|
Горных А. 'Воображаемый другой (Ж. Лакан)'Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 12733
Автор: Горных А.
Название: Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)" Формат: HTML Язык: Русский 3. Ж. Лакан или конец классической французской философии
Классическая (французская) философия - это "философия, исходящая из Cogito". илософия самосознания, предполагающая: - изначальную, спонтанную самотождественность "мыслящей вещи" (акт мысли в котором субъект мысли неотличим от самого акта "я мыслю"), - непосредственную очевидность знания о ней (рефлексия, интроспекция), - Эго (Идея, трансцендентальная апперцепция) как некое бесконфликтное Начало (всех вещей). "Что придает сознанию его столь очевидную, на первый взгляд изначальность?, -спрашивает Лакан, - ... Ведь если налицо сознание чего-то, то невозможно - объясняют нам - чтобы это, наличное, сознание не постигало бы и себя самое как таковое. Какой бы то ни было опыт может быть предпринят лишь при условии, что внутри этого опыта субъект может постичь, в своего рода непосредственной рефлексии, самого себя" (Л-2, 69). Со времен Декарта написаны тысячи томов о том, каким образом постигается в опыте собственное я (от простой достоверности, до интенциональных актов). Где же самый глубинный, "беспредпосылочный" слой сознания? И несмотря на массу терминологических "новаций" - лишь незначительное продвижение. Есть что-то от попытки укусить себя за локоть или поймать собственный хвост во всех этих рефлексиях и интроспекциях. Что-то невозможное, мучительное и... вполне пустое. "Есть проблемы, - говорит Лакан, - которые нужно иметь решимость бросить нерешенными" (Л-2, 70). "Решительное противопоставление" всякой "философии, исходящей из Cogito" - не в радикальной критике существующей "картины", а в смене самого угла и фокуса зрения. Не всматриваться вглубь себя - это "бред самонаблюдения", к тому же там - "пустота" ("self-analyse, строго говоря невозможен", Л-2, 176). Но поискать "себя" опредмеченного (в культурном "воображаемом", в языке, не в продуктах труда), самость не данную ни в каком непосредственном опыте. "Человек прорастает знаками в значительно большей степени, нежели он об этом подозревает. Вот о чем идет речь во фрейдовском открытии - о новом понимании человека" (Л-2, 177). Лакановская версия посткартезианской философии исходит из тезиса об изначальной, неустранимой конфликтности. Индивида не нужно опирать на какую-либо точку опоры, "центр" (Cogito или более "глубокий" оргазмический исток, по Райху). Нужно понять его как смещенного по отношению к любому "центру", самотождественной очевидности. Философия самосознания "Я - это я" (а отсюда вещи существуют вот таким образом, как гносеологические объекты). Открытие Фрейда - "Я - это другой" (поэтому вещи существуют как объекты желания, а это уже совсем другой статус). "Только не поддавайтесь на эпатаж, не вздумайте бежать на улицу, крича, что я это другой..." (Л-2, 13). Смещение "воображаемой функции" "Тайна" человеческого "Я" лежит в смещении "воображаемой функции". Ка-кой? - функции захвата меня внешним образом. Сущность воображаемого отношения - в зачарованности субъекта внешней идентификационной оделью. Смещение "воображаемой функции": - у животных воображаемое работает как фиксация на брачном партнере (другой особи) при ритуальном "маскараде" и ритуале, непосредственно провоцирущем половой акт; - у человека воображаемая функция "похоже, целиком отвлечена в сторону лед-жащего в основе "Моего Я" нарциссического отношения и порождает агрессивность..." (ИБ, 33). Все эти садомазохистские комплексы, "логические замещения [влечений] в их источнике, направлении и объекте" (ИБ, 33) - коренятся в сбоях воображаемого отношения. Общий знаменатель для этого "человеческого, слишком человеческого" - агрессивность. Лакан различает агрессивность от агрессии. Агрессия (как зоологический феномен) -насильственный акт по отношению к другой особи. Агрессивность - эта некая фундаментальная установка человеческого эго по отношению к себе подобному. (Evance, 6). Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|