Миллер Жак-Ален. Читать симптом.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 17292

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский



Дискурс, который бы стал чем-то Реальным

Тут есть от чего закружиться голове и у самих философов, причём от помутнения в самой диалектике. Ведь бытие является противоположностью внешнего облика, но в то же время и оно само является ни чем иным как внешним проявлением, особой модальностью этого проявления. И тогда, эта присущая бытию хрупкость обосновывает изобретение понятия, объединяющего в себе и бытие и внешний облик, понятие подобие (semblant). Подобие – это слово, которое мы используем в психоанализе, и с помощью которого мы пытаемся ухватить то, что неразрывно и одновременно является и бытием и внешним проявлением. Совсем недавно я пытался перевести это слово на английский язык с помощью выражения make believe. И на самом деле, если мы в него поверим, то уже нет разницы между внешним обликом и бытием. Это вопрос веры.

Таким образом моя идея, связанная с философией, но полученная благодаря психоаналитическому опыту, заключается в том, что Греки, и именно потому, что они были в высшей степени захвачены борьбой с головокружением, искали что-то, что можно было бы назвать неким по ту сторону бытия, по ту сторону подобия. То, что мы с вами называем Реальным – это как раз и есть то самое по ту сторону подобия, то самое по ту сторону, которое является таким проблематичным. Существует ли по ту сторону подобия? Реальное мы получим тогда, когда получим такое бытие, которое уже не будет бытием языка, которое будет неприкасаемым для экивоков языка и безразличным к make believe.

Такого рода Реальное, где греки его находили? А находили они его в математике, и ещё, с тех пор как математика продолжала своё развитие подобно тому, как продолжала своё развитие и философия, сами математики всегда с большим удовольствием называют себя платониками, в том смысле, что они вовсе не считают себя теми, кто сам создаёт свой объект исследования, но теми, кто раскладывает Реальное, которое существовало ещё до них. И вот это-то и заставляет задуматься, по крайней мере это заставило задуматься Лакана.

Однажды Лакан прочитал семинар, который назывался «О дискурсе, который бы не был (которые не будет) подобием (о подобии)» (« D’un discours, qui ne serait pas du semblant »). Это формула так и осталась загадочной, и даже после того, как этот семинар уже был опубликован, ибо название предстаёт одновременно и в условной и в отрицательной формах. Но как раз в такой форме он и заставляет думать о дискурсе, который бы был Реальным (о Реальном), именно это здесь и имеется ввиду. Лакан имел скромность не говорить этого в том неприкрытом виде, как это делаю я, он довольствовался лишь условной и отрицательной формами: о дискурсе, который бы стал (который будет) Реальным; о дискурсе, который бы взял (который возьмёт) за отправную точку Реальное; как в математике! Это была у Лакана такая мечта – поставить психоанализ на один уровень с математикой. В связи с этим нужно отметить, что только в математике Реальное неизменно, ну разве что на полях. В математической физике, которая одновременно и включает в себя и находит опору в математике, понятие Реального оказывается достаточно подвижным, поскольку оно наследует старую как мир идею о природе. И благодаря квантовой механике, благодаря поискам бытия по ту сторону атома, можно сказать что Реальное в физике стало переменчивым. Физике знакомы дискуссии между учёными куда более живые чем те, что случаются в психоанализе. То, что для одного является Реальным, для другого – не более чем подобие. Они пропагандируют своё представление о Реальном, поскольку с определённого момента начали принимать во внимание наблюдение. Именно с этого момента, в совокупности, состоящей из наблюдателя и инструментов наблюдения, начинают происходить взаимоналожения, и тогда Реальное становится чем-то зависящим от субъекта, то есть перестаёт быть абсолютом. Можно сказать, что таким образом субъект предстаёт в качестве экрана Реального.

Совсем не так обстоят дела в математике. Так как же в математике удаётся получить доступ к Реальному, с помощью какого инструмента? А доступ к нему получается, и здесь нет никаких сомнений, с помощью языка, но такого языка, который не экранирует собой это Реальное, который сам является Реальным. Это язык, сведённый к своей материальности, буквально к значащей материи, это язык сведённый к букве. У буквы, в отличие от гомофонии, то, что мы обнаруживаем, так это не существо, being, in the letter is not being that you find, а the real.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Притча «Деньги и наслаждение»
  • Ромек В., Ромек Е. - Тренинг наслаждения
  • Рамиль Гарифуллин. Психология комического.
  • Притча «Наслаждение и совершенство»
  • Тело; Body
  • Фрумкин К. ЦЕЛИ ЖИВОГО СУЩЕСТВА
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Алголагния; algolagnia
  • Терехова Елена Юрьевна. «Сказки читаем — в театр играем»
  • Символ; Symbol
  • Роут Ш. Диагноз психотерапевта и диагноз психиатра
  • Георгий Сергацкий. Плутовство в любви (Из книги «Изнанка любви, или Опыт трепанации греха...»)
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Уничтожение сделанного; undoing
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Прист С. Теории сознания.
  • Герберт Стэнли Редгроув. В поисках философского камня
  • Симптом
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • В. Грачева. О чем говорит язык тела?
  • Притча «Сущее»
  • Притча «Мастер - тоже человек!»
  • Психология восприятия музыки. Как возникает музыкальное удовольствие
  • Притча «Христос о светильнике»
  • Слова, которых нет.
  • Ананда Майтрейя Тера (Алан Беннет Макгрегор). Переселение душ
  • Притча «Про любовь»
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Йегуда Ашлаг. Характер науки Каббала
  • Автоэротизм
  • Великий Пан
  • Хальцбаур У. и др. Event-менеджмент
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Вытеснение; repression
  • Притча «Кто лучше?»
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Невроз; neurosis
  • Старовойтов В.В. Загадка Я
  • Фобия; phobia
  • Торможение; inhibition
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Давление (влечений); pressure



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь