Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60304

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сь после перерыва на обед, Далай- Лама вернулся к обсуждению глубоких различий между буддийской и научной точками зрения, — критериев, определяющих принадлежность конкретных эмоций к деструктивным. В то время как научный стандарт основан на том, причиняет ли эмоция вред самому человеку или другим людям, буддийское практическое правило является более гибким: эмоции являются деструктивными, если они нарушают равновесие ума.
«Критерий, который я использую для того, чтобы отличить конструктивные эмоции от деструктивных, — пояснил Далай-Лама, — очень прост: деструктивные эмоции мгновенно нарушают спокойствие, упорядоченность и равновесие ума. Появление конструктивных эмоций не нарушает равновесия, а только усиливает его.
Кроме того, существуют эмоции, которые порождаются интеллектом. Например, сострадание может родиться у людей, размышляющих о своей горькой участи. Когда человек испытывает чувство сострадания, его разум, разумеется, испытывает легкое волнение, но оно происходит главным образом на поверхности. Глубоко внутри присутствует ощущение уверенности, и поэтому на глубинных уровнях этого волнения нет. В результате такого сострадания, вызванного интеллектуальными размышлениями, разум успокаивается.
Результатом гнева — особенно в долгосрочной перспективе — становится возбуждение ума. Как правило, когда сострадание перерастает из простого ментально
го состояния в поведение, оно стремится проявить себя такими способами, которые могут принести пользу другим; в то время как гнев, перерастающий в поступки, естественно, становится деструктивным. Он может не переродиться в насилие, но если у вас есть возможность кому-то помочь, вы не станете помогать. Такая эмоция тоже будет деструктивной».
Как будет «эмоция» по-тибетски?
Презентация Пола поставила нас перед серьезной дилеммой: английское слово «эмоция» не имеет прямого эквивалента в тибетском языке — похоже, что у этих куль: тур совершенно разные подходы к данному вопросу. Далай-Лама предложил прояснить этот ключевой момент. Трудность состояла в том, чтобы отыскать среди тибетских терминов точное соответствие слову «эмоция» в том смысле, в каком оно употребляется в английском языке.
После недолгих прений мы приняли рабочее определение: эмоция — это ментальное состояние, которое включает сильный чувственный компонент. Из этого определения мы, однако, исключили сенсорные чувства (ощущение боли при порезе пальца или усталость); чувства должны быть привязаны к оценкам — то есть к мыслям.
Но Франсиско Варела вернул нас к исходной точке, к отсутствию в тибетском языке эквивалента слову «эмоция»: «Я очень удивлен, что мысли, как иррациональные, так и разумные, настолько сильно отличаются от эмоций. Я понимаю, что на Западе мы немного зациклены на том, что эмоции не поддаются сознательному контролю и что мысли всегда в той или иной степени рациональны. Но все же как могло случиться, что в тибетском языке, предоставляющем широкие возможное-
ти для различения ментальных состояний, такое коренное различие не нашло отражения?»
Отвечая Франсиско, Далай-Лама поставил под сомнение философскую предпосылку, заключенную в основе вопроса, — почему Запад считает естественным контраст между эмоцией и мыслью, не рассматривая их как интегрированные понятия, как это происходит в рамках буддийской парадигмы.
Далай-Лама начал с обезоруживающего наблюдения: «Возможно, это тема будущих исследований», — сказал он, намекая на возможность найти санскритский эквивалент слову «эмоция» в небуддийских источниках или в источниках, которые не дошли до Тибета*. Как заметил Далай-Лама, в одной из своих работ великий богослов Тсонгкхапа говорит о том, что если какая-то идея не найдена в священных текстах, которые были переведены на тибетский, это не значит, что ее нельзя найти где-ни- будь еще в буддизме.
