|
Рассеянность – приговор судьбы или не проблема?От автора: Статья была написана по заказу от редакции журнала "Служба кадров и персонал", там же и опубликована. Но поднятая в ней тема актуальна всегда. Повседневная суета приводит к тому, что каждый из нас хотя бы раз в жизни по дороге на работу беспокоился о не выключенном утюге или вспоминал к концу пятницы о не сделанном недельном отчете. Социологами доказано, что не менее 55 % жителей современных городов в той или иной степени страдают от рассеянности, причем более 15 % - в степени хронического недуга. Хотя в русской культуре рассеянность никогда не рассматривалась, как страшный недостаток и часто считалась неотъемлемой частью человека, увлечённого своим делом, а потому несколько отстраненного и воспринимающего остальное, как несущественные мелочи. Да и практически все психологи успокаивают, рассматривая наши недостатки, как плату за имеющиеся достоинства. Но практика жизни показывает, что несобранных работников недолюбливают ни начальники, ни сослуживцы, даже несмотря на наличие у них таких качеств, как доброта, отзывчивость, честность, находчивость и т.п. Актуальность темы подтверждается целым рядом профессий, где рассеянность может приводить не только к досадным недоразумениям, но и непоправимым последствиям. Сюда относятся водители общественного транспорта, машинисты поездов, авиадиспетчеры, врачи. Цена их ошибки – человеческая жизнь! Так что же такое рассеянность и откуда она возникает? Человека можно назвать рассеянным, если он легко отвлекается от текущих мыслей и перескакивает с одного дела на другое. Например, работнику дали в руки важный документ для исполнения. По дороге к своему рабочему месту, он заглянул к коллегам, потом в курилку, с другими выпил чашечку кофе, еще с кем-то обсудил прогноз погоды на выходные дни... А уже через час, (ну хоть убей!), не помнит, где оставил документ. И ведь при этом никто его специально не напрягал дополнительными делами, не отвлекал ненужными вопросами. Несложно представить какова может быть реакция на эту ситуацию коллеги или начальника? Да и вообще, хорошо, если в руки дали копию и где-то сохранился оригинал…Почему такое произошло? Рассеянность не возникает на пустом месте. Есть достаточно много факторов, провоцирующих ее. Это и озабоченность человека другими делами; и переживаемый стресс; и усталость физическая и/или умственная; возрастные изменения; монотонная или знакомая в деталях деятельность; и помехи, провоцирующие ошибки восприятия и многое другое. Найдено также несколько причин ее возникновения. Первая – генетическая рассеянность - есть люди хронически несобранные с детства. Еще в детстве они подражали кому-то из родителей, который тоже страдал подобным недугом. Их не приучили возвращать на место вещи, выполнять режим дня. Они привыкли тянуть время исполнения, находя для этого тысячу «объективных» причин и «суперсрочных» дел. Им бывает трудно даже вовремя проснуться, помните(?!): еще пять минут, еще минуточку, еще чуточку и… Другая причина – привычная рассеянность, кроется в том, что все наше поведение состоит из стереотипных действий, «заученных» с детства на уровне подсознания и, когда мы отвлекаемся на несущественные мелочи, мы даже не замечаем этого Часто, приступая к чему-то важному, люди привычно занимаются посторонними занятиями: бесцельно ходят, кусают ногти, перебирают предметы на столе, поправляют свою одежду, и т.п. Они не запоминают этого, т.к. человеческий мозг, защищая организм от сенсорного переизбытка, отсеивает ненужную ему информацию. Мы же не помним, каким образом сгибаем ногу в колене при ходьбе, или сжимаем пальцы вокруг поручня при резком толчке троллейбуса. Наше восприятие окружающего избирательно, из чего получается, что время «пролетело», чем оно было заполнено – не знаем, а для хорошего исполнения его уже нет, и приходится работать в авральном режиме, когда ошибки, как правило, неизбежны. Точно по такой же схеме некоторые люди «привычно» игнорируют ценные указания по рациональному исполнению задания или важные моменты в прочитанном документе, а потом с удивлением замечают свой промах. Есть еще одна версия о предохраняющей рассеянности – как защите организма от психического истощения. Она возникает при хронической усталости и эмоциональном выгорании человека, живущего в постоянном напряжении своих физических и психических ресурсов. Психологи выделяют также психологическую рассеянность, как способность психики защищаться от негативных переживаний. Например, если человеку не приятен субъект, с которым надо провести переговоры, то по пути на встречу с ним появляется масса отвлекающих моментов, какие-то звонки по телефону, светофор не работает и т.п., итогом которых становится опоздание, т.е. человек как бы психологически отодвигает неприятный для себя момент. Есть люди не столько рассеянные, сколько от природы наделенные замедленной реакцией, эдакие пожизненные «капуши», которые в силу своего врожденного темперамента не могут делать все быстро. Как видим факторов и причин рассеянности много. Но во всех случаях, основным симптомом выступает нарушение способности у человека к концентрации внимания на чем-либо. Научно концентрация определяется, как способность удерживать внимание на каком-либо определенном объекте, который человек выделяет из общего фона. То есть, внимание устанавливает связь сознания с определённым объектом, а концентрация внимания обеспечивает сосредоточенность человека на нём. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Когда концентрация снижена, то внимание человека рассредотачивается между объектами, часто даже несвязанными друг с другом. Так можно ли избавиться от рассеянности и как? Вот какие советы дают психологи: 1. Необходимо соблюдать последовательность в мыслях и действиях – этому помогает четкое планирование дел на день. 2. Необходимо приучить себя к четкому распределению – в определенный промежуток времени делать только одно дело. 3. Неукоснительно соблюдать правило – каждой вещи свое место. 4. Чередовать режим труда и отдыха – давать отдых уму, не нагружать его постоянно работой. 5. Приклеивать себе визуальные подсказки – наклейки-шпаргалки на монитор компьютера, рабочий стол, холодильник и т.п. 6. Освободить свою голову от ненужной информации: номеров телефонов, памятных дат, событий – для хранения информации есть электронные блокноты, напоминания в телефоне, раздел дел и заметок там же. 7. Откладывать выяснения отношений с коллегой или близким на конец рабочего дня или недели – это еще и поможет избавиться от лишних эмоций, даст возможность взять тайм-аут и собраться с мыслями. Как еще можно работать над собой? Вырабатывать новые привычки. Например, постоянные опоздания легко исправляются элементарным обманом восприятия: надо перевести все свои часы на 15-20 минут вперед. Невелика беда, если вы придете куда-то раньше времени, зато, в случае «опоздания» по вашему времени окажется, что вы появились как раз вовремя. Можно поступить и по-другому, утром, сразу после пробуждения, поставить часы на время, когда уже необходимо выходить из дома. Психологически это активизирует и помогает сосредоточиться на сборах. Со временем такой способ отучит от суеты, лишний движений и занятий. Тренировать внимание. Внимание тесно связано с восприятием - как способностью распознавать и фиксировать сигналы из окружающего. На восприятии построена вся реклама: минимум информации и максимум ярких образов. Попробуйте, по дороге на работу, выделить возможные отдельные образы из общей массы. Например, запомнить сколько проехало красных машин или встретилось рекламных плакатов. Вечером надо восстановить в памяти номер первого красного автомобиля или что было написано/нарисовано на первом рекламном плакате. Так постепенно можно научиться концентрировать свое внимание на чем-то самостоятельно заданном, дополнительно появиться неторопливость мыслей и умение выделять отличительные признаки. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Порой мы думаем: «как бы не забыть сделать это» и… Не откладывайте - делайте сразу! Если же в настоящий момент нет возможности выполнить задуманное – оставьте напоминание. Это может быть таймер, будильник, листочек под магнитом, запись в органайзере. Главное шире использовать все возможности, которые нам предлагают современные технологии. Бороться с психобиологией! Всем известно, что люди делятся на четыре типа темперамента. У меланхолика, который утомляется быстрее остальных типов, рассеянность возникает как защита. Для флегматика медлительность и вязкость мышления – врожденная особенность. Темперамент изменить невозможно, но направить в нужное русло реально. Ничто так хорошо и быстро не учит реагировать на происходящее, как двигательная активность. Если заниматься каким-либо активным видом спорта, (теннис, футбол, даже дартс или езда на велосипеде), хотя бы один-два раза в неделю, то в скором времени повыситься общая выносливость, увеличиться скорость реакции. Движение активизирует работу основных систем организма - дыхательной, кровеносной и нервной. От их нормальной и слаженной работы зависит функционирование головного мозга, который, как известно, отвечает за все. Оживить свою память. Выше мы уже останавливались на шутках нашей памяти, когда она игнорирует отрицательные сигналы и избыток сенсорных раздражителей. Коварная память уничтожает не только ненужную информацию, но и имеющую важное значение для работы. Есть много методик для ее тренировки. Одна из самых простых: перед сном вспомнить во всех деталях весь прожитый день, час за часом, стараясь не упустить ни одной мелочи. Вспомнить имена людей, с которыми общались, номера телефонов, темы разговоров и т.д. Это упражнение будет также способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Быть спокойным! Приступая к любому важному делу, постарайтесь успокоиться. Планируйте время с запасом, чтобы иметь возможность хотя бы пять минут посвятить только себе: посидеть, полежать, послушать любимую музыку, ни о чем не думая, чтобы привести мысли в порядок. Ненужное волнение отнимает много сил, которые разумнее сохранить для результативной работы. Такая полезная привычка научит экономить психоресурсы и сосредотачиваться на главном, приступая к задуманному. Дать слово чести! Немного в шутку, чуть-чуть всерьез можно громогласно пообещать друзьям и коллегам, что в следующий раз в случае своей оплошности вы подарите каждому по бутылке шампанского. Расчет возможных затрат – очень хороший стимул исправиться. Бороться с рассеянностью можно и несложно. Главное, чтобы человек сам захотел воспитать в себе новые качества, дополнив ими уже имеющиеся достоинства, которые вместе принесут заслуженный успех. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|