|
Миллер Жак-Ален. Читать симптом.Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 17242
Автор: Миллер Жак-Ален.
Название: Читать симптом. Формат: HTML Язык: Русский Наслаждение говорящего существа Уже в работе «Торможение, симптом, тревога», во второй главе, Фрейд говорил о том, что симптому присуще то, что он называл удовлетворение влечения, он как «знак и замещение (Anzeichen und Erzatz) некоего несостоявшегося удовлетворения влечения» [5]. Даёт объяснение этому он в третьей главе, с опорой на невроз навязчивых состояний и паранойю, отмечая, что симптом, который сначала предстаёт как какое-то инородное тело по отношению к Я, постепенно пытается всё больше и больше предстать в виде единства с этим Я, то есть пытается быть этим Я буквально инкорпорированным. Фрейд видел в симптоме результат процесса вытеснения. Совершенно очевидно, что над этими двумя главами, да и над всей работой, нам необходимо поработать к следующему конгрессу. Я хочу подчеркнуть следующее: то наслаждение, о котором здесь идёт речь, является ли оно первичным? В некотором смысле да. Можно сказать, что наслаждение свойственно телу как таковому, что оно является феноменом тела. Тогда тело есть то, что наслаждается, но рефлексивно. Тело – это то, что наслаждается само собой, и это Фрейд называл автоэротизмом. Но это справедливо для всякого живого тела. Можно даже утверждать, что в этом и заключается статус живого тела: наслаждаться само собой. Тело как таковое отличает от говорящего существа тот факт, что наслаждение подвергается влиянию языка. Тогда именно симптом свидетельствует о том, что прежде имело место некое событие, которым оказалось отмечено (во фрейдовском смысле слова Anzeichen) наслаждение, и благодаря которому возник Erzatz, то есть то наслаждение, которого лучше бы и не было, и которое затрудняет то наслаждение, которое лучше бы было – наслаждение присущее телу. Так вот в этом-то смысле – нет, наслаждение в симптоме, о котором здесь идёт речь, вовсе не первично. Оно является продуктом означающего. И именно это воздействие означающего делает из наслаждения симптома событие, а не просто какой-то феномен. Наслаждение симптома свидетельствует собой о том, что прежде имело место событие, событие тела, после которого естественное в кавычках наслаждение, которое мы можем представлять себе как данное природой наслаждение живого тела, оказалось вдруг затруднённым и искажённым. Итак, это наслаждение вовсе не первично, но оно первое по отношению к смыслу, который ему придаёт субъект с помощью своего симптома в качестве интерпретируемого. Чтобы лучше это понять, можно воспользоваться противопоставлением метафоры и метонимии. Существует метафора наслаждения тела, эта метафора создаёт событие, то самое, что было названо Фрейдом фиксацией. Этот факт предполагает активность означающего, как это происходит в случае образования всякой метафоры, но в данном случае означающее производит действие над вне-смыслием (hors-sens). А после метафоры наслаждения есть ещё метонимия наслаждения, то есть его диалектика. В этот момент уже возникают сомнения по поводу значений. Фрейд об этом говорит в «Торможение, симптом, тревога», он говорит о die symbolische Bedeutung, о символическом значении, под которое подпадает целый ряд объектов. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|