Но затем он высказал другое предположение: «Если принять во внимание конечную цель буддийской практики — достижение нирваны, то становится понятно, что при изучении разума основное внимание уделяется специфическим ментальным состояниям, способным помешать осуществлению этой цели. Именно это объединяет шесть коренных состояний и двадцать сопутствующих — вредоносных ментальных факторов, рассмотренных Джинпой в первый день. Одни из них являются эмоциями, другие нет, но это не имеет большого значения. Важ
* Далай-Лама отметил, что концепция дхьяны — уровней абсорбции в процессе освоения практики концентрации — и тонкости различных созерцательных состояний разума имеют много общего с другими индийскими традициями, а также с индийским буддизмом. Различия между уровнями описаны в таких терминах, как блаженство, восторг, радость или спокойствие, которое является общим наименованием для всех предыдущих. Возможно, в других традициях, где гораздо больше внимания уделяется таким видам медитации и пониманию уровней концентрации, а также медитациям, отражающим деструктивную природу того, что мы называем загрязнениями в сфере вожделения, можно отыскать термины, являющиеся приблизительными эквивалентами эмоции.
но то, что все они обладают одним общим свойством — являются помехами.
В противоположность этому современная психология не ставит перед собой цель достижения нирваны, — подчеркнул Далай-Лама. — Но мы попробуем это изменить!»
Далай-Лама продолжил: «Пытаясь понять, почему Запад придает такое значение идентификации эмоций, могу высказать одно предположение. На мой взгляд, все дело в том, что начиная с эпохи Просвещения, или даже еще раньше, с Фомы Аквинского, приоритетами западной науки являются здравомыслие и интеллект. Но что может помешать здравомыслию? Эмоция.
У вас есть две категории, которые вы противопоставляете друг другу. Тот факт, что в западной науке существует специальный термин для обозначения эмоций, не обязательно говорит о том, что ваша наука уделяет особое внимание вопросу природы эмоций. Возможно, первоначальным мотивом присвоения чему-то названия „эмоция" было желание увеличить силу здравомыслия путем идентификации чего-то неблагоразумного, чего- то иррационального».
Здесь нужно заметить, что сомнение Далай-Ламы в обоснованности проводимого Западом разделения между эмоциями и когнициями нашло поддержку в последних открытиях нейронауки. Мозг, похоже, не проводит четкого различия между мыслью и эмоцией, поскольку каждый участок мозга, который играет хоть какую-то роль в эмоциональных процессах, одновременно связан с теми или иными аспектами когнитивных процессов. Биологические схемы эмоций и когниций переплетаются, подтверждая доктрину буддизма о неразделимости этих двух элементов*.
* См., например: Дэвидсон Р.Дж., Ирвин У. Функциональная нейроанатомия эмоции и аффективного стиля (R.J. Davidson and W. Irwin, «The Functional Neuroanatomy of Emotion and Affective Style». Trends in Cognitive Science 3 (1999): 11-21).
Медитация — окно в мир тонких эмоций
Пол согласился с историческим анализом причин Да- лай-Ламы, объясняющим, почему эмоциям придается такое значение в западной философии. Но при этом он чувствовал, что проблема выходила за рамки лингвистического определения эмоций в область коренных различий между культурными системами. Пол подозревал, что Далай-Ламе было трудно вникнуть в детали научного анализа эмоций, так же как для Пола представляло сложность вникнуть в нюансы продвинутых медитативных практик, поскольку он не располагал ни личным опытом, ни знанием их теоретических обоснований. Помимо этой нестыковки в определениях, сам поворот нашего диалога в сторону таких тонких нюансов немного разочаровал Пола, который надеялся, что мы займемся обсуждением вопросов, которые он поднял утром.
Однако это не поколебало боевой дух Пола, и он задал вопрос о различиях между деструктивными и конструктивными эмоциями на поверхностном и на глубинном уровнях: «Я понял ваши слова или, во всяком случае, их перевод, но не совсем понял, что именно вы имели в виду. Мне интересно, существуют ли аспекты эмоционального опыта, которые нельзя постичь без специальной подготовки? Могут ли практикующие тибетский буддизм воспринимать эмоции в таких формах, которые недоступны и в этом смысле непостижимы для тех, кто этим не занимается?»
Далай-Лама, в принципе, согласился, что должны существовать определенные аспекты эмоций, которые останутся непонятными, если только не испытать их самому: «Например, одним из



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь