Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.

Категория: Библиотека » Психоанализ | Просмотров: 11760

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский




Невроз навязчивости

Что касается невроза навязчивости, то, вопреки мнению Лакана, считающего, что он едва ли более сложен, чем истерия, мы сталкиваемся здесь с самой настоящей головоломкой! Все, о чем говорилось выше, действительно, имеет много сходства с проблемой желания, присущей обсессивному невротику. Точно так же, как и для истерика, ему предстоит найти место для своего желания, исходя из означающих координат требования. Точно так же оно удваивается между требованием, которое формулируется в высказываниях, предполагающих Другого речи, и требования, которое уже имеет в виду некую собственную потусторонность, поскольку оно приобретает свой вес, отталкиваясь от реального Другого, способного ответить на данное требование отказом.

Как все мы, обсессивный субъект находится в зависимости от Другого. Зависимость субъекта от некого Другого конституирует его в качестве инстанции, которая может или не может давать. Перед нами -субъект, с самого начала соотнесенный, соединенный со всеми формами требования особым приемом (/S перечеркнутое - ромб большое D ): каким бы ни был объект требования, он затем исчезнет, столкнувшись с тем фактом, что Другой может на него ответить или не ответить, принять его или отвергнуть. «S перечеркнутое ромб большое D» представляет в верхней линии графа этот особый прием требования в той мере, в какой он будет активен в бессознательном. Кроме того, частичный объект не теряет своих прав, а напротив, приобретает их, поскольку достигает нового, более влиятельного уровня как «абсолютного условия» желания. Таким образом, Другой обещает, но, отвечая на обещание, он одновременно порывает с этим обещанием, поскольку полученное не имеет ничего общего с тем, что ожидалось. Или, вернее, полученное, то есть желание в качестве того, что разделяет субъект и что делает его ответственным за его объекты, заставляет его полагать, что он мог бы получить нечто другое, что не только принесло бы ему больше удовлетворения, но и освободило бы от груза этих самых объектов.

Мне представляется, что именно в этой точке обсессивный невротик сталкивается с оценкой своего решения, которую можно описать следующим образом: если бы я не зависел от Другого-требования, чтобы желать, я мог бы получить гораздо большее удовлетворение; но, коль скоро я зависим от Другого, мне ничего не остается, как его разрушить, приуменьшить, обесценить, поставить в один ряд с доставшимися мне жалкими объектами; но поскольку его можно уничтожить его же оружием, я продолжаю поддерживать существование этого Другого, которого ненавижу за то, что любил.

Формула «S 0D» проходит через весь текст V Семинара.

Вся головная боль обсессивного невротика заключается в том, чтобы хотеть Другого без желания, Другого, разделенного с желанием: в результате, с одной стороны, он имеет доступ к желанию в форме запрета, а, с другой, сталкивается с Другим требования, который командует, предъявляет это Требование. Лакан раскрывает значение этого последнего положения, приводя удачный пример ребенка, требующего коробочку: в настойчивости этого ребенка есть что-то, превосходящее обычное требование. Это, по словам Лакана, «идея фикс», она «носит характер абсолютного условия» - условия, присущего желанию, которое опрокидывает его на требование.

Именно так обсессивный невроз становится болезнью требования: он требует все или совсем ничего не требует, он слишком много говорит, неизменно заявляя о своей некомпетентности; он требует это, а мог бы также потребовать другое. Пережевывание, сомнение, абулия, - все эти явления свидетельствуют, что всякий раз, когда задействовано некое желание, свое или партнера, это желание рассматривается точно так же, как требование. Его изучают, взвешивают, ищут хорошую формулировку. В глубине любая форма требования его разделяет. Приведем пример, заимствованный Лаканом у Буве, пациентка которого во время мессы вдруг увидела, как на месте облатки появился мужской половой орган. Именно в самый символический момент требования, каким является молитва, возникает обесцененный этой женщиной отвергаемый объект.

Эта болезнь требования затрагивает также партнеров субъекта, и Лакан показывает в своем семинаре значение фигуры «супруга», как будто специально предназначенного для агрессивного обесценивания со стороны обсессивного невротика. И дело тут не в его особой злобности, а в особой логике: «поскольку ты есть тот, кто всегда чего-то от меня требует, ты и есть тот, кто меня убивает» (замкнутый круг обсессивного невротика (с.470). «Обсессивный невротик служит разрушению желания Другого» (с.468) или «Речь идет о том, чтобы низвести Другого, поставив в ряд объектов, его разрушить, но для этого ему необходимо поддерживать Другого на уровне требования, а иногда это требует мужества» (с.469). Мужество необходимо, потому что всегда должен быть наготове ответ на предполагаемое требование Другого: это своего рода пространство подвига, упорного труда, которому Лакан посвящает незабываемые страницы. На этом создается, говорит нам Лакан, сама ткань жизни обсессивного невротика: боготворить Другого как Другого означающего и разрушать его как Другого желающего (с.472).

Итак, перед нами дверь, позволяющая войти в лабиринт обсессивного невроза: «разрушение и поддержание объекта» (с.388-392, 398-399). Эта парадоксальная черта отмечалась в клинике со времен Фрейда и, как утверждает Лакан, она может быть понята только в том случае, если мы рассматриваем объект, прежде всего, как означающее. Тогда этот парадокс смещается к разрушению и поддержанию Другого, разрушению и поддержанию желания в качестве желания Другого. Это приводит к формированию двух «серий». Сторона «поддержание»: ей мы припишем такие характеристики, как «просить разрешения» (с.412), «беречь другого» (с.417); все, относящееся к категории «подвига», предполагающего Другого в качестве зрителя, свидетеля; Другого, «в котором вещи сочленяются в терминах означающего». Сторона «разрушения»: здесь сосредоточены фантазии и отношение к желаемому объекту, отношение к матери, симптомы, «требование смерти», то есть имя, которое Лакан предлагает для обозначения агрессивности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Официальное решение»
  • Корянов А.Г., Прокофьев А.А Математика. ЕГЭ-2014. Решение неравенств с одной переменной. (Задания С3)
  • Притча «Только дождись момента»
  • Навязчивость
  • Кузнецовой Л.В. и др. Решение задач ГИА по алгебре к учебному изданию
  • Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Математика. ЕГЭ-2014. Решение неравенств с одной переменной. (Задания С3)
  • Башкатова Ю.И. Управленческие решение
  • Садовничий Ю.В. ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. Решение уравнений и неравенств
  • Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы
  • Станислав Клоссовский. Золотая игра. Иоганн Даниэль Милиус, Philosophia reformata
  • Прасолов В.В. Решение задач повышенной сложности по геометрии. 7-9 классы
  • Притча «Решение проблем»
  • Белавин И.Ю. Решение задач по химии
  • Астраханцева Елена Эрбильевна. Авторские стихи 'Размышление Егорки', 'Креативное решение'.
  • Зорин Н.И. ОГЭ 2019. Физика. Решение задач
  • Шиманович И.Л. Химия. Методические указания, программа, решение типовых задач, программированные вопросы для самопроверки и контрольные задания
  • Л.В. Кузнецовой и др. Решение экзаменационных задач по алгебре за 9 класс к учебному изданию «Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл.»
  • Зорин Н.И. ЕГЭ 2009. Физика. Решение задач частей В и С. Сдаем без проблем!
  • Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике
  • Ярослав Коптев. Решение задач на разностное сравнение
  • Олейник А.П. Физика. Решение задач
  • Артюкова Анастасия Сергеевна. Проект на тему: Деревья. Какие они?
  • Хомченко И.Г. Решение задач по химии
  • Берман Н.И. Решение задач по химии. Справочник школьника. Составлял
  • Веремьев А.Ф. Решение экзаменационных задач по алгебре за 9 класс к учебному изданию Шестакова С.А. и др. «Сб. задач для подг. и проведения письменного экзамена. 9 кл.»
  • Власова И.Г. Решение задач по физике. Справочник школьника. Составлял
  • Арефьева И.Г. Повторяем математику за курс средней школы. Решение смешанных тестов
  • Ивлев Б.М. и др. Решение самостоятельных и контрольных работ по алгебре и началам анализа за 11 класс
  • Шестакова С.А. и др. «Сб. задач для подг. и проведения письменного экзамена. 9 кл.» Веремьев А.Ф. Решение экзаменационных задач по алгебре за 9 класс к учебному изданию
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Попова И.Н. Учебно-тренировочные и тематические тесты по математике. Базовый уровень. 9 класс. ГИА в новой форме
  • Дорофеев Г.В. и др. Решение экзаменационных задач по математике за 11 класс
  • Хайбулина Наталья Григорьевна. Решение проблем правильного питания с помощью сказок
  • Манида С.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности: по материалам городских олимпиад школьников
  • Даниэль С.М. Картина классической эпохи
  • Гузей Л.С. и др. ГДЗ (решебник) по химии 9 класс - Гузей.
  • Рамазанова Татьяна Валерьевна. Конспект занятия по математики в подготовительной группе «Путешествие в математику»
  • Чуркин В.М. Решение задач по теоретической механике. Геометрическая статика
  • Притча «Решение и действие»
  • Буланов Э.А. Решение задач по сопротивлению материалов
  • Локоть В.В. Задачи с параметрами и их решение. Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы. 10 класс
  • Гузей Л.С., Суровцева Р.П. ГДЗ (решебник) по химии 10 класс - Гузей Суровцева.
  • Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика
  • Георгий Почепцов. Советский опыт управления массовым сознанием как предтеча российских информационных операций
  • Душистов Д.В. Решение 50 типовых задач по программированию на языке Pascal
  • Кириллов В.М., Давыдов В.А., Задерновский А.А. и др. Решение задач по физике
  • Кузьминых Алевтина Егоровна. Непосредственно образовательная деятельность область «Познание» Формирование элементарных математических представлений Тема: «Приглашение Мудреца на математический карнавал»
  • Метельская Оксана Павловна. Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: ФЭМП Тема: «Решение задач» для подготовительной группы (6 лет)
  • Ивлев Б.М. и др. Решение самостоятельных и контрольных работ по алгебре и началам анализа за 11 класс к уч. пособию " Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса."
  • Притча «Простое решение»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь