Миллер Жак-Ален. Читать симптом.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 17242

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Наслаждение говорящего существа

Уже в работе «Торможение, симптом, тревога», во второй главе, Фрейд говорил о том, что симптому присуще то, что он называл удовлетворение влечения, он как «знак и замещение (Anzeichen und Erzatz) некоего несостоявшегося удовлетворения влечения» [5]. Даёт объяснение этому он в третьей главе, с опорой на невроз навязчивых состояний и паранойю, отмечая, что симптом, который сначала предстаёт как какое-то инородное тело по отношению к Я, постепенно пытается всё больше и больше предстать в виде единства с этим Я, то есть пытается быть этим Я буквально инкорпорированным. Фрейд видел в симптоме результат процесса вытеснения. Совершенно очевидно, что над этими двумя главами, да и над всей работой, нам необходимо поработать к следующему конгрессу.

Я хочу подчеркнуть следующее: то наслаждение, о котором здесь идёт речь, является ли оно первичным? В некотором смысле да. Можно сказать, что наслаждение свойственно телу как таковому, что оно является феноменом тела. Тогда тело есть то, что наслаждается, но рефлексивно. Тело – это то, что наслаждается само собой, и это Фрейд называл автоэротизмом. Но это справедливо для всякого живого тела. Можно даже утверждать, что в этом и заключается статус живого тела: наслаждаться само собой. Тело как таковое отличает от говорящего существа тот факт, что наслаждение подвергается влиянию языка. Тогда именно симптом свидетельствует о том, что прежде имело место некое событие, которым оказалось отмечено (во фрейдовском смысле слова Anzeichen) наслаждение, и благодаря которому возник Erzatz, то есть то наслаждение, которого лучше бы и не было, и которое затрудняет то наслаждение, которое лучше бы было – наслаждение присущее телу. Так вот в этом-то смысле – нет, наслаждение в симптоме, о котором здесь идёт речь, вовсе не первично. Оно является продуктом означающего. И именно это воздействие означающего делает из наслаждения симптома событие, а не просто какой-то феномен. Наслаждение симптома свидетельствует собой о том, что прежде имело место событие, событие тела, после которого естественное в кавычках наслаждение, которое мы можем представлять себе как данное природой наслаждение живого тела, оказалось вдруг затруднённым и искажённым. Итак, это наслаждение вовсе не первично, но оно первое по отношению к смыслу, который ему придаёт субъект с помощью своего симптома в качестве интерпретируемого. Чтобы лучше это понять, можно воспользоваться противопоставлением метафоры и метонимии. Существует метафора наслаждения тела, эта метафора создаёт событие, то самое, что было названо Фрейдом фиксацией. Этот факт предполагает активность означающего, как это происходит в случае образования всякой метафоры, но в данном случае означающее производит действие над вне-смыслием (hors-sens). А после метафоры наслаждения есть ещё метонимия наслаждения, то есть его диалектика. В этот момент уже возникают сомнения по поводу значений. Фрейд об этом говорит в «Торможение, симптом, тревога», он говорит о die symbolische Bedeutung, о символическом значении, под которое подпадает целый ряд объектов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мани-Кёрл Р. Цель психоанализа
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Возможности»
  • Евтешина Наталья Дмитриевна. Педагогическая практика на тему: «Творим играя…», поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности.
  • Симптом
  • Симптом; symptom
  • Притча «Размышления о прошлом»
  • Главный Редактор. Надо ли учить детей читать до школы
  • Франкл В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГОТЕРАПИИ
  • СУТРЫ ФИЛОСОФИИ САНКХЬИ. Издание подготовил В.К. Шохин
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Правила чтения заговора
  • Гранин. Эта странная жизнь.
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Притча «Бедный самурай»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Торможение; inhibition
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Киселева М.Г. Практика в больнице: первое погружение
  • Шопенгауэр А. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Притча «Иероглиф по имени Я»
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень I.
  • А. В. Федоров. Нацистские игровые фильмы на русскую тему
  • Фобия; phobia
  • Григорий Кононенко. Уже не ребенок, еще не взрослый: о подростках и их родителях
  • Как формируется первое впечатление о человеке
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Совершенство»
  • Израэль Регарди
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Фромм Э. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Александр Фролов. Дети не читают
  • Притча «О чем просить Бога?»
  • Притча «Носитель»
  • Притча «Пожелание»
  • Редактор. Поделки из помидора
  • Притча «Исполненное желание»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Памятка для родителей и педагогов «Я –это я»
  • С. А. Зелинский. Кинематограф и литература. Единство и борьба противоположностей в контексте влияния на подсознание. - Сергей Зелинский
  • Данилова Е. Учимся читать по складам
  • Притча «Правда нежизнеспособна»
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Латынина Юлия. Игры, в которые играют нации. Нации, которые играют в игры
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • О`Брайен Барбара. Операторы и Вещи. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Притча «От Меня это было»
  • Притча «Веточка черешни»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь