?

К: Не знаю.

Т: Может быть в пятке, или в животе?

К: Не знаю.

Т: Так у тебя есть страх?

К: Да.

Т: Ну и  где же он прячется?

К: Не знаю.

Т: А хотелось бы тебе узнать, где он прячется?

К: Да!

Т: Ну, тогда сходи и узнай! Выйди прямо сейчас на улицу и узнай, где он появляется в твоем теле, в руке, голове, или в пятке

Ваня выходит только в коридор, и быстро возвращается.

К: Здесь…

Он показывает на грудь правой рукой (в то же самое место, что и раньше).

Т: Хорошо. Садись вот рядышком со мной. А в школе, где ты учишься, по какой системе ставят оценки по пяти бальной или десяти бальной?

К: По 10 - бальной.

Т: А вот эти картинки ты рисовал?

К: Да, я.

Т: Хорошо, а что у тебя по рисованию в школе, сколько баллов?

К: Десять. Иногда 9.

Т: Это сама высокая оценка?

Спросил еще и потому, что мать показывала его картинки, написанные акварелью и мелками.

К: Да, самая высокая.

Т: А на сколько баллов ты теперь «страшишься»?

Превращаю существительное «страх» в процесс «страшиться». Сознательно делаю подмену слова «бояться» на слово «страшиться».

К: Я не знаю насколько.

Т: Ну, тогда выйди на улицу, узнай, и быстро возвращайся.

К: На десять баллов… (Отвечает, быстро вернувшись)

Т: Точно на десять?

К: Сейчас схожу, еще раз проверю. 

Быстро возвращается.

К: Точно на десять. (Подтверждае, вернувшись)

Ему уже явно нравится эта игра, в которую мы с ним играем.

Т: Хорошо, садись вот сюда рядышком. Ваня, тебе удобно в этом кресле?

К: Удобно. (Расслабляет мускулатуру и усаживается удобнее) 

В дальнейшем страх будет называться с прописной буквы, потому что весь диалог будет происходить как с некоторой частью, которая отвечает за конкретное поведение. Но сначала эту часть следует идентифицировать.

Т: Ваня, у тебя есть Страх, ты ощущаешь его вот здесь в груди, и он такой большой, что он на десять баллов? Это так?

К: Да?

Т: Ваня, а ты хотел бы поговорить со своим Страхом?

К: А зачем с ним разговаривать?

Т: Это твой Страх. Как и твоя рука, нога. И твой Страх оберегает тебя от темноты. Ну, может быть с ним можно договориться, чтобы он позволил тебе ходить ночью с мальчишками на речку. Хотел бы ты поговорить со своим Страхом?

К: Хотел бы.

Т: Что если мы его посадим на стул? (Соглашается)

Т: Давай положим какую-нибудь вещь, которая будет страхом. Положи сам.

Берет куртку, выворачивает куртку наизнанку и кладет на стул.

Т: Ваня, спроси у Страха, хочет он с тобой поговорить?

К: Страх, ты хочешь со мной поговорить?

Т: И что он сказал тебе?

К: Ничего, молчит.

Т: Тогда пересядь на стул и возьми куртку. Будешь ему помогать. А я буду Ваней.

Ваня садится на стул и берет куртку. Я сажусь в кресло.

Т: Страх, ты можешь поговорить со мной?

К: Могу. (Кивает головой)

Т: Ты хороший, раз согласился  поговорить. Спасибо тебе Страх.

К: Пожалуйста. (Теребит куртку)

Т: Страх, а что хорошего в том, что ты заставляешь  Ваню страшиться темноты?

К: Ничего.

Т: Чего ты  добивается этим?

К: Я  хочу, чтобы он падал и набивал себе синяки и шишки (Какая-то злость в голосе).

Ваня ведет себя как «Родитель», жестикулирует правой рукой. Голос жесткий. Я слышу негативную формулировку, поэтому предполагаю, что существующий ответ является промежуточным и маскирует позитивную цель. Для определения позитивной цели  продолжаю задавать вопросы, двигаясь по индукции вверх.

Т: Это интересно. Спасибо Страх за честный ответ…  - а зачем тебе нужно, чтобы Ваня падал и набивал синяки и шишки?

К: Тогда он не будет нравиться девочкам.

Т: Спасибо, Страх, что ты так заботишься о Ване,   а зачем тебе нужно,… чтобы Ваня  не нравился девочкам?

К: Тогда они не будут называть его бабником. (Ваня краснеет. Голос дрожит)

Т: Спасибо Страх. А если Ваню не будут называть бабником, то кем он будет?

К: Он будет нормальным мальчиком.

Получен позитивный ответ, теперь за него имеет смысл зацепиться. И здесь много интроектов. Можно даже переименовать эту часть личности, что в данном случае является удачной идеей.

Т: Страх, ты хочешь, чтобы Ваня был нормальным мальчиком.  Спасибо, что ты такой хороший. Спасибо, что заботишься о Ване. Ты настоящий друг. А можно я буду называть тебя тогда Другом?

К: Можно.(Кивает головой)

Т: Ты будешь со мной дружиться?

К: Буду.

Т: Друг, а ты можешь разрешить Ване ходить на речку с мальчишками ночью и печь картошку?

К: Могу.

Т: А ты будешь Ваню защищать в темноте?

К: Буду.

Т: А  каким Ваня будет, если будет темно?

К: Он будет уверенным.

Предлагаю положить Друга (куртку)  на стул и вернуться в кресло. Какое-то время сидит, потом выворачивает шапку обратно. Оставляет ее на стуле. Возвращается в кресло. 

Т: Ваня, я твой Друг. Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты был нормальным мальчиком. А ты хочешь этого? (В руках держу  куртку. Пытаюсь говорить его голосом, голосом ребенка)

К: Хочу.

Т: Ты уверен в этом?

К: Да. (Меняет посадку, подается корпусом вперед)

Сажусь на стул рядом с Ваней.

Т: Ваня, у тебя много друзей… хороших. У тебя есть один из них, который помогает тебе хорошо рисовать. Он очень умный и такой выдумщик. Когда ты рисуешь картины, то он здорово тебе помогает. Он как волшебник. Покажи, как он выглядит.

Дальше мы играли в Добрых Волшебников, которые обучали Друга быть сильным, уверенным, внимательным и осторожным. Мне затруднительно все  выразить словами, т.к. там было много невербального.  Это заняло минут 15. Цель - отвлечь сознание от проделанной работы.

Т: Ваня, кто на том стуле сидит?

К: Это... мой друг.

Прошу его убрать стул и одеть куртку. Мне хочется проверить, как сейчас он реагирует на темноту.  Для этого надо завершить цикл контакта и ассимилировать полученный..

Т: Давай я тебе фокус-покус покажу. Смотри внимательно… тэкс-фэкс…

Показываю ему фокус с исчезновением пальца. Он рассчитан на детей 3-5 лет.

К: Я тоже так могу.(Повторяет)

Т: Ну ты настоящий волшебник! А хочешь еще фокус?

К: Да, хочу. (Оживленно)

Т: М-м... нужна сосновая шишка. Их много под деревом возле дома, но мне нужна маленькая и ровненькая. Принеси одну шишку.

Ваня вышел на улицу один. Прошло несколько минут. Мать стала волноваться. Ваня вернулся через 9-10 минут, с сосновыми шишками в руках и в карманах.

Визуально было видно, что цвет кожи лица у него розовый, дыхание ровное и глубокое, поза тела - симметричная, опора на правую часть тела (внешний контур). Куртку он держал в руке.

Т: Ваня, насколько баллов  ты был уверен на улице, когда искал шишки?

К: Я забыл… на 10... нет, на 9!

Т: Точно на 9?

К: Да!

Такой ответ меня вполне устроил, т.к. в темноте следует соблюдать  осторожность, и быть уверенным на 10 баллов - неэкологично. Теперь он страшится всего на один балл (раньше  было 10). 

Сеанс  занял не более 50 минут по времени. В следующие дни  мальчик ходил с ребятами на речку,  где они жгли ночью костер, пекли картошку на углях   и рассказывали страшные истории. Дополнительно мне удалось выяснить, что возможной причиной возникшей фобии было неудачное объяснение матери факта, почему отец не живет вместе с ними. Мальчик не хотел быть "бабником", как его отец. Фобия на темноту появилась у мальчика вскоре после ухода отца из семьи, и продолжалась почти четыре года.

Если пройтись по шагам метода, то их можно записать в следующей последовательности:

Шаг 1. Калибровка сигналов доступа к бессознательным ресурсам.
Шаг 2.  Установление раппорта с частью личности.
Шаг 3. Определение позитивного намерения части.
Шаг 4. Создание альтернативных способов поведения.
Шаг 5. Экологическая проверка созданных способов поведения.
Шаг 6. Взятие частью ответственности за новые способы поведения.

Приведенная последовательность действий может отличаться, т.к. каждый шаг рейфрейминга - это только ориентир для психолога и требует творческого подхода, с учетом контекста. В рассмотренном случае 5 и 6 пункты поменялись местами, т.к. затевать диалог с другими возможными частями личности, как этого предписывает классическая схема [2], скорее всего, было бы трудно организовать. С другой стороны, экологическая проверка была проведена в натурном испытании альтернативных способов поведения.

 Литература

  1. Камерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1993. - 256с.
  2. Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 256 с.
  3. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура Магии. М.: Каас, 1995. - 520 с.
  4. Кинг М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 176с.
  5. Гингер С., Гингер А.  Гештальт - терапия контакта. - Спб.: Спец-лит., 1999. – 228с.
  6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт. – Спб.: Речь, 2004. – 560с.


Просмотров: 378
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ваня+Коля+Петя=Саша. Анализ бывших "любовей" и его итог.
  • Если ты ничего не боишься, значит, страх в тебе больше, чем ты.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Какой-такой майндфулнесс? Или следи за своим умом, и будет тебе счастье!
  • Все будет хорошо или страх успеха
  • "Я буду на тебя похожа? -Да -Ну и зачем тогда жить?"
  • У вас есть страх темноты? Узнайте, как с ним справиться.
  • Начни что ни будь делать, и тогда у тебя ко мне претензий не будет.
  • Я знаю, почему с другими не получалось. Просто потому, что тебе не нужен “другой”, тебе нужен воин.
  • "Я не смогу" 5 причин приручить страх неудачи и делать что хочешь!
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Я буду тебя так сильно любить, что ни одна женщина в мире не будет тебя достойна!
  • Огромная черная волна во сне, страх что меня не будет.
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • Хочешь я тебе сделаю добро, только будешь должен.
  • Она тебе будет изменять, если…
  • Тому, кто идет со своим светом, можно не бояться темноты
  • Страх, что у меня нет дела, которое будет приносить доход.
  • Что подумают о тебе люди? Страх осуждения
  • Я на тебе никогда не женюсь!!! Страх отношений и чувств
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Откуда взялся страх не понравиться достойному мужчине и как от него можно избавиться?
  • Работа со страхом: "Как сделать страх своим другом?"
  • Тебе не стыдно, а?! У тебя совесть-то есть?!
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь