Руа Даниэль. Требование и желание.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 9355

Формат:   HTML
Язык:   Русский


Истирание желания
Это место желания в рассмотренном интервале между высказанным и высказыванием оказывается особенно очевидным в тех случаях, когда его просто не существует (!), а именно в случае психоза. В этом случае его отсутствие переживается субъектом как посягательство на «наиболее интимную связь с ощущением жизни».
С женщиной, о которой пойдет речь, я встречаюсь регулярно, каждые 15 дней на протяжении двух лет, но знакомы мы с ней гораздо дольше, поскольку она моя соседка, и у нас - общие дом и сад. Каждые пятнадцать дней между нами происходит очень вежливая и учтивая встреча, в ходе которой мы рассуждаем по поводу того, что можно назвать ее «погружением в мир» или ее «воплощением», - именно в таких терминах она говорит о своем теле в его физическом смысле, дрейфующем во вселенной циркулирующих речей.
Эту даму мне доверила ее дочь, проявившая гениальную интуицию относительно организации помощи своей матери в тот момент, когда такая необходимость возникла в связи с бредом и приступами зрительных галлюцинаций.
Вокруг пациентки было сосредоточено много специалистов, посещавших ее на дому с целью оказания самой разнообразной помощи в зависимости от причуд ее дискурсивного «погружения». Медсестры для приема медикаментов, врач для различных медицинских назначений, окулист, отоларинголог и все остальные, кто также необходим, включая меня, психиатра и психоаналитика, кинезиотерапевт для увеличения подвижности тела, специальная помощница для культурных походов, домработница для домашней работы, муниципальная служба для организации питания... Каждый из этих интервентов, как она мне пояснила, сохраняется, чтобы отвечать на адресованные ему конкретные требования. По сути своей доброжелательная, она становилась свирепой, когда замечала малейший промах в ожидаемом ответе. В этом случае больная делает нарушителю внушение и ставит его «на место», к великому удивлению провинившегося, когда на его глазах милая пожилая дама вдруг преображалась в беспощадного тирана. В этом и проявляется ее непосредственная близость структуре речи и требования: что сказано - то сказано, и никакие извинения, с помощью которых можно было бы уклониться от безусловного указания речи, здесь бесполезны и неуместны.
В течение длительного времени я пытался понять свое собственное место в этом порядке. И думаю, что ответ прост: я являюсь тем, кто ведет запись всех недостатков безусловного указания речи, всех неприемлемых неудач. И я утверждаю их в этом качестве. Так, однажды, пациентка объясняла мне свою специфическую трудность, возникающую в момент, когда кто-нибудь обращается к ней с речью. При этом она придерживалась модели, основанной на особенности ее связи со слуховым аппаратом, громкость которого можно было регулировать. Итак, во время разговора с кем бы то ни было, по утверждению дамы, всегда наступает момент, когда в речи собеседника возникает «белое пятно», нечто ускользающее, что она не способна ухватить, как если бы слуховой аппарат выходил из повиновения и звук делался едва слышным. Однажды появившись, это «белое пятно» становится необратимым: образовавшийся пробел не может быть более восполнен, что привносит в речь непоправимую «задержку», возникающую между ней, слушающей, и тем, кто говорит. Описывая то состояние замешательства, которое охватывает ее в подобные моменты, она обозначает его загадочной фразой: «У меня больше нет личности». Подобный комментарий позволяет понять: чем в большей степени она погружается в речь, тем в большей степени теряет, как она сама утверждает, «свою личность», что, помимо всего прочего, возбуждает ее негодование. «Вы знаете, доктор, что мои вкусы весьма разнообразны: мне нравится классическая музыка, но также и джаз; я люблю кино; я в той же степени интересуюсь регбийными матчами, что и фигурным катанием...». В этих произносимых вслух словах она не слышит того, что одновременно невольно описывает ситуации, в которые в течение минувших пятнадцати дней было погружено ее тело без участия желания. Во всяком случае, для нее самой оказывалось невозможным соотнести их с каким либо «желанием».
На самом деле, за неимением некого загадочного измерения и в речи и в требовании, Другой речи, каждый раз, когда он оказывается воплощенным, похищает у нее «ее личность» и провоцирует этот элементарный феномен*, описываемый пациенткой с такой точностью. Отсутствие чего-либо иного существенного, кроме самого дискурса, ставит ее в положение абсолютной зависимости от материального течения фразы, где говорящий всегда опережает по времени слушающего, ибо тот, чтобы уловить точный смысл фразы, вынужден ждать ее окончания. Мы же, в общем-то, оказываемся в такой ситуации не полностью скованными, благодаря тому, что всегда остается уголок свободы в следующей форме: «существует то, что ты мне говоришь, и существует, кроме того, факт, что ты мне говоришь и/или что я тебя слушаю». Мы увидели, что именно там находится место желания. За неимением этого уголка свободы, именуемого желанием, множество раз происходило так, что моя соседка и пациентка «возвращала желание Другого», как об этом пишет Лакан (с.556), в реальное, а чтобы быть до конца точным - по другую сторону стены, к своему соседу слева, тоже врачу, откуда до нее доносились оскорбления в ее адрес. Я же, являясь соседом справа, продолжаю вместе с ней истирать в своем значащем соседстве все слишком не уместные проявления какого бы то ни было желания, в котором она могла бы оказаться заинтересованной.

Элементарный феномен (phénomène élémentaire) - термин Клерамбо (Clérambault), используемый Лаканом в его работах «De la psychose paranoïaque dans ses rapports avec la personnalité» и Le Séminaire, livre III, p. 28. - Прим. переводчика.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Станислав Клоссовский. Золотая игра. Иоганн Даниэль Милиус, Philosophia reformata
  • Главный Редактор. Современные требования к учителю иностранного языка
  • Даниэль С.М. Картина классической эпохи
  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Корниенко Ольга Александровна. План работы по преемственности ФГКДОУ № 145 и ФГКОУ СОШ № 135 на 2015 — 2016 гг.
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Интерактивная дидактическая игра «Цвета»
  • О. Аллин, Н. Сальникова. Эффективный сотрудник: профессиональные и личностные требования
  • Мокрушина Ольга Анатольевна. Место проекта в современном образовании
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличие программа от рождения до школы по ФГОС
  • Булгакова Наталья Александровна. АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ.
  • Олеся Зверева. Технология В.В. Воскобовича в дошкольном образовании как условие интеллектуального развития дошкольников
  • Максимова Марина Викторовна. Современные требования к математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Ефимовой О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. Под редакцией
  • Дмитриева Светлана Николаевна. Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие»
  • Буйвол Оксана Анатольевна. Доклад «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ»
  • не извесно. Алгебра. 8 класс. Рабочая программа к Мордковичу А.Г.
  • Босовой Л.Л. Информатика. 5 класс. Рабочая программа к УМК
  • Сагитова Расима Ришатовна. Требования к дидактическим-обучающим играм для математического развития детей 1-ой младшей группы.
  • Руфова Оксана Владимировна. Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
  • Гринчук Юлия Станиславовна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя детского сада
  • Чуманова Елена Борисовна. Программа развития и оздоровления школьников в летний период 'Радужное лето'
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Васильева Оксана Сергеевна. Программа 'Хореография'
  • Соколова Ольга Ивановна. Игра в дошкольном возрасте
  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Гарсия Х. Окончание анализа. От требования любви до дарования. Три сновидения и один подарок
  • Камалова Инга Владимировна. Прогрессивная педагогика и образовательные технологии.
  • Георгий Сергацкий. Кое-что про ревность: афоризмы, высказывания
  • Шизофреногенный; schizophrenogenic
  • Камалова Инга Владимировна. Прогрессивная педагогика и образовательные технологии.
  • Сорокина Наталия Ивановна. Рабочая программа средней группы
  • Лили Шмыгля. Проект оздоровительной направленности «Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровыми хотим»
  • Бурханова Анна Александровна. Программа физического развития дошкольников
  • Психоанализ семейных пар
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Притча «Третье желание»
  • П. Федоренко, И. Качай. Искаженное мышление, порождающее негативные эмоции
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Глущенко Анна Васильевна, Мартыненко Светлана Фёдоровна. Развивающая предметно-пространственная среда как средство речевого развития детей
  • Брат Атон. Основные принципы Телемы
  • Шумова Светлана Викторовна. «Организация работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»
  • Трофимов А.В. Аудит качества
  • Тарасова Лариса Анатольевна. Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
  • Притча «Природа человеческая»
  • Притча «Ходжа смиряет гордость Тимурленга»
  • Зрячих Ирина Александровна. Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь