Интегрирующее Я Sch±±

Категория: Словари и энциклопедии » Словарь судьбоаналитических терминов | Просмотров: 8339



Sch15±±

Интеграция. Интегрирующее Я. Я, предчувствующее катастрофу. Я верховного жреца (Pontifex).

Возникает или полностью интегрированное Я у способного к сублимации человека (S--), или предчувствие катастрофы Я, попавшего в беду (S++; S0+!; S0-!!). перед нами «интегрированное Я», в распоряжении которого находятся все четыре элементарные функции (проекция = , инфляция = , интроекция = +k и отрицание = -k), чтобы активно защищаться от актуальных опасностей пограничных влечений, а еще это может быть «предчувствующее свою катастрофу Я», максимально напрягающее все силы для защиты, чтобы избежать опасности, пребывающей на заднем плане, опасности потери Я (Sch00); такое, например, бывает перед вспышкой психоза, перед приближающимся приступом и т. д.

С позиции эго-психологии интеграцией называется объединение всех четырех функций и видов защиты в жизни сферы Я. То есть наивысшая способность Я использовать проекцию, инфляцию, интроекцию и отрицание как в целях защиты, так и для построения полноценной эго-сферы (в зависимости от потребности и нужды).

Таким образом, интегрированное Я ставится на особенное положение, оно способно разрешать опасные противоречия «на краю» жизни влечений (S±±, С±±) посредством того, что любые дилеммы сексуальной жизни и общения, как и часто с ними связанные морально-этические дилеммы (Ρ±±), устраняются с периферии жизни, чтобы оказаться принятыми в сферу Я. Ставшему интегрированным Я вполне по силам превратить сексуальные, аффективные и социальные противоречия в «проблемы Я», чтобы разрешать их в эго-сфере. Таким образом, оказывается, что интегрирующее Я как бы жертвует самим собой, чтобы вывести из опасных зон существование, скатившееся к «краю» жизни. Интегрирующее Я работает подобно капитану судна, шагающему взад и вперед по командному мостику бытия, высматривая опасные течения справа и слева, опасности в глубине и на высоте, стараясь вести корабль самым безопасным курсом. Это присущее интегрирующему Я постоянное «нахождение в пути» позволяет сфере Я устранить любые противоречия между бессознательным и сознательным, между миром субъекта и миром объекта, между природой влечений и духовностью, противоположности между телом и душой, женственностью и мужественностью, всемогуществом и бессилием, преодолеть пропасть между бодрствованием и сновидениями.

Интегрирующее Я в определенных обстоятельствах может таким образом прийти к реализации своей наивысшей функции, которую мы называем «функцией верховного жреца». Если сфере Я действительно это удается, то оно вполне заслуживает звания «верховный жрец, которому не страшны никакие противоречия» (Pontifex oppositorum).

К Я верховного жреца привязано, не только сознание, но и бессознательное. Таким образом, Я верховного жреца носит ответственность не только за сознательные процессы, но и за бессознательные. Посредством принятия «Я верховного жреца, которому подвластны любые противоречия», эго-учение судьбоанализа наряду с «телесным Я» и «психическим Я» (самость по К. Г. Юнгу) вводит еще и метафизическое понятие Я. Conditio sine qua non ((лат.) неизбежное условие) существования Я верховного жреца обусловлено прежде всего тремя высшими функциями: 1) интеграцией всех противоположностей; 2) психической (метафизической) партиципацией; и 3) трансцендентностью.

Но наличие интегрирующего Я еще не означает реализации партиципации в духовности, как и способности к трансцендентности. Однако интеграция Я является безусловно необходимым предварительным условием обоих функций. Потому и было бы неправильным считать, что появление в эксперименте интегрирующей картины Я (Sch±±) автоматически обеспечивает тотальное единение, партиципацию в духовности и возможность Я трансцендировать. Люди, чувствующие нарушение психического равновесия, — так, например, непосредственно перед приступом или перед вспышкой психоза — могут показывать в сфере Я одновременное наличие всех четырех элементарных функций, до предела напрягая «тормоза», то есть, пытаясь интегрироваться в предчувствии приближающейся катастрофы. Такая интеграция в ситуации катастрофы отнюдь не означает способность к партиципации с духовным миром путем трансцендентности. То есть, встретив картину интегрирующего Я, нельзя просто сделать вывод о существовании Я верховного жреца.

Интегрирующее Я должно быть способно не только на то, чтобы разрешать противоречия, существующие на «краю» жизни влечений, но и уметь выдерживать полярную напряженность в сфере самого пространства Я, как раз и возникшую в результате интеграции. Внутренними полярностями в интегрирующем Я являются: 1. Всемогущество и обладание всем =Sch++. Отказы и приспособления =Sch- - 2. Аутизм =Sch+-. Подавление =Sch-+. 3. Новязчивость и Я-мажор =Sch±0. Оставленность и Я-минор =Sch. 4. Тотальная проекция =Sch0-. Принудительный (каторжный) труд =Sch±+. 5. Тотальная инфляция =Sch0+. Пароксизмальное бегство =Sch±-. 6. Тотальная интроекция =Sch+0. Отчуждение =Sch. 7. Тотальное вытеснение =Sch-0. Принятие оставленности и женственности =Sch. 8. Интеграция на переднем плане =Sch±±. Дезинтеграция на заднем плане =Sch00. Последнее из перечисленных расщеплений вызывает, на наш взгляд, особое предчувствие интегрирующим Я приближающейся катастрофы.

Становится очевидна почти сверхчеловеческая задача, стоящая перед Я для реализации становления в нас Человека. Так что вряд ли кого может удивить то, что мы обнаруживаем у людей столь слабо интегрированное Я, а еще реже встречаем Я верховного жреца (Pontifex). Но нам кажется, что мы не должны забывать, что для людей вполне возможно подниматься в своем Я до наивысшего уровня существования Pontifex oppositorum и что Pontifex-Я всегда находится перед нами в качества идеала Я на трудном пути становления в себе Человека.

С позиции возрастной психологии интегрирующее Я достигает своего пика во второй пубертатный период (13-16 лет) и в конце периода обучения (17-20 лет).

Клиническая психология: 1) невроз страха и истерия страха, предчувствие катастрофы, например, в случае пароксизмальной тахикардии; 2) состояние Я перед сумасшествием (с -!s, -!!s); 3) накануне эпилептиформного приступа. Характерологические черты интегрирующего Я: 1) диалектический характер: познание, разложение и преодоление любых противоречий в бытии и обладании, в чувствах и мыслях; 2) стремление к целостности и совершенству; 3) понимание противоположностей в их единстве (Гегель); 4) борьба рационального (Sch++) с иррациональным (); 5) борьба реального (-k) с ирреальным (Sch++, -p), борьба идеализма с рационализмом, борьба духовного человека с человеком инстинктов (Фауст-Мефистофель, Моисей-Каин); 6) мужское Я-мажор (Sch±0) сражается с женским Я-минор (Sch); 7) нередко эта эго-картина наблюдается у страдающих вазоневрозами (у людей, страдающих от мигрени, астмы, аллергии, экземы и т. д.); 8) тревога за себя переходит в тревогу за все человечество, в стремление улучшить людей; 9) наибольшим богатством людей с интегрированным Я всегда является сильное, надежное Я, почему они и отваживаются на погружение в бессознательное; 10) несмотря на то, что они выделяются своей мудростью, они так и остаются в жизни одинокими странниками или отшельниками; 11) присущая им морально-этическая строгость почти невыносима для окружающих людей — а часто и для них самих, — а происходит это в результате того, что интегрирующиеся люди слишком сильно расширяют зону человеческой ответственности; 12) в определенных обстоятельствах они могут стать воинствующими гуманистами.

Криминально- и судебно-психологическое значение интегрирующего Я можно вывести из его связи с эпилепсией. Некоторые пароксизмальные убийцы в результате воздействия сильных аффектов показывают эту картину Я в качестве знака внутренней борьбы с «Каином».

Заднеплановое Я, полная дезинтеграция, потеря всех защитных функций (Sch00) всегда, словно дамоклов меч, висит над судьбой Я у таких людей. Сверхчеловеческие усилия, затрачиваемые на объединение всех сил сферы Я, чтобы не упустить и связать все противоположности существования, объясняются, на наш взгляд, непрекращающейся опасностью распада, постоянно ожидающего своего момента на заднем плане.




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Инфлятивно-проективная интроекция Sch+±
  • Полные дилемы в контактах C±±
  • Я-влечение. Иметь и быть. Вектор Sch
  • Вымуштрованное Я Sch- -
  • Отрицаемая инфляция Sch-+
  • Инфляция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±+
  • Колобок (фиктивный профиль), ППП: S0+! P++ Sch-- C+!0, ТКП: S±-! P-- Sch++ C-!±
  • Проекция, сдерживаемая посредством навязчивости Sch±-
  • Вытеснение Sch-0
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Подавленная проекция Sch-±
  • Бесконтактность в отношениях с миром C00
  • Партиципация Sch0-
  • Потеря Я Sch00
  • Интроинфляция Sch++
  • Тотальная инфляция Sch0+
  • Привязанность без дальнейших поисков C0+
  • Доверительная связь C-+
  • Инфлятивная проекция Sch0±
  • Навязчивости. Амбивалентная реакция ±k
  • Заблокированность контактов, ирреальные связи C--
  • Жажда обладания Sch+0
  • Страх сензитивных отношений P0-
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Ограничения контактов смягчаются тенденцией поисков C±-
  • Депрессивная и аутичная формы контакта C+-
  • Дезинтеграция влечения S00
  • Контактное влечение. Вектор C
  • Проекция; партиципацию; Перенос своего могущества на объект за пределами себя. Тенденция -p
  • Интропроекция Sch+-
  • Навязчивая амбивалентность в привязанности и инцестуозная связь C-±
  • Бисексуальность S±±
  • Интроекция. Тенденция говорить «да» своим притязаниям. Тенденция +k
  • Навязчивая амбивалентность в привязанности с готовностью к поиску C+±
  • Интеграция; Integration
  • Любовь к человечеству. Тенденция -h
  • Навязчивый поиск с привязанностью C±+
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Поиск могущества. Тенденция +p
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Паранойяльность. Эгодиастола: Партиципация, проекция и инфляция - фактор p
  • Ось «эго-самость»; Ego-Self axis; Ich-Selbst — Achse
  • Гуманизированная сексуальность S--
  • Отправление на поиски нового объекта C+0
  • Эго; Ego; Ich
  • Негация. Вытеснение. Критическая оценка всего рвущегося к реализации. Тенденция -k
  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Собчик Л. Н. - Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди
  • Снижение нравственных установок; тщеславие P0+
  • Котова Ольга Александровна. Проект по охране безопасности жизни детей «Чтобы не случилось беды…»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь