|
Андреева Г.М. » Социальная психологияэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении при- обретают определенную <личностную окраску>. Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от
Ї Б уев а Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1967. Ї Там же, с. 46-55.
этой <личностной окраски>, она существует как реаль- ность, и поэтому в специальных областях знания, в ча- стности в социальной психологии, должна быть подроб- но исследована.
Маркс, характеризуя природу общественных отноше- ний и говоря, что люди участвуют в них не как инди- виды, а как члены класса, отмечал: <этого не следует понимать в том смысле, будто, например, рантье, капи- талист и т. д. перестают быть личностями, а в том смы- сле, что их личность обусловлена н определена вполне конкретными классовыми отношениями> Оставаясь личностями в системе безличных общественных отноше- ний, люди неизбежно вступают во взаимодействие, об- щение, где их индивидуальные характеристики неиз- бежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведе- ния, она всегда оставляет некоторый <диапазон возмож- ностей> для своего исполнителя, что можно условно на- звать определенным <стилем исполнения роли>. Имен- но этот диапазон является основой для построения вну- три системы безличных общественных отношений второ- го ряда отношений - межличностных (или, как их иног- да называют, например у Мясищева, психологических).
межличностных от- ношений
Теперь принципиально важно уяс- "Т. нить себе место этих межличност- ных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей. В соци- ально-психологической литературе высказываются раз- личные точки зрения на вопрос о том, где <расположе- ны> межличностные отношения, прежде всего относи- тельно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными от- ношениями, в основании их или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений и т. дЛ Нам пред- ставляется (и это подтверждается многочисленными ис- следованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить <в
" Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 77. "Кузьмин Е. С. К вопросу о социальной психологии,- В кн.: Проблемы общей и индустриальной психологии. Л., 1963, с. 146. " Платонов К. К. О системе психологии. М" 1974, с. 30.
один ряд> с общественнымн отношспиями, а увидеть в них особый <ряд> отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то <ниже>, <выше>, <сбоку> или как-либо еще). Схематически это можно представить, как сечение осо- бой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом <сечении> экономических, со- циальных, политических и иных разновидностей общест- венных отношений и есть межличностные отношения. При таком понимании становится ясным, почему меж- личностные отношения как бы <опосредствуют> воз- действие на личность более широкого социального це- лого. В конечном счете межличностные отношения обу- словлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда от- ношений даны вместе, и недооценка второго ряда пре- пятствует подлинному глубокому анализу отношений и первого ряда. Хорошую иллюстрацию этого положения дал Маркс в <Капитале>. Говоря о том, что в процессе обмена товарами люди существуют один для другого лишь как характерные экономические маски, поскольку их поведение задано, Маркс вместе с тем показал не- достаточность такой модели при помощи следующего рассуждения: если товаровладелец А оказался ловким плутом и надул товаровладельца Б - за вино стоимо- стью 40 фунтов стерлингов получил пшеницу стоимостью 50 фунтов стерлингов, - то, хотя находящаяся в обра- щении стоимость не увеличилась ни на один атом, ее распределение между А и Б значительно изменилось". Поэтому Маркс и предупреждал неоднократно, что не- достаточно исследовать только совокупность объектив- ных общественных отношений, безличных по своей при- роде: <Мы попали в затруднение вследствие того, что рассматривали лиц только как персонифицированные категории, а не индивидуально>".
Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы <реализация> безличных отношений Б деятельности кон- кретных личностей, в актах их общения и взаимодейст- вия. Вместе с тем в ходе этой <реализации> отношения
между людьми (в том числе общественные) вновь вос- производятся. Иными словами, это означает, что в объ- ективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие <из сознательной воли и особых целей индивидов>. Именно здесь и сталкиваются непо- средственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы и имеет первостепенное значение.
Для социально-психологического исследования пред- ложенная структура отношений имеет важнейшее след- ствие. Для каждого участника межличностных отноше- ний эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социаль- ная деятельность, но содержание и тем более их сущ- ность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит и общест- венных, отношений люди обмениваются мыслями, осоз- нают эти отношения, это осознание не идет часто далее знания того, что люди вступили в межличностные отно- шения. Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межлично- стные взаимоотношения: кто-то воспринимается как <злой капиталист>, как <хитрый торговец> и т. д. На уровне обыденного сознания, т. е. общественной психо- логии, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы по- ведения часто объясняются этой, данной на поверх- ности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой карти- ной, Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность обществен- ных отношений: вне их нет где-то <чистых> обществен- ных отношений. Как писал Маркс, <именно личное, ин- дивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало - и повседневно воссоздает - существующие отноше- ния>. Поэтому практически во всех групповых дейст- виях участники их выступают как бы в двух качествах:
Ї Ск.: Маркс К. и Э н гел ьсФ. Соч.. т. 23, с. 173. " Там же.
" М а р кс К. и Э п г е лье Ф, Соч., т. 3, с. 440.
как исполнители безличной социальной роли и как не- повторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие <межличностная роль>, как фиксацию положения человека не в системе общественных отно- шений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе ее объективного места в этой системе, а ме- ста, возникшего исключительно на основе индивидуаль- ных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обы- денной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он <рубаха-парень>, <свой в доску>, <козел отпуще- ния> и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле ис- полнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и таким образом в группе возникает целая система межличностных отношений.
Природа межличностных отношений существенно от- личается от природы общественных отношений: их важ- нейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматри- вать как фактор психологического <климата> группы. Эмоциональная основа межличностных отношений озна- чает, что они возникают и складываются на основе оп- ределенных чувств, рождающихся у людей по отноше- нию друг к другу. Как известно, в советской психоло- гии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмо- циональная основа межличностных отношений включа- ет все эти виды эмоциональных проявлений. Однако в социальной психологии обычно характеризуется имен- но третий компонент этой схемы - чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Ес- тественно, что <набор> этих чувств безграничен. Одна- ко все их можно свести в две большие группы: 1) конъюнктивные - сюда относятся разного рода сбли- жающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстри- руется готовность к сотрудничеству, к совместным дей- ствиям и т. д.; 2) дизъюнктивные чувства - сюда отно- сятся разъединяющие людей чувства, когда другая сто- рона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интен-
сивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естествен- но, не может быть безразличным для деятельности груп- пы. Однако анализ лишь этих межличностных отноше- ний не может считаться достаточным для характеристи- ки группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмо- циональных контактов. Сама деятельность задает и дру- гой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей со- циальной психологии одновременный анализ двух ря- дов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью. Забегая вперед, можно сказать, что именно в этом пункте ана- лиза подход советской социальной психологии сущест- венно отличается от традиционного подхода западной социальной психологии.
Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология на Западе обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому отно- сительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Глав- ным из таких средств является широко известный в со- циальной психологии метод социометрии. Методика предложена американским исследователем Дж. Море- но, для которого она есть приложение к его особой тео- ретической концепции. Суть ее сводится к тому, что в обществе можно выделить две структуры: макрострук- туру - своеобразное <пространственное> размещение людей в различных процессах их жизнедеятельности, и микроструктуру - психологические отношения, склады- вающиеся у человека с его непосредственным окруже- нием. Это последнее - синоним межличностных отноше- ний. Однако основа их, по Морено, излучение людьми особого свойства, названного им <теле>. Именно от это- го теле зависит тип чувств, которые один человек начи- нает испытывать по отношению к другому человеку. Суть концепции Морено в том, что микроструктура должна соответствовать макроструктуре, т. е. люди должны быть так <расставлены> в процессах их жизне- деятельности, чтобы их непосредственное окружение было всегда приемлемо для них. Если даже отвлечься
от весьма неопределенного и идеалистического по свое- му происхождению качества теле, концепция Морено оказывается весьма уязвимой: процессы, анализируе- мые им, относятся к процессам малой группы, а между тем предлагаемые им следствия распространяются на все общество (например, утопическая и реакционная идея социометрической революции - такой перестройки макроструктуры, которая приводит к идеальному соот- ветствию микро- и макроструктур в масштабе всего об- щества). Теоретическая несостоятельность этой концеп- ции настолько очевидна, что она давно подвергнута критике и отвергается не только с точки зрения марк- систской социальной психологии, но практически давно забыта и западными коллегами Морено. Однако мето- дика, разработанная в рамках этой теоретической схе- мы, оказалась весьма популярной. Она давно ведет свое самостоятельное существование, и у нас лишь в по- следние годы стал всерьез обсуждаться вопрос о том, насколько в действительности она может рассматривать- ся как <независимая> по отношению к теоретической схеме, в рамках которой родилась.
Сущность методики сводится к выявлению системы <симпатий> и <антипатий> между членами группы, т. е., иными словами, к выявлению системы эмоциональных отношений в группе. Выявление это достигается путем осуществления каждым из членов группы определенных <выборов> из всего состава группы по заданному кри- терию. Все данные о таких <выборах> заносятся в осо- бую таблицу - социометрическую матрицу или пред- ставляются в виде особой диаграммы-социограммы, по- сле чего рассчитываются различного рода <социометри- ческие индексы>, как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать по- зицию каждого члена группы в системе ее межличност- ных отношений. Изложение подробностей методики сей- час не входит в нашу задачу, тем более что этому вопро- су посвящена большая литература. Суть дела сводит-
" См.: Волков И. П. О социометрической методике в со- циально-психологических исследованиях. Л., 1970; Коломин- ский Я. Л. Проблема личных взаимоотношений в детском коллек- тиве. Минск, 1979; Добреньков В. И. Раздел <Социометрия>.- В кн.: Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1972.
ся к тому, что социометрия широко применяется для фиксации, для получения своеобразной <фотографии> межличностных отношений в группах. При помощи ее, естественно, не измеряют никакое теле, но она может быть интерпретирована как способ измерения уровня развития позитивных или негативных эмоциональных отношений в группе. В этом ее качестве социометрня, по-видимому, имеет право на существование. Проблема заключается лишь в том, чтобы не приписывать социо- метрии и не требовать от нее больше, чем она может. Иными словами, диагноз группы, данный при помощи социометрической методики, ни в коей мере не может считаться полным. Более того, он вообще не может претендовать на то, чтобы считаться диагнозом: при по- мощи социометрии схватывается лишь одна сторона групповой действительности, выявляется лишь непо- средственный слой отношений. Возвращаясь к предло- женной схеме - о взаимодействии межличностных и общественных отношений, - можно сказать, что социо- метрия никак не схватывает ту связь, которая сущест- вует между системой межличностных отношений в груп- пе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики груп- пы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уж о других ее ограниченностях, например о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов и т.д.).
Общение в системе межличностных и об- щественных отноше- ний
Анализ межличностных отношений, как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отноше- ний, а внутри них, позволяет рас- ставить правильные акценты в во- просе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходи- мо сказать несколько слов о проблеме общения в це- лом. Вся эта проблема является специфической пробле- мой марксистской социальной психологии. Сам термин <общение> не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не впол- не эквивалентен обычно употребляемому английскому термину <коммуникация>, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном слова-
ре марксистского обществоведения. Конечно, в структу- ре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психоло- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|