Горных А. 'Воображаемый другой (Ж. Лакан)'

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 12816

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


3. Ж. Лакан или конец классической французской философии
Классическая (французская) философия - это "философия, исходящая из Cogito". илософия самосознания, предполагающая:
- изначальную, спонтанную самотождественность "мыслящей вещи" (акт мысли в котором субъект мысли неотличим от самого акта "я мыслю"),
- непосредственную очевидность знания о ней (рефлексия, интроспекция),
- Эго (Идея, трансцендентальная апперцепция) как некое бесконфликтное Начало (всех вещей).
"Что придает сознанию его столь очевидную, на первый взгляд изначальность?, -спрашивает Лакан, - ... Ведь если налицо сознание чего-то, то невозможно - объясняют нам - чтобы это, наличное, сознание не постигало бы и себя самое как таковое. Какой бы то ни было опыт может быть предпринят лишь при условии, что внутри этого опыта субъект может постичь, в своего рода непосредственной рефлексии, самого себя" (Л-2, 69).
Со времен Декарта написаны тысячи томов о том, каким образом постигается в опыте собственное я (от простой достоверности, до интенциональных актов). Где же самый глубинный, "беспредпосылочный" слой сознания? И несмотря на массу терминологических "новаций" - лишь незначительное продвижение. Есть что-то от попытки укусить себя за локоть или поймать собственный хвост во всех этих рефлексиях и интроспекциях. Что-то невозможное, мучительное и... вполне пустое. "Есть проблемы, - говорит Лакан, - которые нужно иметь решимость бросить нерешенными" (Л-2, 70). "Решительное противопоставление" всякой "философии, исходящей из Cogito" - не в радикальной критике существующей "картины", а в смене самого угла и фокуса зрения. Не всматриваться вглубь себя - это "бред самонаблюдения", к тому же там - "пустота" ("self-analyse, строго говоря невозможен", Л-2, 176). Но поискать "себя" опредмеченного (в культурном "воображаемом", в языке, не в продуктах труда), самость не данную ни в каком непосредственном опыте. "Человек прорастает знаками в значительно большей степени, нежели он об этом подозревает. Вот о чем идет речь во фрейдовском открытии - о новом понимании человека" (Л-2, 177). Лакановская версия посткартезианской философии исходит из тезиса об изначальной, неустранимой конфликтности. Индивида не нужно опирать на какую-либо точку опоры, "центр" (Cogito или более "глубокий" оргазмический исток, по Райху). Нужно понять его как смещенного по отношению к любому "центру", самотождественной очевидности. Философия самосознания "Я - это я" (а отсюда вещи существуют вот таким образом, как гносеологические объекты). Открытие Фрейда - "Я - это другой" (поэтому вещи существуют как объекты желания, а это уже совсем другой статус). "Только не поддавайтесь на эпатаж, не вздумайте бежать на улицу, крича, что я это другой..." (Л-2, 13). Смещение "воображаемой функции" "Тайна" человеческого "Я" лежит в смещении "воображаемой функции". Ка-кой? - функции захвата меня внешним образом. Сущность воображаемого отношения - в зачарованности субъекта внешней идентификационной оделью. Смещение "воображаемой функции":
- у животных воображаемое работает как фиксация на брачном партнере (другой особи) при ритуальном "маскараде" и ритуале, непосредственно провоцирущем половой акт;
- у человека воображаемая функция "похоже, целиком отвлечена в сторону лед-жащего в основе "Моего Я" нарциссического отношения и порождает агрессивность..." (ИБ, 33). Все эти садомазохистские комплексы, "логические замещения [влечений] в их источнике, направлении и объекте" (ИБ, 33) - коренятся в сбоях воображаемого отношения. Общий знаменатель для этого "человеческого, слишком человеческого" - агрессивность. Лакан различает агрессивность от агрессии. Агрессия (как зоологический феномен) -насильственный акт по отношению к другой особи. Агрессивность - эта некая фундаментальная установка человеческого эго по отношению к себе подобному. (Evance, 6).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Другой»
  • Притча «Девушка и бродяга»
  • Притча «Истинный Суфи и ложный Суфи»
  • Притча «Один Бог и один»
  • Притча «Поспорили»
  • Георгий Почепцов. Мягкая сила. Смысловые войны в современном мире.
  • Притча «Идите за мудрым человеком»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Притча «Зачем учиться»
  • Мид Дж. От жеста к символу.
  • Воображаемое; imaginary
  • Лакан Жак. Семинары. Книга 3 Психозы Главы 1, 4, 5, 6. Семинар, прочитанный в 1955-56 гг.
  • Притча «Практика»
  • Главный Редактор. Два веселых гуся - украинская народная песня
  • Притча «О вопросах»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Притча «Что на самом деле хотят женщины?»
  • Апотропаический; Apotropaic
  • Притча «Давай поссоримся»
  • Экзогамия; exogamy
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Притча «Два друга»
  • Притча «Три дороги»
  • Притча «Сизиф и два мудреца»
  • Притча «Мушфики и больной имам»
  • Притча «Цель пения соловья»
  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Притча «Философия»
  • Притча «Вопрос об истине»
  • Притча «В пылу азарта»
  • Притча «Рыба»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Притча «Проявления»
  • Четыре стадии развития компании.
  • Притча «Два врачевателя»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Воронова Ольга Юрьевна, Лукашина Наталья Александровна. Проект «Народы России»
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Притча «Наша зависть»
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Исаева Ирина Сергеевна. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
  • Притча «Учёный гость»
  • Притча «Мир, созданный тобой»
  • Стадия зеркала; mirror stage
  • Притча «Вырви кипарис!»
  • Притча «Протри глаза»
  • Ярошевский М. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ В.
  • Притча «Второй и второй»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь